antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

антропос - этимология

Сначала замечание. Робкая ремарка робокоповцам и гробокопателям. Товарищ Гусь Свинье не Товарищ, господин Пятка или майор Отрицание Отрицания могут не утруждать себя по поводу моего инакомыслия. Как говорили в старину, пусть не изволят беспокоиться. Практика (со множеством проверок) показала, что я отличаюсь от всех отличников, выделяюсь независимым мышлением среди любых инакомыслящих, становлюсь маргиналом среди любых маргиналов, иным среди иных. Даже Человек-Невидимка, Griffin contra mundum, не заметил бы моего присутствия, а прояви я себя робким покашливанием - он послал бы меня к чёрту, как небывальщину. (Поэтому я с некоторых пор стал чихать и кашлять не робко, а с громоподобным матерным рыком - профилактика инсульта.) И все на свете, и все во мраке - говорят мне "вали отсюда". Я не инакомыслящий, а какой-то... идинакуймыслящий! Особенно в последнее время - егда Великий Бурундук бурындит направо и налево. Что поделаешь, Эпоха Водолея! Тренд трындеца. Диссиденты, не ссыте, ибо это прерогатива службы Аквариуса: заливать мировой пожар, чтоб зашкварчали зашквары и барабули на шкарах. Диссиденты, это определённо не я. Они объединялись, были спаяны, поддерживали чьи-то интересы. А я - рассеян, одинок, абсолютно одинок. От меня отшатываются даже зловоннейшие бродяги интеллектуального мира, даже самые наигорбатые подонки этики, панки мифопоэтики и фрики науки, не говоря уже о маргиналах мира физического, социального. Actually я не диссидент, а диссипатический контрагент, подрядчик Шуньяты и Трисмегиста. Я не диссидент - а отсидент, поэтому вознице не стоит возиться с таким ничтожным мегаломаном, как мегаэколог, и не тратить проклятья на Параклитеса. Мегантроп был, в сущности, обезьяной, пусть даже и с волевой челюстью. Его инфернально нормальная экология и антропология нынче настолько не в моде, что при всём желании он не найдёт спрос на свой копирайт.


Робокоповцы и гробокопатели - интересное сочетание. Возникло совершенно спонтанно. И сразу - сама собою - на триникси нашлась картинка.

Когда я работал над продвижением всякой шушеры, мне втирали, что ценным является оригинальный контент, а не копипаста. Это же курам на смех! Весь курятник лежит у ног лисицы от смеха. Шиква-гарухо! Шо вы курите, сеошники? Кому нужны неологизмы и неософизмы? В деревне, где все сараи принадлежат Повторюшке-Хрюшке - оригинальный контент можно засунуть в первичный рот вторичноротой гаструлы. Гурген и Яхвандекс ненавидят уникальность пуще всего. Кстати, каким образом морлоки научились подчищать уэйбэк-машину и кэш? Ловкачи, уважаю.

А на меня снизошла зима, я болею, поэтому занимаюсь антропосемантикой. Любопытная область знаний. Начну ab ovo - с собственного наименования.

Человек - ἄνθρωπος
Оказывается, он произносился "с придыханием". Хантропос. Прямо какой-то хан, богдыхан, воздыхатель хоан!

Вот, что пишет про него г-н Бредото.

ἅνθρωπος (hánthrōpos) – Attic, crasis with definite article ὁ (ho)
ὥνθρωπος (hṓnthrōpos) – Ionic, crasis with definite article ὁ (ho)
ἀνθρωπώ (anthrōpṓ) – Laconian
𐠀𐠰𐠦𐠡𐠩‎ (a-to-ro-po-se) – Cypriot

Related to Mycenaean Greek 𐀀𐀵𐀫𐀦 (a-to-ro-qo), of uncertain origin. Scholars used to consider it to be a compound from ἀνήρ (anḗr, “man”) and ὤψ (ṓps, “face, appearance, look”): thus, "he who looks like a man". However, a δ (d) would be expected to develop by epenthesis, as in the genitive ἀνδρός (andrós), yielding *ἀνδρωπος (*andrōpos). Rosén defends this etymology, positing that the original laryngeal *h₃ in the root for ὤψ (ṓps), Proto-Indo-European *h₃ókʷs, changed the δ to its aspirated counterpart θ even across the intervening ρ.

Beekes argues that since no convincing Indo-European etymology has been found, the word is probably of Pre-Greek origin; he connects the word with the word δρώψ (drṓps, “man”) (according to Beekes (2009:xxix): "Shift of aspiration is found in some cases: θριγκός / τριγχός, ἀθραγένη / ἀνδράχνη").

Garnier proposes a derivation from Proto-Indo-European *n̥dʰr-eh₃kʷó-s (“that which is below”), hence "earthly, human".

Разумеется, между антро- и андро- не может быть никакой связи. Таковы законы лингвистики: люди всего мира не имеют право слегка озвончить согласную, даже в пьяном виде. Потому что им запретили адепты лингама. Верно, поздравляю. Как верно и то, что загадочное племя прото-индоевропейцев квакало вот такими словами.
- Эй, *h₃ókʷs! Я тебе говорю, *n̥dʰr-eh₃kʷó-s! Ходи сюда!
Астериск, вероятно, означал участие в речи заднепроходных звуков. Достаточно поиграть с индексами и закорючками, как этимохимера приобретает научный вид. Молодцы, архаровцы!

Не надо, брат Пушкин, противоречить этим архаровцам-марровцам: антропос не может иметь никакой связи с ἀνήρ «человек, мужчина». Да и у степных славян чоловiк, это хазбенд, а не человек. Разве муж - человек? Нет, разумеется - после женитьбы он уже потерян для общества. Чуть что - прячется за юбку. Болгарский човек не может иметь ни малейшей связи с русским чувак. О, да! Чуваки, в этом плане вы по-человечески правы! Ваша правда, товарищи из "Правды".

Аракчеевцы языкознания - ловкие напёрсточники: их источником истины являются книги, книженции, книжищи, от аза до ижицы, от азбуки до самой секретной книжицы. Достаточно сослаться на какого-нибудь Гарнье, который "полагает" - как версия приобретает силу правила, закона, скрижали. Намедни слышал по-радио: "Как правильно произносить? Я открыла словари, и вдруг узнала - мы все говорим неправильно!" Это справедливо. Всю правду жизни надо выяснять в словарях, которые никто не открывает. Такой подход назывался раньше "матема, математес" - знание, полученное из книг, от наставника, принятое на веру. Антиподом была "эпистема" - знание, полученное на личном опыте, путём наблюдения, исследования объекта. Мои математики были не такими, как не мои, поэтому они постарались, что я стал эпистемологом, а не математиком. Они приложили немалые усилия, чтобы я приобрёл критический взгляд на данную область знаний. Били по дуракам со всей дури! Вот и правильно. Если бы я ещё и приобрёл математическое мышление - им бы точно несдобровать.

Я тоже пользуюсь тем рецептом: открываю словари, и выясняю много любопытного. Оказывается, антропос, это не человек, а лишь тот, кто выглядит, как человек. Тогда как многие аборигены называли себя "человек", "настоящие люди" - без обиняков. Например, айно, луораветланы. Это интереснейшая семантическая деталь, которая приоткрывает завесу над сущностью антропологии, человековедения и современного понимания термина "человек" - в период развитого урбаноцена.

Если учёный дерзнёт назвать человека представителем царства Животные, сразу включается рёв возмущения. Режиссёр маппет-шоу нажимает на кнопку "осуждающий гул". Они где-то прикупили такой сэмпл, он звучит весьма органично, хотя и однообразно. Одного не учли: русские не издают такого слаженного и краткого звука, они для этого слишком ленивы.



- Эй, ты, с микрофоном! Человек не животное! Он живой! Он звучит гордо! - Верно, верно, успокойтесь, ротмистр. Это даже высокоточная научная истина: тот объект мира, который урбаниды именуют "человек" - по совокупности признакам не животное, и даже не Animalia. Он представляет собой отдельное царство или, скорее, домен мироздания. Поэтому нельзя сравнивать человека с животным. Человека можно сравнивать только с роботом. Поэтому когда хитрованцы из Media Lab Europe назвали показанную выше уродливую мохнатку Anthropos, все захлопали в ладоши. Робот Антропос, как романтично! В действительности оне напоминает образ из старинного фильма (не помню какого). Про певицу, в которую был кто-то там влюблён, а она под конец оказалась патефоном и скелетоном в парике. Все они правы: и киборги, и киборгиасты, и корибанты этого культа. Наглость - второе счастье. Никакого человека уже нет, имеются только роботоподобные, запрограммированные, гаджетизированные, механистические киборги, служащие согласно регламенту и обслуживающие техносферу. Я тоже в их числе - куда же деваться? Кнопчатая мышеловка крепко приросла к моим саркастическим от саркомы пальцам.



Сапиенс, как и многие другие виды, был лишь этапом эволюции, временным явлением. "Которые тут временные? Слазь! - Ваше слово, товарищ маузер." Об этом много писал, как вижу, и Антон Павлович Чехов. Гибель человека под натиском машины вообще описана во множестве текстов. Эпитафия достаточно велика. Так что volens nolens придётся мне отправляться в путь, ехать целовать ноги роботам-механизаторам финансового доения.

Надоело всё. Булат Шалвович, спой что-нибудь.



Хм. Раньше не обращал внимания, что у него проскальзывают грузинские интонации.
Tags: антропосемантика
Subscribe

  • Море по колено

    Песня: "Море по колено". Автор музыки - Александр Козлов, клавишник "Агаты Кристи". Вокал - Сергей Макаров, "Neon boy". 1993 год. Эту песню через…

  • Сатори 2

    Не надо читать. Это для себя. Просто записки у изголовья. В древности люди обладали не шестым чувством, а цельным, системным чувством, интегративным…

  • Вещие сны

    В сновидении явился Некто и стучал без стука в дверь. Я заглянул в глазок. Там был Серый Мрак. Непроглядная тьма в сыром плаще. Страшно, но и не…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments