antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

гимнархия: иди домой, учи слова

Белорусский топ-блогер пан Максим Мирович - трудолюбивый антисоветчик, но далеко не методолог. И совсем не антрополог. Нынче он анализирует текст гимна СССР, доказывая его лживость. Однако герменевт и аналитик он посредственный, и опирается только на собственную логику, тенденциозную и школярскую. Поэтому не поднимается выше уровня школьного сочинения.

Если же взойти на уровень общей антропологии - тексты обоих гимнов СССР представляются очень последовательными, точными и глубокими. Даже кажущиеся огрехи благозвучия и поэтики - это продуманный и многозначительный приём автора. Разумеется, дело не в недостатке мастерства его создателей. Над гимном работали выдающиеся словесники. Это Сергей Владимирович Михалков - автор звучных детских стихов, известных каждому. Это Габриэль Аршакович Уреклянц (Эль-Регистан) - хороший профессионал, владеющий несколькими языками, автор книг и сценариев. Весьма адекватную правку внёс Иосиф Виссарионович Сталин - выдающийся редактор и мастер слова, чьи высказывания стали крылатыми, документы оказали влияние на мировую историю, а книги продавались колоссальными тиражами. Добиться всего этого более чем сложно.



Никакого абсурда в текстах обоих вариантов гимна нет.

Во-первых, это не варианты, а разные гимны - двух различных государств. Военный Советский Союз 1940-х по своей управленческой структуре наркоматов, административному делению, конституции, двойственному статусу оккупируемых, освобождаемых и присоединяемых территорий, а также по статусу многих граждан - существенно отличался от СССР 1977 года с его министерствами, 15 республиками, холодной войной и брежневизмом.

Во-вторых, Великая Русь действительно сплотила [создала] союз республик (а не княжеств, царств, штатов) - номинально свободных, имеющих собственные (хотя бы частично) законодательство, правительство и автономию в принятии решений. Везде были свои исполкомы, советы, даже конституции - либо аналогичные республиканские акты. Эти республики существуют по сей день: Татарстан, Якутия, Бурятия, Таджикистан, Узбекистан, Башкортостан и т.д. Без историко-политического влияния русских на данных территориях существовали бы каганаты, ханства, орды, царства, улусы, сянь-шэни, кантоны etc.

В тексте гимна Советское правительство желает этому союзу здравствовать и полагает, что он нерушимый. Это было достоверное и законное мнение советских граждан, которое действительно имело место. Мы знаем постфактум, что Союз перестал существовать в 1992 году. Однако люди прошлого об этом не догадывались - в течение всего срока его истории. Даже в конце 1991 года, после принятия Беловежских соглашений, значительная часть граждан СССР ещё не знала или не верила, что это государство исчезло (полагая, что как-нибудь утрясётся). Де-юре СССР существовал и в 1992 году, потому что граждане легитимно пользовались его реквизитами: паспортами, казначейскими билетами, всевозможными документами, нормативно-правовой базой. Поэтому корректнее писать, что СССР прекратил своё существование в 1992 году, а не в предновогоднем "хвостике" 1991 года.

Срок жизни любого объекта мироздания не бесконечен. СССР был довольно неустойчивым образованием, хотя бывали государства и империи с гораздо более кратким сроком жизни. СССР был так неустойчив, что люто карал за антигосударственные и антисоветские действия, и даже намерения и помыслы. Для устойчивого образования это не требуется, оно само себя бережёт. СССР многократно находился под угрозой исчезновения. Основы государства шатались в конце 1930-х, в 1940-х, в 1950-х, в 1980-х. Лишь чудом, точнее, титаническими усилиями граждан, СССР не рухнул в 1941 году. Его вполне могли оккупировать и расчленить соединённые силы фашистов, а затем на эти территории ринулись бы войска других государств - делить новую колонию. СССР мог разрушиться изнутри - путём переименования, реструктурирования, административной перестройки. В то время внутренние субгосударственные образования постоянно переименовывали, ликвидировали, учреждали, меняли законодательство и топ-менеджеров, что равноценно перевороту. Появились и исчезли Республика Крым, Карело-Финская республика и многие другие. Всевозможные территориальные области, а также учреждения государственной власти - комитеты, наркоматы, советы - постоянно переименовывали. То есть учреждали новое юридическое лицо, политический и управленческий аппарат. А старый? Не будем вспоминать! В конце 1980-х в Советском Союзе произошла кардинальная реформа власти, сравнимая с революцией. СССР стал президентской федерацией республик, а не партийной теократией.

Далее Мирович заблуждается, говоря, что СССР не был могучим. Это однозначно могучее государство - даже при нищете отдельных граждан. Ни одна другая страна столько не наворотила.

Советское правительство справедливо констатирует в гимне, что ему сияет солнце свободы, но преобладают грозы, поэтому приходится подсвечивать лампочкой Ильича. Это вполне логично.

А Сталин? Тоже верно. Советское государство в таком виде, в котором оно существовало к 1940-м годам, действительно вырастил Сталин. Он был основным строителем госаппарата. И действительно - Сталин вдохновлял миллионы людей на труд и подвиги, фактически или номинально. Это отражено в документах эпохи.

В 1943-44 годах граждане из последних сил боролись с тяготами войны. Им остро требовался соответствующий гимн. Поэтому последний абзац, как и весь гимн - военный.

История гимна СССР открывает поразительные факты. Оказывается, в такой огромной и тоталитарной стране, как СССР, где идеологической борьбой занимались миллионы людей, где музыкальное образование имели миллионы - гражданскому обществу и государству не хватало силёнок, чтобы сочинить себе гимн! СССР длительное время существовал без оригинального текста этого ключевого компонента государственной символики. И только лишь аристократ, дворянин, никакой не пролетарий и не полковник НКВД - а штатский детский поэт Сергей Михалков осмеливался на этот шаг. Словно мифический титан-небожитель (или его детский аналог - Дядя Стёпа). Потому что шаг этот был рискованным и безмерно ответственным. "Поэт в России больше, чем поэт" - потому что за брошенное в творческом порыве необдуманное слово или пропущенную запятую его в любой момент могут убить. А затем убьют всех его читателей. Здесь у поэта должна быть гражданская позиция, как у Прометея. Причём для поэзии срока давности преступления не существует - могут расстрелять и за Гомера.

В период с 1922 по 1944 год в качестве гимна использовался французский Интернационал. А с 1956 по 1977 год, как будто нося траур по сталинизму, государственный гимн СССР исполняли без слов.

Вики пишет, что новую редакцию текста гимна, где смягчился бы военный пафос и отразились верования в приближение коммунизма, осмелился предоставить тот же Михалков, и что произошло это в 1970 году. По какой же загадочной причине текст не могли утвердить целых семь лет - до указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 года? Кто подписал указ? Кто блокировал? Почему вообще была волокита? Почему вдруг решились? Надо бы выяснить.

Последний абзац гимна СССР был намеренно написан столь корявым языком и содержал такие абсурдизмы, что с трудом укладывался в сознании. В результате эту крохотную строфу мало кто мог запомнить. Начало гимна подхватывали все, а под конец - мычали. В самом деле - что такое "беззаветно"? Чем оно отличается от "заветно"? Почему мы верны не стране, гражданам, правительству - а только знамени, причём красному? Что такое Отчизна? Таким словом называли и Россию наполеоновских войн, и царскую Россию Первой Мировой. Являются ли для обывателя средней полосы "отчизной" ново-присоединённые республики, например, Тува, Эстония или Закарпатье? Если бы присоединили Афганистан, он назывался бы Отчизной для дальневосточников и уральцев? Вряд ли. А для воевавших там призывников с Камчатки? Тоже вряд ли.

Всё это казалось странным, поэтому интуиция противилась запоминанию.

С.В. Михалков проявил огромное мастерство, создав уникальный документ: некоторые строки второго гимна СССР впечатываются в сознание (начало куплета I, строки припева I и III). А некоторые строки (II строка припева, последний куплет) - не воспринимаются.

Но по-настоящему Михалков дал всем прикурить, когда каким-то загадочным образом заставил принять тот же самый гимн (музыкально и отчасти вербально) - для якобы новой Российской Федерации. Причём теперь он написал его в такой форме, которая не воспринимается сознанием уже с первой и до последней строки. Наизусть гимн РФ могли выучить лишь самые трудолюбивые зубрилы или по долгу службы. От такой явной и символической реставрации думающие граждане были в шоке.



Текст нового гимна также совершенно логичный и корректный. Однако я не могу запомнить ни одной строки. В моём микрокосме такая особенность свидетельствует о каком-то несоответствии действительности, кардинальном отклонении от истины. В моём сознании заложен картезианский индикатор паралогизмов, чтобы не засорять его лишними воспоминаниями. Вероятно, псевдология гимна отражает его несоответствие будущими событиями, которые уготованы России внутренними и внешними врагами. Поэтому Михалков правильно сказал, что Российская земля хранима одним лишь Богом - то есть богоданными природными условиями, её холодами, вечной мерзлотой, бесконечными субарктическими просторами, болотами и неудобьями. А вот граждане, особенно поставленные у какого-либо руля, такую сохранность обеспечить не могут. Эта задача слишком сложна, никакому человеку она не по плечу.

В своих критических заметках пан Мирович порадовал меня упоминанием "Канона ре мажор" немецкого композитора XVII века Иоганна Пахельбеля. Считать, что бравурный горлодёр гимна СССР основан на этом задумчивом прототипе или даже является плагиатом - верх глупости. Я нотную грамоту разбираю плохо, но какой бы ни была "секвенция", у них нет ничего общего, особенно в культурно-историческом и психологическом плане. Тем не менее это именно та мелодия, которую я давно хотел идентифицировать. И буквально вчера вспоминал! Товарищ по Союзному государству словно прочитал мои мысли!



Теперь я знаю, что за музыка играла в плеере, когда я отправился в гости к Малевичу. Причём было это аккурат в тот год, когда гимн СССР утратил своё звучание!

Острословы придумали Михалкову прозвище "гимнюк". Я не являюсь фанатом его творчества, хотя и признаю очень высокий уровень его детских стихов, ставших поистине народными. Создать такой контент чрезвычайно сложно. И я отдаю должное его личности. Этот человек умудрился прожить необычайно долгую и плодотворную жизнь. Он умер в 96 лет - и его агония была величественной, как у настоящего мага и словесника. Он находился в полном сознании. Его последними словами были: «Ну хватит мне. До свидания». И закрыл глаза. Значит, он знал, что свидание состоится. Вообще-то многие люди ведут себя перед смертью гораздо менее достойно.

Михалков предоставил текст гимна на конкурс будучи почти в девяностолетнем возрасте. Мало кто на это способен. Точнее, никто! Даже долгожители в большинстве своём к 87 годам уже впадают в маразм или ведут скромное, отнюдь не творческое существование. И, разумеется, никто в этом возрасте не отваживается на такие шаги, как создание государственной символики.

Гимнюк - не единственный вариант неологизма. В русском языке есть следующие биологические термины, обозначающие довольно внушительные объекты:

Гимнарх - крупный пресноводный угорь.
Гимнот - ужасный электрический угорь с самым сильным разрядом среди электрофоров, смертоносный для человека и животных.
Гимнур - очень крупный крысиный ёж, без колючек, но агрессивный и зловонный.
Гимноплевр - небольшой, но очень шустрый навозный жук, похожий на скарабея.
Гимен - девственная плева, ценнейший объект мира, из-за которого кипели безумные страсти, трагедии, преступления и наказания, ломались судьбы и копья (включая пещеристые тела). И лилась кровь, кровь, кровь - из самых разных частей тела: от разбитого носа до пронзённого сердца, ну и на брачные простыни, вестимо.
Гимноспермы (или голосеменные растения) - это самые величественные обитатели биосферы. Они образуют колоссальную биомассу тайги, горных лесов, а также крупнейшие и старейшие отдельные организмы биосферы Земли (секвойя, метасеквойя, псевдотсуга, остистая сосна и др.)

У крылатого выражения "Omne ignotum pro magnifico est" есть интересный перевод: "Славны бубны за горами". Поэтому не будет грехом перефразировать - "Omne gymnotum pro magnifico est".

А собственно "гимнос" - означает "обнажённый". Отсюда гимнастика, гимназия. Якобы потому, что обучение велось без стесняющих одежд. Хотя данная этимология мне не по душе - полагаю, там всё сложнее и психологичнее. Сакральные песнопения называли гимнос, потому что язычники снимали с себя символическую защиту - пояс, обувь, верхнюю одежду, шлем, плащ, демонстрируя незащищённость и открытость перед божествами. У христиан это осталось как ритуал снимания головного убора, а у азиатов и мусульман - обнажать стопы. Однако в единобожии осуждалось нетрадиционное обнажение, например, "рас-поясаться", "рас-христаться" (то есть открыть ворот, показывая нательный крест). Так же и при обучении. Чтобы успешно учиться, надо было совлечь с себя не столько одежду, сколько стереотипы, заскорузлую логику невежды, оковы предыдущего опыта и завышенную самооценку. Это сложно. Например, пан Мирович на это едва ли способен - ибо он является топ-блогером.

По нынешним временам топ-блогер - это не что иное, как учёное звание, вроде академика или профессора. Раз нравится публике - значит, это народный профессор. Такие звания уже имели место в истории - профессура в кожанках, народные комиссары и т.д. Не всегда они были продуктивны, но формально имели успех. Обычный доктор наук вполне может числиться маргиналом с нулевой посещаемостью, ибо его тексты понятны лишь горстке специалистов. То ли дело актуальная попса на злобу дня! Поэтому современному топ-блогеру совсем не требуется учиться, разоблачаться, анализировать, работать, запоминать, осмысливать и усваивать логику других экспертов. Ему вполне достаточно для успеха - регулярно копипастить и критиковать какой-нибудь чужой контент. Ему даже комменты не нужны. Разве что ответит для приличия парочке верных "первонахов". Да и нереально это - вычитывать тысячи комментов ежедневно. Их можно только передавать "диванным войскам", чтобы шерстили, троллили - и подшивали в досье.


Уважаю этот клип. Вот где настоящий гимн! И текст всем понятен.
Tags: антропорусистика, герменевтика, история
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments