antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Millefolium - Через Север, через Юг

В детстве меня не учили русскому языку и литературе, а скорее отучали. Я совсем не владел словом. Но в 18-летнем возрасте, ощутив свободу от семьи и школы, что избавило душу от невротического зажима, я стал набрасывать какие-то приходящие в голову словосочетания, по принципу: "Надо писать те книги, от отсутствия которых страдаешь". Классическая поэзия меня не привлекала, так как была сопряжена с негативными эмоциями. Я предпочёл авангард, и следовал его хоть и нестандартным - но шаблонам. Окружающие внушали мне глупую мысль, что в творчестве надо быть чрезвычайно оригинальным, не похожим на всех остальных. Это совершенно неправильно, но я поверил. И стал делать экзерсисы в разных стилях. Позднее выяснилось, что это постмодернизм и любительский шизоидный верлибр. И что их никто не понимает без комментариев и подробного разбора. А людям нужна поэзия на темы, волнующие всех, да ещё и с классическим размером и рифмами, которых бы не устыдился сам Волгин. Однако я и не собирался зарабатывать этой текстографией, а печатал для себя, как инструмент юнгианского психоанализа и вербальной магии. Главным читателем был я. Они очень запутанные, и их можно по-разному толковать. Таким способом я овладел письменной речью - безо всяких учебников и филфаков. В достаточной мере, чтобы сразу стать редактором и зарабатывать текстами.

Фактически это тинейджерские, школярские работы - юнца, который оказался нищим и бездомным, на рубеже эпох и на руинах великой страны. Я занимался этим проектом очень кратко, с 1991 по 1995 год, а затем погрузился в антропологию. Часть экзерсисов на волне раннего сетевого энтузиазма опубликовал Павел Настин, но вторую часть сборника он разместить в Сети не решился. Слишком уж она чудаковатая - даже для авангардной поэзии. Однако тексты не пропали, я обнаружил распечатку. Постепенно размещу их здесь. Распечатка называлась Millefolium (Achilléa millefólium - Тысячелистник). Я и журнал завёл в ЖЖ, чтобы заниматься словесностью. Жаль, не удалось. Прошла четверть века, но она кажется тысячелетием. Сейчас эпоха самиздата так же далека, как неолит, и её достижения кажутся такими же наивными. Хотя суть не изменилась.

Экзерсисы я писал из эстетических соображений, дабы сделать картинку, уводящую от реальности. В них вкладывались образы, воспоминания, впечатления, и даже музыка. Нижеследующий текст надлежало читать медленно с интонациями, под медитативную музыку, вспоминая пешую прогулку от Архангельского до Солнцево, завершавшуюся на платформе Мичуринец, откуда я возвращался. Коммерция позволила мне купить плеер, и в наушниках играло что-то вроде этого.



В тексте есть поток сознания, в подражание книге Леклезио «Путешествия по ту сторону». Этот автор мне понравился, но и не только мне одному - в 2008 году его наградили Нобелевской премией по литературе.

Jean-Marie Gustave Le Clézio. Voyages de l’autre côté. Nouvelles. - Gallimard, «Le Chemin», Paris, 1975. - 308 p.

Странноватые, но не слишком причудливые сочетания (я тогда ещё не владел деконструкцией) являются попросту отображением того, что я видел в пути. Антропоморфный образ возник у озера в Немчиновке, как поминки по неудавшемуся детству автора, мир его праху!

ЧЕРЕЗ СЕВЕР, ЧЕРЕЗ ЮГ
(от Архангельского на Солнцево)



***
Улица начинается у прудов,
Восходит прямо на тихий холм,
Гибкие сосны устремились над нами.

Берегись,
Тебя приводит к вершине:

Я белый полдень,
Я никого встречаю.

Глубина окна,
Сена целые башни,
Чертополохи словно летят -
Солнечный пух приметы

Тянется над озимой пашней,
Над зелёной озимью летней.

За спиною гуся привязал:
Кто-то сад покидает -
На поводке коза.

Гусь затылок щиплет -
Тем и всегда спешить

Мимо сосны, полной гнёзд вчерашних,
Откуда вылетел грач.

***
За лесистым крылом верно замки, замки -
Живут там одни великаны.

На крыло повернётся дом -
И вырывается дым
На обед, на восток, на запад...

Я человек незваный.

Падет небосклон,
Чёрные вспять кружат.

Здесь высокая сторона,
Здесь озёрная глубина.

В такое время -
Внизу челнок вырезает.
Смолою замажет пальцы,
И всё надо мною смеётся:
Куда путь убегает, милейший? -

Шляпа твоя не от солнца.
Ты ключи не теряешь.
Подкова не лежит на дороге.
Карандаш твой - моей будет мачтой.

Полюбить и последних возможно.

У травяного причала
Он, конечно, не обернётся:
«Редкий гость хуже татарина,
Морщинистого ездока,
Поникшего головой милостивой».

Парусник опускает,
Парусник с белой тенью,
А дом блестит сапогами.

***
Я говорю, если бывает так,
Может, знает он обычные цвета?
богомола плащ дождевой...
у сверчка чернослива смычка...
уховёрток земли...

Стрекозы синие -
Это их крылья воду позолотили?

Куда бросит ладонь кузнеца...
В муравьях черенок можно ли облизать...

Жужелица ли царь кислоты -
И зерна изумруда, лесная?

Скоро вершки-корешки обменяют на сахар.
Давно узнали в садах:
Осень на пути.
Убирают ворота антоновкой.

- шмель кормит - вначале -
- в сердце муравья - борзые - кулан -
- семеро - мешок громыхает -
- тополиным клеем ароматных дней -
- синий день, в трубку выходит овёс -
- там башни сена - прекрасные -
- люди черновиков ворота убирают -
- ориолка - сказанго - голубем под дождём -
- кардиналы, летящие ввысь - бурый рыбник -
- голодному воля - я ветром соткан, ветром соткан -
- покрывало заброшенных чисел -
- фрегат, многокрылый вор - ливень, шёлковый ливень -
- пыль обернётся короной - обеими руками возьми -


Только счастье для нас не простой кораблик:
Плывёт оно по морю,
Сверкая огнями.

***
Где ж мы прошли -
Паутинки поверх воды.
Времени - половина.
Избу залечили мхом.

Не заметил приезжего -
И карман бережливый не вместит.

На кармане дыра:
Есть крылатые семена,
Право-левое,
Месяц и день сегодня,
Небо вверх дном,
Дорога жадная -
И не по воде стремится.

Высоко, ещё на коленях,
Видишь это пустое:

С кострами август озимый,
Улица там уходит -
Мальчик в соломенной шапке.
На опавших листьях ноги босые.
Над ним далеко очень видно

И кажется мне, он ещё дышит.

(1992)

Tags: воспоминания, экзерсисы
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments