antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

"Асса" - это фильм про ассассинов

0+. Текст в разработке. Равно как и я.
Это наброски для большого материала. Я узнал гораздо больше, чем здесь написано.
Когда всё будет пронумеровано и снимется нулевой пункт, пост будет готов.
Равно как и я?!

1+. Итак. Моя тихая интеллектуальная оппозиция Griffin contra mundum заставляет меня настораживаться, когда звучат "шаги в сапогах в абсолютно пустом коридоре" - и вспоминать сцену убийства Павла I из фильма "Асса". Предлагаю на неё полюбоваться.



2+. Что это вообще за фильм? Я не киновед, не культуролог, и даже не фанат кино. Вот и хорошо! Декларации и конституции дозволяют мне просто высказать своё профанное мнение. Разбираться в киноискусстве в полной мере способен практикующий режиссёр или подобный профессионал киноиндустрии. А я лишь зритель, небрежно просмотревший не более 5 тысяч фильмов и 10 тысяч телепроектов. Впрочем, есть и активы: три образования по частной и общей антропологии, а также элементы археологии души и приёмы герменевтики, близкой к антропомантии и гаруспиции, только менее кровавой. Вдобавок я научный редактор, чьё дело - знать знаки и понимать буквы буквально.

3. Создатель фильма Сергей Александрович Соловьёв (*1944) рассказывал, что сюжет, персонажи, актёры, места съёмки подобраны довольно случайно, и фильм делался чуть ли не "на коленке". Мне же очевидно, что вся команда "Ассы" поработала с немалым старанием и мастерством. Соловьёв вообще представляется мне талантливым мистификатором, что естественно для корифея грёз и мистерий. За его простоватой и юморной манерой скрывается очень непростая и серьёзная личность. Мне довелось наблюдать Сергея Соловьёва, так сказать, в естественных местообитаниях, а затем изучить медийные свидетельства его активности, что позволило сделать вывод, непротиворечивый для антрополога: этот поверхностный, толстый и низкорослый человечек - человек очень тонкий, большой и глубокий! Следовательно его творчество требует герменевтического фридайвинга на глубину марианскую, а может и марсианскую.

4. Особое своеобразие фильму "Асса" придал художник-постановщик Марксэн Яковлевич Гаухман-Свердлов (1929—1997), архитектор и художник по образованию, который работал во многих фильмах С. Соловьёва. Его собственный стиль очень сдержанный, напоминает работы К.С. Петрова-Водкина. Однако в кино он явил удивительную креативность, даже местами гротескную.



5. В "Ассе" уникальная звукорежиссура. Фактически это музыкальный фильм, т.к. все песни звучат целиком, а футаж их иллюстрирует. Более того, сам фильм задуман, как расширенная цитата из песни. Режиссёры подобрали замечательные песни, что было весьма непросто. В середине 1980-х на магнитофонах слушали любой трэш, а на дискотеках включали импортную лабуду, либо "лаванду" и "лилипутик-лилли-гном". В 1986 году мой мозг ощутил вкус андрогенов, на что мировая эстрада услужливо откликнулась вкусными мелодиями подростковой романтики, которые заполняют эфир по сей день.

6. Отобранные для "Ассы" песни перезаписаны в более мощной аранжировке. Многие зрители высказывали упрёк, что в финале звук не совпадает с движениями певца. Я тоже это заметил, ещё на просмотре. Я не знаю, это небрежность - или способ уклониться от эффекта "рояль в кустах". Музыка ведь начинается вовсе не тогда, когда Цой берёт гитару, поэтому необязательно точно следовать и его артикуляции.

7. Соловьёв поступил довольно хитро. Обычно во время титров зрители встают и уходят, а здесь это фактически катарсис, важный момент, для многих брутальных "неформалов" - единственный повод пойти на сеанс. Придётся торчать в кинозале до последних секунд! И внимательно смотреть на экран!! Для советского кино это нонсенс.

8. В других же сценах артикуляция сведена настолько точно, что Сергей Бугаев кажется подлинным исполнителем. А ведь за него, если не ошибаюсь, пели другие вокалисты. Музыка и звуки вписаны в картину гениально. Крики чаек, шум моря, потусторонние звуки, эхо-эффект, странный "подводный" звук из телевизора. В реальности такого звукового ландшафта не было ни в Ялте, ни в Ялте советской, ни вообще где-либо! Автор всей этой фантасмагории - Екатерина Джоновна Попова-Эванс. Её звукорежиссуру мы знаем из картин "Пять вечеров", "Уроки французского", "Экипаж", "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Кавказский пленник" и многих других. И хотя это не мюзиклы, мастерство ощущается остро - когда закадровый голос, песня или звукоряд заставляют сопереживать перипетиям. Я сразу вспомнил гениально озвученную сцену с танцем двух "кавказских пленников". Или внезапный крик бегущего за грузовиком мальчика.

9. В результате "Асса" стала настоящим киношедевром, который полюбился зрителями именно за общий уровень, а не только из-за музыки, перестроечного пафоса и элементов боевика. Но это мало кто может озвучить. Ум воспринимает в сотню раз меньше смыслов и подразумеваний, нежели интуиция. Это явление называется сверхсознанием, причём термин придумали не психологи, а великий теоретик и практик сценического искусства - К.С. Станиславский. Ещё в сто раз меньше средний человек способен выразить словами, в краткой письменной форме. Интуиция ведает бездны, ум знает гору - а на бумаге четыре скупых абзаца. Это психология. Она проявляет себя в нынешних "законах восприятия Марь-Иванны".

10. Актёры поработали прекрасно. Причём эпизодические роли сыграны лучше, чем главные. Хуже всех справилась Друбич, потому что она там и вовсе не "играет", а живёт. Проживает собственную ревность, напряжённость и предчувствие развода, состоявшегося в 1989 г. Нужны веские причины, чтобы оформить развод с матерью маленькой дочки - и не жениться сразу на другой. Таня всегда была в центре вселенной Соловьёва - с того момента, как ливень слил их воедино. Но вдруг облака разошлись, и в этой вселенной засияли новые звёзды, молодые свежие тусовщики. Среди которых Таня была мамаша со стажем и невзрачный врач, подмечающий припухлость их детских желёз и похмельных физиономий. Друбич справедливо не любит называть себя актрисой и звездой, потому что она - самостоятельная личность, а не лицедей. Актёр, это такая же профессия, как врач. Помимо фактуры требуется огромная работа над ремеслом: пение, танец, этюды, декламация, мнемоника, сценическая наука, чтение, репетиции. Причём 80% наработок пропадёт зря, потому что не впишется в сценарий или "ляжет на полку". И надо постоянно практиковать, лучше в театре.

11. Особенно раздражало Татьяну присутствие художницы по костюмам Елены Зелинской. Которая, вероятно, имела отношение к Вере Евгеньевне Зелинской (*1944), выдающемуся художнику-постановщику, работавшей с Соловьёвым ранее. Интроспективная рефлексия Друбич при работе с Ассой неизбежна. Является ли она сама содержанкой бородатого папика, заграничного лауреата и тайного любимца министров и политбюристов? Устарела ли она после четвертака, или ещё годится на роль музы-нимфалиды? Каково ей будет работать с пациентами, запечатлевшие образ ветреной медсестры и убийцы? Вопросы непростые, и фильм делал их болезненными.

12. Следует заметить, что среди медиков убийц было немало. В том числе наёмных и служивых. Среди офицеров карательной медицины эндокринологи приветствовались особо. По "указивке" они помогали маскировать ликвидацию инакомыслящих. Происходила небольшая инь-ян-инъекция "витаминчика" - и внезапно наш кризанутый помирал от криза! Причём конкретного, тиреотоксического криза, в страшных и смрадных корчах, причиняя мучения себе и окружающим. Вай-вай! Не иначе, Бог наказал? Это весьма недорогой ассасинаж - всего одна доза тиреолиберина. А ежели замысел раскроется, та же старшая медсестра заботливо принесёт гомеопатические капельки тиреостатиков. Всё просто: готовьте пациента к выписке. Или каталку до катафалка. Медицинская наука знает великое множество подобных рецептов, поэтому суеверные игнорамусы предпочитают упаренную урину и керосин цивилизованной госпитализации. Знает ли об этом Татьяна Люсьеновна? Разумеется. Раз уж посредственный антрополог изведал такие детали, то московский эндокринолог с сорокалетним стажем знает в сорок раз больше.

13. Очень тщательно, и по-видимому дорого, сделана историческая реконструкция убийства Павла Первого. Вероятно, кто-то скажет, что эта сцена не вполне соответствует историческим реалиям. Однако режиссёр опирался на текст профессионала. "Грань веков" написал кандидат исторических наук, известный просветитель, историк и пушкинист Натан Яковлевич Эйдельман (1930-1989). Почему Соловьёв вообще затеял снимать такой дорогостоящий и странный фрагмент? Фактически это короткометражный фильм, контрастирующий с визуальным рядом всей картины. Но он вовсе не противоречит общему нарративу, и вписывается в историческую канву. Убийство главного героя по прозвищу Бананан было таким же вероломным и несправедливым. А в стране то и дело умирали её лидеры, причём в такой же удушливой атмосфере.

14. Название АССА - это якобы случайное слово из ночного бреда Сергея Бугаева, огрызок этикетки "Массандры" или деаббревиация "Автор Соловьёв Сергей Александрович". Но это довольно невнятная версия, а точнее, мистификация.

15. Разумеется, название предложил Бугаев. У него был резон: пропиарить не только себя, но и свою группу "Новые художники" плюс галерею Тимура Новикова на улице Воинова д. 24 под названием "Асса", где собственно и живывал этот талантливый чудак из Новороссийска. Данный бренд они продвигали ещё с 1984 года. Имелся и слоган: "Асса в массы".

16. Однако принять это название Соловьёва сподвигла не ажитация гостиничным променадом Бананана в труселях, и не прагматика аббревиаций, а мощная интуиция начитанного мастера, профессионала, жильца вершин и полубога богемы, который сделался международным деятелем искусств ещё в пионерском возрасте.

17. По моему мнению, психосемантика названия АССА - многомерная и многогранная. Соловьёв вообще любил мудрить с буквами. Например, дважды показывал титры с отчествами, печатал "Часть первая" вместо "Серия", делал словарики и подписи "А в это время на юге..." Возможно, это реминисценция золотого века немого кино. Театр начинается с вешалки, а у Соловьёва актёрская работа начиналась с буквы. На зрителей это действовало магнетически. Гаснет свет, сидящие инстинктивно раздувают ноздри - а на экране вычерчивается магический круг творческого объединения, затем следует эзотерическое откровение из Ноева века. Далее вместо стукачей, ударников труда и юных барабанщиков - какие-то чудаки колошматят драйв на необычной ударной установке. Вау! Придётся смотреть обе серии!

18. Разрыв шаблона продолжает начальственная заглавность режиссёра и административно-территориальный маюскул названия. Этим фильм с первых кадров прорубал днище картины мира, сакральные аббревиатуры бытия. Ибо почти все зрители трудоустраивались "в буквах", привыкая к синкопической серьёзности на всех уровнях: от Цэкака-Паюсэс до Водок-Анал, от Кагэбэ до Кабэ, от Пэгэу до Эмпэгэу. Все проживали в СССР, АССР, АО, и были прописаны в дэ или даже в гэ. Автономной республикой, кстати, бывал и Крым, а Ялта была просто "гэ". Посему в коллективном бессознательном титул АССА вполне мог вызвать интуитивный отклик, что на экране некая "Чудесная страна", Автономная Советская Социалистическая Анархия in statu nascendi, где нет сухого закона, а есть отпуск, море и Кавказская Пленница. Поэтому "Асса" ассоциировалась с приятными вещами. Но на уровне рационального сознания об этом вряд ли задумывался какой-либо зритель, критик, цензор, трезор или цербер. Наука, ВГИК и ГИТИС - умеет много гитик!

19. Смех смехом, а ведь Бананан, Алика и Крымов изрядно смахивают на Шурика, Комсомолку и Товарища Прокурора! Возможно, в фильме много и других реминисценций и нарочитых цитат. Я пока не знаю, потому что "Ассу" смотрел хоть и много раз, но очень давно. Если начну пересматривать - утону в деталях.

20. Прозвище Крымова "Сван" может означать не лебедя, а кавказца, представителя мафии грузинских цеховиков, родом из Сванетии. Вообще на Кавказе бытует удалой возглас "асса!" - обращение к древним светоносным божествам и ассурам. Бугаев вырос в Новороссийске, а это Кавказ. В Ленинграде молодой человек определённо скучал по южному морскому городу. Возможно, когда Сергей приехал в Крым, душу обожгла ностальгия, он залил её "Массандрой", расхрабрился и помчался на белом коне в режиссёрский номер, выкрикивая черкесские проклятья и залихватское "асса!". Пять утра - самое время для инсайта. Советский зритель скверно знал английский, поэтому искать в "Ассе" ассоциации с ass и swan не спешил.

21. Соловьёв с серьёзным видом говорил, что АССА сделана по лекалам индийского кино. Но где же тогда дравидийские физиономии, сладкоголосое пение и игривые танцы? Где Зита и Гита? Сходства ноль! Даже цыганщины нет. Нету там и следов американского боевика, как некоторым кажется. Полагаю, это стёб советского хитрована, чтобы не обвинили в подражании европейцам. Ибо в "Ассе" заметна атмосфера средиземноморского кино из Франции, либо Италии, особенно задумчивые фантасмагории Феллини. Соловьёв прекрасно знал наследие культового режиссёра. А в фильме "Восемь с половиной" есть забавный и щемящий эпизод с заклинанием "Аза-Низи-Маза".



22. Эпизод этот очень запоминается, ибо магия телепатии предыдущей сцены сплетена с амаркордом детских воспоминаний. Полагаю, не без влияния его психологизма, канадский писатель и профессор Робертсон Дэвис написал новеллу "Мантикора", посвящённую юнгианскому психоанализу, где аналогичный сеанс чтения мыслей - ключевой.

23. Но я усматриваю в работе сверхсознания и другую главную компоненту, которая главнее всех прочих. Название АССА отражает лейтмотив фильма - АССАСИНАЖ, то есть умышленное и подготовленное убийство.

При кажущейся безобидной развлекательности фильм "Асса" является настоящим боевиком, если не сказать мистическим и конспирологическим боевиком. Это, конечно, не "Ангелы и демоны", но фильм полон знаков, намёков и культурных архетипов. Я могу разобраться более подробно, если получу контракт. А пока изложу лишь наброски.

Кроваво-красной нитью проходит сквозь фильм мотив убийства, ликвидации человека. Все его основные персонажи - ассассины, реальные или потенциальные убийцы.

1) Крутой Крымов явно имеет за плечами мокрые дела, хотя бы как заказчик и главарь.

2) Бандит в коммуналке бьёт кирпичом по голове стукача в запертой комнате - это высоковероятная смерть. Стучать по макушке стукача орудием пролетариата - какова метафора! Кажется, он же всаживает нож в грудь Бананана. Не помню, давно не смотрел.

3) Сам этот агент тоже потенциальный убийца, так как его работа ведёт к ликвидации Крымова и членов его банды, которых уволокут из мрачного, но родного коммунального гнезда, где можно смотреть телевизор и парить ноги. Коммуналка снята поразительно реалистично, только народу мало.

4) Артист-лилипут Альберт скрытно хранит пистолет - разумеется не орехи колоть, а чтобы при случае кого-нибудь подстрелить. Это не игрушка, он рискует: в СССР хранение ствола считалось преступлением. Его фактически убивает (доводит до суицида) Крымов.

5) В фильме показано, что жена погибшего, актриса-карлица Зоя с плачем собирается уезжать из театра. Значит, она потеряла работу - и может погибнуть, утратив возможности обеспечить себя. Следовательно Крымов косвенно покусился и на её жизнь.

6) Уголовник Бабакин - это, весьма вероятно, убийца и наркоман. Ему бы радоваться свободе, а он нарывается на неприятности в ресторане. Бабакина избивает явный единоборец-каратист (которого сыграл Иншаков). Это убийца №7. Такой и угробить может, выйдя сухим из воды! В то время каратэ было вне закона. Наносить удары ногами дозволялось только спецагентам. Беднягу Бабакина в той забавной драке аллегорически убивают. Силач Иншаков кидает его в бассейн-фонтан, как будто чтобы дурак протрезвел. Но метафорически это палач бросает отступника в Реку Мёртвых. А затем черти (неизвестно откуда взявшийся военный патруль) уволакивают Бабакина в Преисподнюю, где жизни нет. Он пытается откосить на больничку, но понимает, что следак рубит фишку. В квази-шизофреническом монологе про космос (который Александр Баширов исполнил изумительно) заложен глубокий смысл. Он напомнил мне книгу "Омон Ра" Виктора Пелевина (1991). Но фильм старше (1987), следовательно это он мог повлиять на Пелевина. И Бабакин там говорит про смерть! Про гибель Гагарина! Который, как считают некоторые конспирологи, был ликвидирован, после того как залетел слишком высоко.

8) Да и Бананан, как ни странно - убийца. Своим вторжением и глумом он буквально убивает и романтическую атмосферу путешествия, и всю гармонию союза Крымова с Аликой. Без появления Бананана не оформилась бы вся драматургия, полная трагедий и смертей: сладкая парочка прогулялась бы по Ялте и спокойно уплыла на белом теплоходе. Получается, что он - дирижёр-распорядитель всей этой мистерии.

А что ещё можно сказать про Бананана? Это персонаж непростой!

В целом, по совокупности признаков, главного героя фильма можно рассматривать как воплощение архетипа вечно юного, умирающего и воскресающего божества с функционалом трикстера и ангела-посланника. Рассмотрим этот тезис детально.

На первый взгляд сценическое имя "Бананан" - юмористичное и случайное, взятое из какой-то песни, где служило для музыкальности текста. Приглядимся внимательнее.

Рабочее название фильма "Здравствуй, мальчик Бананан", основано на одноимённой песне. Её автор - выдающийся музыкант, композитор и продюсер Юрий Александрович Чернавский, написавший музыку ко многим фильмам, в частности "Выше радуги" (с замечательной песней "Зурбаган") и "Следствие ведут Колобки". Зимой 1982 года шла запись альбома "Банановые острова", над которым, помимо Чернавского, работали Владимир Леонардович Матецкий (чьи песни часто исполняла София Ротару), Сергей Сергеевич Рыжов и другие "Весёлые ребята". Как-то утром Чернавский зашёл в гостиничный номер к Рыжову и спросил: "Старик, я опять про бананы. Я придумал такого ма-а-аленького мальчика, который живёт в телефонной трубке и делает ту-ту-ту. Как ты думаешь, как его зовут?" Сонный Рыжов повертел носом и, не открывая глаз, пробормотал: "Бана-н-нан". Повернулся к стенке и опять уснул…

Здесь просматривается своя подоплёка. У Чернавского рос маленький сын Дмитрий (*1977), которого надо было развлекать и учить. Вероятно, поэтому он затеял такой мультяшный альбом, как "Банановые острова". В СССР была известна песня "В бананово-лимонном Сингапуре". Вообще бананы тогда считались элитным деликатесом. Даже сделали мультфильм "Три банана", где они становились наградой за прохождение сложного квеста. Я полагаю, песня посвящалась именно Диме Чернавскому, и этот симпатичный малыш был истинным прототипом "мальчика Бананана". В песне на оригинальном магнитоальбоме звучит его смех. Очевидно, Диму всё это очень забавляло. Ныне Damon Chernavsky работает в Голливуде.



Ещё один важный прототип - книга "Алошка" (1966), которую написали супруги Георгий Александрович Балл и Галина Николаевна Демыкина. Это очень примечательная повесть-сказка про крохотного мальчика, живущего в телефоне, который помогает обычному мальчику связаться с отцом в долгой разлуке. Негативные персонажи - лысый, усатый и неприятный Иван Иваныч и строгая тётя Вера. Позитивные - мама, бабушка, папа. Алошка воплощает дух бунтарства, с его помощью там происходит маленькая революция. Очевидно, это аллегория всесильного (в те времена) телефонного звонка, который мог осадить и отправить в отставку даже важного "Иван Иваныча". А затерянный в тайге папа вполне мог "работать" каторжником на лесоповале. Я читал эту приятную книгу в дошкольном возрасте, и отдельные моменты вызывали острое сопереживание. Родители её тоже любили, так как работали лесоводами. Смешные выражения и детали ("хры-фры-брум") вошли в обиход нашей семьи.



В книге "Алошка" был лысый-усатый дядька, кучерявый парик, шортики, колокольчики в комнате, бабушка, ночной телефонный разговор, шумный беспорядок с возмутительными песнями... Её любили советские дети, знали взрослые интеллигенты, и она несомненно повлияла на возникновение песни и некоторых образов фильма. Он ведь и начинается с телефонного разговора: Алика звонит родителям по межгороду, и поэтому Бананан узнаёт, как с ней познакомиться.

А если толковать имя Бананан напрямую и из контекста фильма? Русские часто употребляли фаллические сленговые обозначения для молодого и бесполезного человека: наглый хлыщ, член коллектива, хрен в пальто. Концовка "нан" может толковаться как постфикс, означающий мелюзговость, никчемность (гр. нанос - карлик, исп. эль ниньо - мальчик), а также наводит ассоциации с именем Онан, незаслуженно, но накрепко связавшееся в русском языке с детским грехом. Вместе с тем, можно уловить и связь имени с гигантским баньяном Бодхи, под которым обрёл просветление Будда Гаутама. Действительно, персонаж своей философией близок чань-буддизму и ведёт себя словно гуру - вопреки реальному статусу юнца.

В своём жилище Бананан словно святой. Он питается млеком (святость маскируется грубоватым тоном: "Чё хватаю? Молоко пью!"), ласков с беспомощной бабушкой и дивно играет на народном инструменте, балалайке. Умывальник с дырявой крышей - как миква для омовений, над которой сияет звезда. Пригласив Алику, он не лезет к ней под кофточку, а включает песню про вечную весну, и осыпает пальму белым порошком, словно финикийский пророк, рассеивающий манну. Железный занавес отделяет его от советской реальности. Коммуникативная труба позволяет осуществлять трансцендентальную связь с потусторонним миром. Это всё сакраментальные детали.

Бананан работает сторожем в театре лилипутов. Но он выглядит словно богоподобный хранитель и хозяин космоса. Это сферический мирок, где есть звёздный купол, крохотные человечки, божественная комедия. Ночной сторож - а умеет создавать в макрокосме загадочную музыку сфер. Глуповатую песню, которую они поют с Аликой, можно истолковать как отголосок мифологемы "Пигмалион обучает Галатею". По существу это отражение научной методологии: "В моём поле зренья появляется новый объект. - Может это шкаф? - Каков твой номер?" Однако гносеология песни даже богаче научного метода, ибо в конце происходит духовное слияние с объектом исследования и гармонизация: "В нашем поле зренья... Идём на ты!"

Ещё Бананан работает в ресторане. Вообще-то совмещать такие должности затруднительно: время выступлений совпадает. Он служит в храме обжорства, словно вакх, однако сыт лишь духовной пищей - транслируя её тем, кто вкушает земные яства. Когда он находится в едальнях-забегаловках, тоже не налегает на пищу, а углубляется в мир идей. Грустной Алике Бананан показывает загадочную книгу о потусторонней земле, привлекающую юродивого, и вручает медитативную музыку про Чудесную страну. А рядом с Крымовым Бананан не налегает на бутерброды, а сопротивляется изгнанию и приказам, даже пытается вернуть деньги.

В экономическом плане Нанэбан-Наебан - это трудолюбивый жук, обеспечивающий заработок рок-группе и семье. Он хитрован - ибо не будучи Кобзоном, умудряется лабать в шикарном ресторане (где можно крупно башлять), причём советский панк-рок, без оглядки на дубовую директрису и её штампованные указивки. И он же - принципиальный бессребренник, дающий сдачу случайному туристу-бандиту и готовый возвратить ему рубль. (Динарий кесаря?) Такой модус контрастирует с советскими крымчанами, которые не упускали случая подзаработать на гостях. Бананан кажется худым и утончённым, словно Бибигон (влияние Чуковского на данный образ несомненно). Хотя морфология у Бугаева была далеко не самая астеноидная. Рослый, мосластый - он мог очень прилично врезать копытом. Молодые артисты в советские времена уважали ПАВ и частенько топтали курочек, которые хлопали перед ними крыльями. А герой "Ассы" подчёркнуто асексуален, он не размахивает молотом Тора, длина которого просматривается в сцене умирания. Ибо подросток Бананан так пострадал во время ночного и зимнего купания, что не в силах одеться на улице, а затем даже лечь на кровать. Его забытье на полу - шоковый обморок, который вполне мог закончиться смертью. Однако он воскресает - и действует как ни в чём не бывало. Попытка Алики убить Крымова, метафорически залив ему в ухо яд (в фильме - одеколон в глаза), оканчивается неудачей.

Алика-Ангелоликая (имя взято у Алики Смеховой) миловидна и обаятельна. Но фактически она - грешница, содержанка богатого вора, неверная подруга, легкомысленная гулёна. А также лгунья, потому что лицемерно произносит (неуверенно и сухо): "Я люблю его". В глубине же души она тихо ненавидит папика - за бандитскую сущность, ложную интеллигентность на фоне изворотливости (остроумно показанную через цитирование Пушкина), пижонскую моложавость (бреется, прикрывает шляпой лысину, одевается, словно школьник на физре), а также за ту угрозу, которую он несёт ей - неизбежное вовлечение в криминальный и тюремный мир. И она старается уклониться, уйти прочь - даже среди ночи, в чужом городе. К кому? К святому грешнику. К ней снизошёл ангеломорфный Бананан. Это явный ангел и воин духа. Он лишь выглядит негодяем, а на самом деле безгрешен и добр. Он спасает бездомную Алику в первый вечер. Неизвестно, как провела бы она ночь на морвокзале портового города.

Музыка фильма тоже полна архетипов. Бананан воспевает лётчиков. Что такое ВВС? В песне настойчиво говорится, что Военно-воздушные силы. Но ведь советские хитрецы привыкли читать между строк. А "сферой особого внимания", успешно выполнявшей задание, в СССР служило радиовещание Би-Би-Си. Её волны летели, заполняли умы ночных радиослушателей - и этим били врагов! "Ночной полёт..." Песня эта и про ангелов, и про самолётных асов из множества советских песен. Петь про асов в "Ассе"? Логично. ВВС = ВВС? Ещё логичнее!

"Здравствуй, мальчик Бананан" из заглавной песни - тоже летает, обеспечивая связь, мчит сквозь пространство, как Secret Messages группы Electric Light Orchestra.

Сакраментальна и сцена на канатной дороге. Словно архангел, Бананан возносит Алику в небеса, чтобы показать ей Небесный Град. Звучит песня "Город Золотой", внизу проплывает загадочная зимняя Ялта, название которой и означает "Золотая".

Бананан - просветитель-люмьер. Он выдаёт перлы из культурологии и истории, философемы про огонь и т.п. В троллейбусе Бананан знакомит Крымова с Б.Г. Два этих персонажа и неформала - метафора Бога и Архангела Гавриила. Гребенщиков - реально существующий бард-пророк, а Бананан - виртуальный проводник его идей. В то время подобное сравнение показалось бы кощунственным намёком для атеистов. А сейчас - это такое же кощунство, но для верующих, а точнее, для православящих бизнес-оскорбленцев. O tempora, o mores! Имеется в фильме и образ райского сада - Никитский ботсад, показанный не в привычном ракурсе туризма и ботаники, а в мифопоэтическом состоянии серебристой заснеженности, и располагающий к беззаботному детскому бытию, с игрой в снежки, сотворением кумиров и декламацией стихов.

Бананана постоянно атакуют, но он не погибает. Лишь под конец ангела удаётся ликвидировать. И это не простые убийцы, а именно ассассины, корибанты, гаруспики и жрецы сакрификации. Они не выбросили тело под откос, как подлые бандиты, а совершают ритуал предания водам - то ли Океана, то ли Стикса. Крымов даже не думает взять деньги из кармана. Лишь забирает портрет Алики - Улики. Корибанты красиво заносят тело на мелководье - довольно опасный и бессмысленный способ избавиться от трупа. Да и выглядит Бананан красивым, свежим, без признаков мертвечины - и в своей смерти остаётся вечно молодым. А раз корибанты забрали драхмы, предназначенные для Харона, погибший не попадёт в Царство Мёртвых - вернётся. Дальнейшая работа Соловьёва по созданию сиквела подтверждает мистическую способность Бананана возрождаться. Надо разобраться с этим сиквелом, я его смотрел давно, частично и с неприязнью.

А кто такой Крымов? Знаю, но расскажу потом. Возможно, в виде статьи. Замечу лишь, что выдающийся режиссёр С.С. Говорухин сыграл этот образ превосходно - и в то же время ему не пришлось лицедействовать. Они очень похожи. Крымов (как и Говорухин) - уникально сильная личность, могучий человек, просто он не мог легально реализовать себя, и был отравлен борьбой за жизнь. В 1990-х он стал бы крупным деятелем бизнеса. По-видимому, сценарный Крымов - условный персонаж, неопределённый, как платье на вешалке. Его психологический образ сильно зависел от актёра. Говорухин воплотил особый облик. А если бы эту роль, например, играл 2000-х Юрий Чернов, он воплотил бы совсем другого Крымова: вкрадчивого колдуна, пугающего переменчивостью и воровской пластикой.

В ходе перипетий дубоватые менты сажают Бананана (молодого местного гражданина, по виду явного студента) в кутузку, где подговаривают уркагана спровоцировать драку, избить, а возможно и угробить парня. Или хотя бы осудить его на длительный тюремный срок, как участника драки, агрессора. Крымов пытается лишить юношу жизни сначала в доме, спящего. Однако боится осложнений. Тогда он увлекает юношу в ледяное море, чтобы утопить или хотя бы застудить. Все эти события должны повлечь за собой травмы рук, лица, простуду, воспаление лёгких, лишение свободы, судимость - что уничтожит Бананана, как работника сцены. Но это не удаётся. Тогда Крымов вывозит Бананана в Симферополь, где тот в присутствии тёмных личностей нагружает карман огромной суммой выигранных денег. Даже если Бананан согласился бы сразу уехать, его скорее всего ограбили бы по дороге и убили. Но он упирается. В автомобиле бандит Шар (в исполнении самобытного художника Ильи Иванова) держит Бананана, а второй колет его ножом в сердце. Это символично. Вообще-то такое убийство не особо практично. Пробить грудную клетку и проколоть сердце трудно, нужен размах, большие усилия, точность. Могут начаться судороги, конвульсии страшной силы и мощное излияние крови и жидкостей ЖКТ. Агонизирующий раненый мужчина может атаковать затылок водителя - и вызвать ДТП. Рациональнее остановить машину и под каким то предлогом вывести жертву. А затем атаковать её всей группой и лишить жизни бескровно. Но в фильме - метафора "сердечной недостаточности" ликвидаторов. Ринувшийся в погоню (непонятно почему) Негр Вася на трофейном авто - чуть не погибает в ДТП. Если бы он, израненный, не успел выкарабкаться, сгорел бы. Затем медсестра Алика убивает самого Крымова - которого ещё недавно спасла от смерти. Он тоже предан воде, как и Бананан, и осыпан цветами. Далее менты отправляют Алику в тюрьму, где тоже не жизнь. Параллельно Зубовские бунтовщики - совместно с членами семьи Павла - убивают Императора. Страна обезглавлена. Всюду трагедии и смерти!

Зачем нужен был этот сюжет? Я выдвину такую версию. В СССР лидеры находились под перекрёстным огнём противоборствующих группировок власти, в том числе региональных. Их одновременно берегли, буквально приковывая престарелых инвалидов к рабочему столу - и травили, пытались устранить, медленно убивали. Причём зачастую под видом "лечения", "санаторного оздоровления". Давняя традиция! В один из периодов на южной даче был изолирован Сталин. Хрущёва убрали, когда он укреплял здоровье на юге. Брежнева затравили до полной недееспособности. Его речи вызывали смех, но фактически это дикция постинсультного паралитика - явное нарушение мозгового кровообращения. Полуживого и еле дышащего Черненко наглым образом простудили в санатории. Даже Андропова, который еле передвигался и гнил заживо, умудрились простудить - и не где нибудь, а в Крыму! Он провёл бы последние дни без таких страданий. Но его "макнули" - и исполосовали ножом. Смерть императора в крымском фильме, гибель Крымова в ванной с розами, падение главного героя в ледяную воду этого тёплого курорта - несомненная ассоциация с судьбой вождей. Самое удивительное, что и Горбачёв тоже стал "политическим трупом" - именно в Крыму, но уже после того, как фильм вышел в прокат и обрёл бешеную популярность! Каковы взаимовлияния? Есть ли здесь конспирологическая подоплёка? Пока неясно. Разбирайтесь сами. В целом, можно прийти к выводу, что в Гардарике почти все цари, князья, генсеки и прочие крупные региональные руководители были так или иначе убиты, посредством разных факторов. Им не давали спокойно отработать свой срок и уйти на заслуженный покой, а обязательно старались ликвидировать, вывести из строя: задушить (Павел Первый), застрелить (Ленин), взорвать (Александр Второй), расстрелять и искромсать (Николай Второй), инфицировать (Александр Первый), простудить (Пётр Великий), оставить инвалида в беспомощном состоянии (Сталин), отравить (Брежнев), алкоголизировать (Ельцин), отставить и осмеять (Хрущёв). А кого зарезали? В основном детей. Кровавых мальчиков. Багинетами терзали Цесаревича Алексея, на нож уронили царевича Дмитрия. Вот и в фильме "мальчика" пронзают ножом в сердце. А выполняли ликвидацию вождей - как раз ассассины, убийцы самого высокого класса. Это довольно тяжкая традиция - не мешало бы ликвидировать и её саму. Постоянная угроза мучительной смерти от рук приближённых, необходимость подозревать в каждом соратнике Брута - омрачает и деформирует психику государственных топ-менеджеров, их политическую психологию, создаёт негативный фон в отношениях к своему окружению и народу.

А являлся ли ассассином Виктор Цой, сыгравший в фильме самого себя? Он там как-бы камео, однако фактически - это ключевой персонаж фильма! Певец свободы, подхвативший знамя, выпавшее из рук погибшего молодого воина духа. Свободолюбивый горец, с кличем "асса!" прорывающийся на трибуну. Перед нами боец, даже командир ноосферной революции. И он атакует!



Невозможно подсчитать, какой удар Системе нанесло выступление Виктора в финале этого фильма. Но, полагаю, социально-психологический эффект был колоссальным. Неудивительно, что и Виктор Цой вскоре погиб - причём словно по лекалам фильма "Асса": автомобиль, удар в сердце, авария, смерть от недостатка кислорода. И там даже была река! Алеаторика данного события позволяет утверждать, что ассассинаж фильма продолжился и за пределами кинозала. И что "случайная" смерть Виктора Цоя (как и ДТП, убившие Михоэлса и Машерова) - вполне закономерна. В эту алеаторику ассассинажа созвучно и осмысленно вписывается и недавняя фактическая ликвидация выдающегося борца за свободу Джулиана Ассанжа, который на много лет попал в условно-комфортабельную тюрьму Эквадорского посольства. Где ништяк только настоящему индейцу, скажем, из племени кечуа.

Вообще-то гебня тоже хотела перемен. Каждый по своему. Из меркантильных соображений, из идейных, из человеческих. Там тоже были люди. Ростовцев прямо пишет, как сильных трудолюбивых сотрудников терзало начальственное мурло и соседи, как мучились они от двуличия, подлости и искусственных сложностей службы. Но одновременно их жгла мстительность, профессиональная и возведённая в культ. Недаром же они взросли на фильме под названием "Неуловимые мстители". Вот они и мстили, оставаясь неуловимыми. Что-ж, такова жизнь. И такова смерть!
Tags: АССА, Цой, алеаторика, герменевтика, киноискусство
Subscribe

Posts from This Journal “Цой” Tag

  • Звонок из Икаруса

    Современные пророки никому не нужны. Поэтому они с самого начала работают только для себя, они выполняют только СВОЮ миссию. Оттого и Solus Rex.…

  • Цой и Окуджава

    Недавно я написал про Цоя, а затем сразу про Окуджаву. Разговор с Цоем. Истина Заезжего музыканта. Почему? Причина нашлась. Этот анализ мне…

  • Разговор с Цоем

    0. Соглядатаи режима "только мне (личная)" - это я пишу только вам, лично. Дорогостоящие мои, вы и есть - моя главная аудитория! Дождитесь,…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “Цой” Tag

  • Звонок из Икаруса

    Современные пророки никому не нужны. Поэтому они с самого начала работают только для себя, они выполняют только СВОЮ миссию. Оттого и Solus Rex.…

  • Цой и Окуджава

    Недавно я написал про Цоя, а затем сразу про Окуджаву. Разговор с Цоем. Истина Заезжего музыканта. Почему? Причина нашлась. Этот анализ мне…

  • Разговор с Цоем

    0. Соглядатаи режима "только мне (личная)" - это я пишу только вам, лично. Дорогостоящие мои, вы и есть - моя главная аудитория! Дождитесь,…