antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

системные ограничения

«В науке нет такого запретного соседнего или дальнего участка, где висела бы надпись: "Посторонним вход запрещён". Ученому всё дозволено – всё перепроверить, всё испробовать, всё продумать, не действительны ни барьеры дипломов, ни размежевание дисциплин. Запрещено ему только одно: быть не осведомленным о том, что сделано до него в том или ином вопросе, за который он взялся».
(Б.Ф.Поршнев. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). Издательство "Мысль", Москва, 1974 г.)

Ну здесь Поршнев пошутил, а точнее, выдал желаемое за действительность. В реальном научном сообществе картина обратная, или, как говорят русские, "всё с точностью до наоборот". В эпоху информационного дилювия профессиональное сообщество, которое привыкло пастись на ниве знаний, совершенно отравилось, разжирело и утратило человеческий облик.

Аналогичная ситуация наблюдалась в период ноосферного дилювия, который накатил на русскоязычный мир с 1990 по 1998 год. Но тогда потоп был не столько информационный, сколько аксиологический. Вал, захлестнувший русскоязычное общество, состоял из морально-этических, правовых, практико-технологических, политических и правовых установок, совершенно непривычных для большинства. А фактической информации в чистом виде, в том числе научной, было не так уж много, поэтому она ещё как-то ценилась.

Затем подоспел и следующий показатель: обесценились концепты и знания. Вавилонское столпотворение - собрали лучших мастеров, а они так переругались, устроили такую логомахию, что вместо башни до небес построили грандиозный свинарник. Сейчас фактура гроша ломаного не стоит - люди утонули в море точнейших сведений о чём угодно, и от того, что везде и всюду осуществляется "разрыв шаблона".

Русские в этом плане весьма уязвимы. Такая уж у них экология. В Стране Морозии наивысшей ценностью является отнюдь не сакраментальная свобода: "сосны, небо голубое". Наоборот! Морозной зимой без крыши и стен - верная смерть. У русских всегда отбор поддерживал обратные ценности. Здесь в коллективном бессознательном ценятся преграды, препоны, стены, железные занавесы, баррикады, крыша, своды, подполье, подземелье, мрачные застенки, лабиринт, запечный угол, чулан и т.п. Это верх аксиологии, это острие интереса. Надо быть слепым, чтобы этого не понимать.

Я как раз и был таким слепым, потому что задумался о логике данного явления только сейчас, в порядке диалектики.

Следует помнить, что менталитет русских - многоуровневый. Русские жаждут иметь крышу над головой, толстые прочные стены, потому что это жизнь. Но при этом "в глубине души" они ненавидят этот груз, эти оковы, эти препоны. Это неудивительно. На морозе и ветру человек жаждет скрыться в избе, душной, дымной, грязной. Но за долгую зиму он проникается лютой ненавистью к этой пещере. И всю зиму он изобретает копинг-технологии, как пережить эту экзистенцию. Среди них - спячка психофизиологическая (полудрёма), сон разума, способность подолгу пребывать в олигофренической экзистенции, когда личность довольствуется информацией самого низкого качества. Процветают различные виды норного макиавеллизма, пещерная ненависть к соседу, который портит твой воздух. Парадоксальные яктации примитивнейшей азартной игры могут скрасить целые месяцы зимнего затворничества. Но параллельно с этим у русских включаются и компенсаторные практики: воспарение к вершинам духа в мечтах, медитативное бдение, герменевтика, стремление найти великое в ничтожном, бурное веселье, нежное братание, философствование на кухне - обязательно на повышенных тонах и с нотками сакраментальности.



Поэтому ограничивать свободу русским надо тонко, психологично, приручать их к неволе постепенно, подкармливать и поглаживать по шёрстке. Иначе конь взбесится и сломает стойло, выскочит из конюшни, станет носиться по деревне, ржать, убежит в лес. И вскоре сдохнет от бескормицы и холода. Выдержать русские морозы могут лишь якутские лошади, но у якутов свой менталитет. Чистить авгиевы конюшни очень сложно. У жеребцов есть проблема: в препуциальных складках и уретре скапливается затвердевшая смегма, образуя крупные гранулы и налёт. Конь от этого может погибнуть. Поэтому рекомендуется раз в год чистить "конскую залупу", причём в перчатках, потому что, как пишет Г-н Бредото, "работа эта грязная и вонючая". И жеребцу она тоже не по нутру - он брыкается и кусается. Ветеринары одно время даже выступали за обездвиживание пациента, хотя это и вредно.

Надо бы обдумать сей феномен - зимний и конский факторы пресловутой "загадочности". Никогда этим не занимался. Отчасти потому что джунгли гуманитарных наук поделили и приватизировали довольно хитрые учёные гоминиды, завели везде собак-аспирантов, и те гавкают из каждого отнорка, а доктора поддакивают басом из хаты. Если станет им всем туго - на чердаке проснётся академик и достанет из соломы пулемёт. А я боюсь шумных звуков, у меня чуткая психика. Системный интегратор может легко загнать любого гуманитария в тупик специализации, но оттуда его выкурить - невозможно. Только ценой разрушения личности. Вообще урбанид лучше не терзать схоластическими аргументами - как полоумных, так и две-трети-умных, а наипаче - любомудрых! С дипломом философа! Эти вообще младенцы, знают один способ контратаки - разреветься на весь вагон или обосраться. А по-настоящему зрелых умом, 99%-умных я давно не встречал.

В любой системе должны быть компартменты и границы. Жизнь возможна лишь там, где есть границы: мембраны, клеточные стенки, эпителий, кожный покров, теплоизолирующий слой воздуха, стены жилища, границы экотопа, репродуктивные барьеры, межвидовой хиатус, литосфера и земная атмосфера, создающая столь мощный барьер, что её вполне справедливо называть "небесная твердь".

Без ограничений свободы будет не жизнь, а омлет, фарш, бурда, механическая смесь, центрифугат, эмульсия липидов, сложный коллоид высокомолекулярных соединений. Если клетка испытает неограниченную внутреннюю свободу, лопнут лизосомы, смешаются коллоиды органелл, она моментально перестанет работать. То же происходит и в обществе.

На чётком разграничении построены любые системы: электронные, живые, биокосные, механические. Полная изоляция приводит к их гибели, но в реальности она невозможна. Во вселенной нет абсолютной изоляции, это лишь вопрос времени и энергии. Даже инклюзии в плотнейших минералах всё-таки обмениваются атомами и частицами.

Социальные системы - не исключение. Они требуют и определённой свободы, и ограничений: внешних и внутренних, многомерных и многоэтажных. Вероятно, системологи всё это хорошо изучили, и даже рассчитали, какая доля свободы и несвободы необходима для предупреждения быстрого разрушения социальной системы - при учёте динамики внешних условий. Там должна быть сложная типология, модели, состояния, связи. Но учёные, наука которых (разумеется!) строится на строгом разграничении участков и методов, они об этом шума не поднимают. Зато шумят на эту тему все остальные, все, кому не лень.

Системология - это как раз наука самая свободная. Она взлетает над всеми дачными участками научных работников. Поэтому они гавкают изо всех сил, привязанные на цепь у своей будки - когда системный интегратор пролетает над заборами, словно Карлсон с моторчиком. Айтишники вообще на этом собаку съели - в том числе и тех вышеупомянутых, что гавкали у конуры.

Системология, особенно диалектическая - это интеллектуальная сверхсвобода, поэтому она должна быть засекречена от профанов. И вообще от кого бы то ни было, ибо создаёт почву для реализации власти даже у пустоголовых. А если системологией вооружить злодея хитрого, мстительного и неглупого, тогда пиши пропало. Он начнёт рулить так, что система или заглохнет, или завалится набок, или даже покатится с обрыва. Автокаталитические цепные процессы запускаются очень легко, а вот остановить их чрезвычайно сложно. Это могут подтвердить любители организовать какой-нибудь комитет по чрезвычайному положению.

Именно об этом говорил Иисус, остерегавший своих коллег и учеников (но не толпу слушателей!) разбрасывать жемчуг перед свиньями и псами. Эта метафора мне когда-то не нравилась, но оказалось, что она соответствует и биологии, и социологии, и вообще системологии. Учитель точно обрисовал две категории людей, причём обе имеют сходную пищевую нишу. И собак, и свиньей фактически кормят аналогичным варевом. Свиньи даже опаснее - вероятность, что они сожрут попавшего в их загон ребёнка выше. Тем не менее в метафоре этой есть вполне естественный недостаток: она не всеобъемлющая. Как же быть тому, кто добывает жемчуг? Там много отходов, мелкого и тусклого бисера. Куда его девать? Самое лучшее - в минеральную подкормку! Кроме того...
- Кроме чего?
- Кроме всего прочего. Хватит об этом.
Tags: герменевтика, псевдология, ценности
Subscribe

  • Море по колено

    Песня: "Море по колено". Автор музыки - Александр Козлов, клавишник "Агаты Кристи". Вокал - Сергей Макаров, "Neon boy". 1993 год. Эту песню через…

  • ответы в конце учебника

    Ноги уже ходят, руки уже не роняют посуду, но совершенно не работает голова. Придётся снова заняться реабилитацией интеллекта. Мой доктор считает,…

  • Кто такой "Капитан Воронин"

    ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ Песня "Капитан Воронин" группы "Аквариум" кажется мутной и водянистой, как заросший аквариум. Особый приём стеганографии - длинные…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments