antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Генерал Мороз и Годный Нов

На редкость глупо поздравлять людей непонятно с чем и желать им абстрактных бонусов, ради которых желающий пальцем потом не пошевелит. И потом целый год они жалуются на обломинго, а ты думаешь: "Какого хрена? Я же велел тебе притащить бочку счастья, здоровья и благополучия, когда мы бухали желтизну у аппарата!" Поэтому я живу в эти дни обыкновенно, только смотрю ностальгические концерты постаревших рок-звёзд.

Считается, что зимний праздник посвящён солнцевороту. Поэтому к нему приурочено чествование дня рождения Христа или появление Нового Года. На самом деле русским начхать на новизну. В эти дни почитается не ребёнок, младенец или мать с ребёнком, а богатый старик в красной одежде. Это не кто иной как Генерал Мороз. Его так и называют, только по свойски, неофициально: Дед Мороз. Это главное божество русских. Во все времена он убивал больше всего народу, и был самой опасной силой. Но кое-какую пользу Генерал Мороз тоже приносил. Он сковывал поверхность болотистых территорий, наводил мосты через большие реки, создавал гладкие и удобные дороги. А в тёплое время дороги были только вредны. Когда весной оголодавшие опричники ехали по деревням собирать остатки еды, они застревали в распутицу. А когда банды опричников пытались выехать в деревни осенью, чтобы ограбить крестьян, собравших урожай, они снова застревали - уже в осеннюю распутицу. Поэтому русские старались не делать хороших дорог - от них одни неприятности.



Ездовой период наступал зимой, когда крестьянин торжествовал: он уже успевал спрятать урожай в холодные схроны, где тот не портился, а снежок прикрывал следы от нюхачей. И ехал к друзьям, родичам, на промыслы, кто в лес, кто по дрова. Чтобы был повод поехать, навестить кого-то, принять гостей - придумали эти праздники. Если же опричники и прочее власть обретшее мурло добиралось до деревни, крестьяне прикидывались олигофренами, безграмотными дураками, увиливали. А мурло разъезжало неохотно, ведь в дороге даже самого жирного пахана мог схватить и заковать в свои цепи Генерал Мороз. Поэтому дураки и дороги были не проблемой, а спасением.



Спасением был и смертоносный климат. Стужа и снег так пугали нормальных людей, что они не решались завоевать и присвоить эти земли. А если и снаряжали захватническую войну, то продвигались вглубь Тартарии лишь до тех пор, пока не натыкались на войска Генерала Мороза. Это божество гораздо серьёзнее бесштаного Марса. Сначала он получает в морду, но впоследствии обязательно отомстит: потери живой силы будут больше, чем в битвах. Каждый год Мороз собирал дань - десятки тысяч погибших. До сих пор праздничные жертвоприношения уносят тысячи людей: замёрзшие во хмелю, простудившиеся на гулянке, убитые с целью ограбления или в драках во время каникулярных брожений, попавшие под машину и т.д. Слова мороз-мраз-мортус относятся к кластеру смерти.

Мороз Иванович был обычно облачён не в снежную синеву, а в красный костюм, что символизировало огонь. В старые времена в зимние праздники сильно топили печь, поэтому было много пожаров. В частности, загоралась уже накопившаяся к концу декабря сажа. Возгорания происходили от свечей на пьяных посиделках, от ёлок, позднее от электрозамыканий и т.д. Нужно было тревожить народ, чтобы меньше горели. Зимний пожар - двойная катастрофа, потому что даже если погорельцы начнут строить новое жильё или времянку, они погибнут от холода и неустроенности, а вселять их некуда - самим тесно.



Борода символизировала основателей марксизма. Некоторые дети догадывались, что подарки из мешка достаёт постаревший и побородевший дедушка Ленин. Большая пышная борода - редкость у людей. Лишь редкие расы и индивидуумы могут похвастать таким убором. Массивное тело "дедушки Мороза" не соответствовало реальному хабитусу стариков. Поэтому было сразу видно, что это крупный военный чин, массивный и богатый силовик, внезапно подобревший и с подарками. Это умиляло: не палкой пришибёт, а пряничком одарит, вот счастье-то! С приходом капитализма Мороза Ивановича одолел более классный Санта Клаус, и праздник из сакрального стал более коммерческим. Поэтому он не так бередит душу.



По гостям ходили не зря - чтобы проверить, не помер ли кто от угара, не впал ли в депрессию, не расхворался ли - и нуждается в коллективной помощи. Зимние праздники позволяли взбодриться, получить витаминные и стимулирующие кушанья, заодно и проверить запасы в кладовых - не портятся ли, нет ли вредителей. Мрачной зимой люди сами того не замечая впадали в депрессивный пофигизм "Белого безмолвия", а праздник позволял стряхнуть оцепенение. На зимние святки многие выстуживали избу и переселялись к родственникам. Так вымораживали насекомых. Потом эта традиция пропала: деревни заселились чужаками, открытые избы стали грабить, а русские - страдать от клопов.

Чтобы не умереть от мороза, зимой употребляли жирную, калорийную пищу и алкоголь. Они в умеренных дозах и при адекватных условиях очень полезны: спасают жизнь. Однако к такой диете надо приучать организм. Поэтому в зимние праздники его подвергали испытаниям.

Чтобы не бояться мрачности зимы, праздник отмечали ночью. В старые времена боялись тёмного времени суток, полночь имела негативные коннотации. А в праздник этот аттитюд сглаживался магической радостью полуночных бдений.

В лесу рубили хвойные ветки, ёлочки, жилище окуривали дымком и фитонцидами. На них вешали лакомства, чтобы позабавить детей и дать витамины. Многие дети к этому времени уже тяжело болели, а при этом пропадает аппетит и воля к жизни. Больного ребёнка нужно как-то развлечь, пробудить лакомством, чтобы он начал кушать - и окреп. В конце ёлку сжигали во дворе. Ночью это выглядело как событие. Новогодние драки тоже были событием, поводом размять мышцы, а затем посудачить.

Зимняя депрессия - очень серьёзная проблема. Целый семьи теряли контроль за печкой, переставали следить за гигиеной, питанием, и погибали от угара или пренебрежения, особенно дети. Поэтому посреди зимы устраивали суггестивные ритуалы, внушая, что всё прекрасно, и всех ждёт невиданное счастье. На самом деле людей ждали проблемы и горе: холодный январь, авитаминозный февраль, голодный март. Но русские для всего придумывали уловки. Голод? Это будет священный пост. Холод? Дедушка Мороз! Шизоидность менталитета была способом выживания.

Вот почему Дед Мороз, это ещё и воплощение национальной шизоидности, этакий Дед Маразм. В сущности, здоровенный и неузнаваемый мужик с палкой и мешком, который волен шастать по избам - это готовый вор и даже киднеппер. Но его так никто не воспринимал, очевидно, в силу психоаналитического механизма. До сих пор у новогодней маразматичности множество проявлений. Например, дети видят сотни дедов-морозов, пляшут с ними под ёлкой, получают от них подарки. А затем упорно заявляют, что Деда Мороза не существует. Или все пьют за здоровье, а потом жалуются, как заболели после попойки.

Нынешний зимний праздник оживляет коммерческую жизнь в стране, заставляет покупать миллиарды единиц ненужных вещей, тратить большие деньги. Длительные каникулы позволяют осуществлять довольно много правовых и финансовых махинаций. Новогодняя трапеза очень удобна, чтобы отравить неугодного человека - потом концов не сыщешь. Коммерсанты в этот период зарабатывают миллиарды на алкоголе и говнозакусках, убивая десятки тысяч граждан. Но эти усилия зряшные - гиперпопуляция всё равно далека от нормы, народу везде очень много. Вообще этот феномен - Midwinter Celebrations - довольно интересен для социальной антропологии. Надо бы им подзаняться.
Tags: антропорусистика
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments