antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Когда шутят нобелиаты, наше дело - рукоплескать

01. Экзистенция. Константин Петрович заменял у нас учителя физики всего пару недель, но за это время успел внедрить в моё сознание целый ряд приёмов физического мышления. Это был блестящий учитель, не сравнить с примитивным Игорем-Васей. Бобков много шутил, но с серьёзным видом. Затем пригнул нас байкой про барометр, показал и ещё пару примеров того, насколько шаблонно мы рассуждаем, поведал теорию относительности, а также дал мне понять, какой я нехороший человек - когда я дерзнул негромко пошутить. Что ж, quod licet Jovi - non licet bovi. У него был мужской стиль преподавания, включавший в себя даже мощнейшие подсрачники. От одного из них я до сих пор летаю! Но через пару уроков он покинул нас, и пришла основная училка, простоватая и шумная завучиха. С ней я не шутил. Не хотелось. Меня тянет острить только когда я встречаю интеллектуала. А поскольку в нашем микрокосме они были под напряжением, мне хохмить сызмальства не позволяли. Тем не менее, я оставался довольно смешливым человеком. Шутить - это как-то веселее, чем убивать. Антропологу и без того хватает трупного материала.

02. Право на размышление. Я решил вспомнить этот известный физический анекдот с барометром - и даже осмелился его критически дополнить. Безумно дерзкой критикой!


- Нобелиаты - голова из ваты?

Читать дальше - если сумеете

03. Источник. Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской Академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос.

04. Драматургия. Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал на меня.

05. Проблема. Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра». Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания».
Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

06. Перипетии. Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.
Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = (a*t^2)/2, вычислите высоту здания».


- Нет, неверно. Нобелиаты - ноги мохнаты!

07. Интрига. Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам.

08. Блестящее решение. - Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, - начал студент. - Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.
- Неплохо, - сказал я. - Есть и другие способы?
- Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод. Если вы хотите более сложный способ, то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться в вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии. Наконец, - заключил он - среди множества прочих способов решения проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего зданием и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».

09. Катарсис. Тут я спросил студента — неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.
Студентом этим был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.

010. Размах гения. Вот возможные решения этой задачи, предложенные им:

1. Измерить время падения барометра с вершины башни. Высота башни однозначно рассчитывается через время и ускорение свободного падения. Данное решение является наиболее традиционным и потому наименее интересным.
2. С помощью барометра, находящегося на одном уровне с основанием башни, пустить солнечный зайчик в глаз наблюдателя, находящегося на ее вершине. Высота башни рассчитывается исходя из угла возвышения солнца над горизонтом, угла наклона барометра и расстояния от барометра до башни.
3. Измерить время всплывания барометра со дна заполненной водой башни. Скорость всплывания барометра измерить в ближайшем бассейне или ведре. В случае, если барометр тяжелее воды, привязать к нему воздушный шарик.
4. Положить барометр на башню. Измерить величину деформации сжатия башни. Высота башни находится через закон Гука.


- Эй ты, из ваты борода, ботаник-джентльмен! А ну придумай нам концепт "Эгоистичный хрен".
- О-о, это очень просто. А вот - хрен вам!


5. Насыпать кучу барометров такой же высоты, что и башня. Высота башни рассчитывается через диаметр основания кучи и коэффициент осыпания барометров, который можно вычислить, например, с помощью меньшей кучи.
6. Закрепить барометр на вершине башни. Послать кого-нибудь наверх снять показания с барометра. Высота башни рассчитывается исходя из скорости передвижения посланного человека и времени его отсутствия.
7. Натереть барометром шерсть на вершине и у основания башни. Измерить силу взаимного отталкивания вершины и основания. Она будет обратно пропорциональна высоте башни.
8. Вывести башню и барометр в открытый космос. Установить их неподвижно друг относительно друга на фиксированном расстоянии. Измерить время падения барометра на башню. Высота башни находится через массу барометра, время падения, диаметр и плотность башни.
9. Положить башню на землю. Перекатывать барометр от вершины к основанию, считая число оборотов. (Способ, ставший популярным в России под кодовым названием "имени 38 попугаев").
10. Закопать башню в землю. Вынуть башню. Полученную яму заполнить барометрами. Зная диаметр башни и количество барометров, приходящееся на единицу объема, рассчитать высоту башни.
11. Измерить вес барометра на поверхности и на дне ямы, полученной в предыдущем опыте. Разность значений однозначно определит высоту башни.
12. Наклонить башню. Привязать к барометру длинную веревку и спустить его до поверхности земли. Рассчитать высоту башни по расстоянию от места касания барометром земли до башни и углу между башней и веревкой.
13. Поставить башню на барометр, измерить величину деформации барометра. Для расчета высоты башни необходимо также знать ее массу и диаметр.
14. Взять один атом барометра. Положить его на вершину башни. Измерить вероятность нахождения электронов данного атома у подножия башни. Она однозначно определит высоту башни.
15. Продать барометр на рынке. На вырученные деньги купить бутылку виски, с помощью которой узнать у архитектора высоту башни.
16. Нагреть воздух в башне до определенной температуры, предварительно ее загерметизировав. Проделать в башне дырочку, около которой закрепить на пружине барометр. Построить график зависимости натяжения пружины от времени. Проинтегрировать график и, зная диаметр отверстия, найти количество воздуха, вышедшее из башни вследствие теплового расширения. Эта величина будет прямо пропорциональна объему башни. Зная объем и диаметр башни, элементарно находим ее высоту.
17. Измерить с помощью барометра высоту половины башни. Высоту башни вычислить, умножив полученное значение на 2.
18. Привязать к барометру веревку длиной с башню. Использовать полученную конструкцию вместо маятника. Период колебаний этого маятника однозначно определит высоту башни.
19. Выкачать из башни воздух. Закачать его туда снова в строго фиксированном количестве. Измерить барометром давление (!) внутри башни. Оно будет обратно пропорционально объему башни. А по объему высоту мы уже находили.
20. Соединить башню и барометр в электрическую цепь сначала последовательно, а потом параллельно. Зная напряжение, сопротивление барометра, удельное сопротивление башни и измерив в обоих случаях силу тока, рассчитать высоту башни.
21. Положить башню на две опоры. Посередине подвесить барометр. Высота (или в данном случае длина) башни определяется по величине изгиба, возникшего под действием веса барометра.
22. Уравновесить башню и барометр на рычаге. Зная плотность и диаметр башни, плечи рычага и массу барометра, рассчитать высоту башни.
23. Измерить разность потенциальных энергий барометра на вершине и у основания башни. Она будет прямо пропорциональна высоте башни.
24. Посадить внутри башни дерево. Вынуть из корпуса барометра ненужные детали и использовать полученный сосуд для полива дерева. Когда дерево дорастет до вершины башни, спилить его и сжечь. По количеству выделившейся энергии определить высоту башни.
25. Поместить барометр в произвольной точке пространства. Измерить расстояние между барометром и вершиной и между барометром и основанием башни, а также угол между направлением от барометра на вершину и основание. Высоту башни рассчитать по теореме косинусов.



Если до этого повествование шло от имени Резерфорда, то теперь слово опять беру я, автор поста и по совместительству инвалид мыслительного фронта. Коллажи тоже мои.

011. Список впечатляет. У нас на олимпиаде такому учащемуся поставили бы за один этот ответ не 5, а 10 баллов. (А затем придушили бы его в тёмном коридоре.) Да и картинка в тему. Однако лично я построил бы рассуждение несколько по-иному, выйдя за рамки физики - в пространство антропологии. Перед нами юридический факт: некий профессор говорит студенту следующую фразу: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра».

012. Герменевтический анализ. Рассмотрим данную ситуацию формально - и при этом по-человечески.

012.2. Синтаксис. По правилам речи это не вопрос, а задание, распоряжение, требование.

012.3. Интенция, цель. Надо выяснить цель, иначе задание может быть выполнено неудовлетворительно. Зачем профессору понадобилось измерять высоту здания? Что он задумал? Измерить высоту с абсолютной точностью до атома нельзя - здание деформируется, вибрирует, раскачивается от ветра. Фиксируя показания барометра, можно измерить высоту лишь очень-очень приблизительно, вероятно, с погрешностью в десятки метров. Если измерять верёвкой, она растянется, опять неточность. Если измерять прикладыванием - тоже возникнет заметная погрешность. Зачем же этим заниматься? Если профессор задумал пролететь над зданием на планере - один вариант точности. Если красить стены - другой. Если составлять кадастровый документ для продажи, ремонта, надстройки - третий уровень точности. Любые расчёты, даже лазерные, будут приблизительны. Однако от конкретизации цели зависит выбор метода исследования.

012.2. Степени свободы. Профессор использовал слово "можно". Можно - если осторожно, не так ли? Раз речь идёт о возможности, их сколько угодно. Я имею право ответить: "Я могу измерить здание, летая во сне верхом на барометре и выстреливая лучами лазера из глаз!" - и не солгу. Потому что в моём микрокосме это "можно".

012.3. Императив. Профессор сказал "объясните". Зачем ему это объяснять? Он что, неграмотный полудурок? Если он назвался профессором физики, почему студент должен ОБЪЯСНЯТЬ ему азы физики? Если бы он сформулировал "ответьте", "сообщите", "предложите способы", "расскажите метод, о котором вы узнали на лекции", "как вы думаете" - тогда это адекватный запрос.

012.4. Казуистика. В некоторые времена бывали настолько широкоплечие учащиеся, что они практиковали нижеследующий способ ответа:
- Чувак, ты в натуре просишь, чтобы я тебе доступно объяснил что к чему? Вот этим барометром? Да? Н-н-на! Получи - и распишись! Ну как? Дошло? Или ты хочешь на своём опыте узнать-таки высоту здания? Ты как предпочитаешь - катиться по ступенькам, или мягко нырнуть вниз? Не вопрос, щас организуем! Ну как, объяснил? Ах, да! Это же рубрика "физики шутят"! Ладно, чувачелло, я тоже пошутил. Не буду на тебя джоули тратить. Подписывай скорей зачётку, иначе кто знает, вдруг мне станет не до шуток!

012.5. Дефиниции. Профессор спросил про "здание", а Нильс Бор (в приведённом выше тексте) толкует о какой-то "башне". Это не одно и то же. Здание может вовсе не иметь башнеобразной формы, но иметь значительную высоту. Например высотные жилые комплексы в форме стены или гостиница "Космос". Самый длинный дом в мире - девятиэтажка в Волгограде длиной 1140 метров. НИЦЭВТ на Варшавском шоссе имеет длину 735,8 метров. Уж там считать умеют! Какая же это башня?

013. Тринадцатая печать. Барабанщикам руноосферы даже невдомёк, о чём я разглагольствую. Они привыкли угадывать смысл выражений, а не понимать их. SMS-практика лишила их интеллект способности вникать в смысл текстовых сообщений. Поэтому их легко водить за нос, подтасовывая распорядительные документы и всевозможные акты. Что-ж, такова их глобальная и финальная миссия: не ведать, что творят, когда они будут хоронить самое страшное оружие Гайи - вышедшее из-под контроля симпатичное чудовище Homo urbanus, начав с наиболее миловидного - тартарийского варианта. Чего и им не желаю.

Subscribe

  • Как заставить ишачить осла

    Если нижеследующие правила отработать, как спортивные приёмы, люди будут работать на вас, а не наоборот. Правда, работать будут крайне неохотно,…

  • Про что "Yesterday"

    1. PEPPER SHAKER В прошлом декабре меня заинтересовало, кому посвящён альбом The Beatles “Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band” (1967). Применяя…

  • Мой комментарий к записи «Gun - Race With The Devil (1969)» от humus

    Интереснейший кейс инспирации «Запад -> Восток». Главное отличие песни «Арлекино» в исполнении Аллы Пугачёвы и ВИА «Весёлые ребята» (1975) от…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments