antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Эдвард Радзинский как герменевт, философ и психолог

1. В юности смотреть телевизионные лекции Радзинского мне было интересно, хотя я и не увлекался историей. Чтобы стать увлечённым историком, надо дозреть, чтобы пропускать события через свой опыт переживаний. Искренняя и вдумчивая манера интонирования Радзинского и открытость перед слушателем помогла мне самому лучше (то есть более информативно и доходчиво) передавать скучную информацию о физиологии нервной системы совершенно неподготовленными и не заинтересованным в этом студентам.

2. Но сейчас я решил случайно взглянуть на его работы через антропоскоп. При этом выступления самого Радзинского я не пересматривал (в порядке чистоты эксперимента), биографию не читал, и никаких выводов о его психологической антропологии не делаю. Только сужу косвенно, по продуктам интеллектуального труда.

3. Оказывается, сценарии Радзинского - это не материалы для фильмов, а глубокие исследования по экзистенциальной и общей психологии, передовые для того времени. Они сняты с режиссерской скупостью, чтобы не вызвать ажиотажа. Чтобы в 1975 году довести до реализации такой огромный сериал, как "Ольга Сергеевна" с ведущими актёрами-звёздами, поэтами, музыкантами из богемы, и после этого - получить разрешение транслировать его на экране, сценарист должен был проделать колоссальную работу с экстремальным напряжением интеллекта и эмоций, отличным самоконтролем, подлинным артистизмом и спортивными кондициями.

4. Следовательно, Радзинский - вовсе не маргинальный историк, а скорее спортсмен-гроссмейстер (Magister Ludi - по-русски, как магистр людей, и по-латыни как мастер игры) общей антропологии, герменевт, философ и психолог. Поэтому он свободно передвигается по пространствам прошлого, которое населяли живые люди, осмысляя пространство ойкумены на уровне доктора антропологии (у нас это был доктор исторических наук).

5. Но академические (бюджетные) историки, изучающие не людей, а лишь следы чернил на бумаге, вынуждены яростно оборонять свои дворы от его посягательств, будто цепные псы. Потому что они всегда выполняли функцию гносеократов №1, способных завалить любого гения на истмате или истории КПСС и не допустить его в науку. А просветитель-герменевт улавливает суть, замечает, где собака зарыта, даже если небрежно заглядывает во двор, пролетая мимо на хармсовском шаре, и спокойно констатирует доходчивые закономерности: "Ну, город жив!"

6. Художественные фильмы Радзинского кажутся скучноватыми, потому что сделаны очень давно и требуют собственной герменевтики. Я не смотрел "Ольгу Сергеевну", и решил взглянуть. Доронина весьма нелепо воплощает образ океанолога. В то время практикующий океанолог-медик означало - спортсмен, дайвер, офицер КГБ и ПДСС, это был жёсткий плечистый ходжа во всём импортном, тренированный убийца, а не романтик. Тётка-океанолог должна была уметь переносить ужасный быт, дерзость моряков, холод и морскую болезнь, а также отваживать подозрения в шпионаже и измене, вперемешку с ухаживаниями, и раздавать пинки по мудям мудозвонов.

7. Вообще-то я сделал значительную часть карьеры именно в океанологии, причём начал ещё в 1979 году. Кроме шуток. Я с пятилетнего возраста изучал море. И уже в восемь лет мне велели читать лекции о моллюсках в своей школе - перед вторым, пятым, а потом даже седьмым классом. Довольно странное решение учителей, потому что меня практически не готовили - я просто доставал ракушенции из портфеля и рассказывал про них, что в голову взбредёт. Целый урок! Я кое-что знал, разумеется, ибо прочитал том "Жизнь животных". Но первоклассник сам по себе всё-таки нуждается в какой-то тренировке, подготовке и руководстве. На пятой лекции я устал, замолчал и стал извлекать из пересохшего носа козявки и прикреплять их под стол. Нос перестал дышать, а ребёнок был мал - что с него взять? На самом деле это сработал не нос, а душа. Слушатели были слишком велики, чтобы создать резонанс внимания перед таким шибздиком, и когнитом перестал генерировать вдохновение. А профессиональным лектором я тогда, разумеется, не был. Через двадцать лет я поймал себя на том, что занимаюсь абсолютно тем же самым, даже нос забит - но уже как руководитель университета дополнительного образования.

8. Поэтому небрежное упоминание в первой серии "Ольги Сергеевны" о Неожиданной Парижской Конференции Океанологов плюс Москвы плюс Телевидения - вызвало у меня гомерический смех. Какое лукавство автора! Недаром же на стене Мона Лиза сравнивается с хохочущим гекконом. Интересно, зачем Дорониной вдруг понадобился портрет эублефара из террариума? И как может океанолог-биолог, разрабатывавший дыхательную смесь - назвать рептилию жабой? (Холоднокровные - лучшие мастера задерживать дыхание, поэтому их систематику, хотя бы на уровне класса, Вашкина знать была просто обязана!)

9. Но тут зритель, особенно ежели биолог-полевик, понимал, в чём дело - и сам начинал хохотать! И потом хохотал не умолкая, потому что весь видеоряд - сплошной бурлеск и небывальщина. На фоне которых разворачиваются на диво остроумные и правдивые диалоги! Романтичный, утончённый Армен Джигарханян - играет хмурого грубияна и предлагает вместе качать шины! Просто чудо! Она отказывается, потому что у неё нервная подруга по комнате в общаге! Эпидемия уложила всех аптекарей! Ооой, изумительно! Просто живительный смех сквозь слёзы!

10. Однако сам научный контент "телеинтервью" проработан качественно и глубоко, это не имитация и не сериал "Общага", когда даже неизвестно, чему учатся студенты.

11. Похоже, это была великолепная психотерапия для интеллигентов. Кровь очищалась от депрессии. Бредовостью фактуры сериала была замаскирована интереснейшая глубина социальной психологии советского общества. Знающие люди сразу понимали, что перед ними метафора - и героиня Дорониной изучает не морские глубины, а океаны знаний и бездны души человеческой. Вашкина, это на самом деле "Нашкина" - наш тайный представитель полузапрещённой в стране психологии, доступ к которой имела только гебня. Именно это и подчёркивает Плятт своей репликой. Но откуда психологию так знал Радзинский? Если придумал сам, а не вычитал - значит, он был гносеологом такого же класса, как Выготский.

12. Очевидно, для Радзинского "Ольга Сергеевна" - это как "Евгений Онегин" для Пушкина. Это воплощение Ольги Лариной, тонкой и честной, но здравомыслящей и лишённой Татьяной психопатичности. Эдвард - более глубокий боддхисаттва, чем казался...

Далее распорядительная часть.

14. Все фильмы и телевизионные выступления Эдварда Станиславовича Радзинского надо собрать воедино, перевести профессионально с участием англоязычного историка, знающего русский, сделать субтитры, сделать вставки кадров-иллюстраций описываемых событий и персон, далее записать на один DVD и выпустить в тираж, с распространением также и через Сеть. В проект добавить биографическую справку и электронные книги (переводить не нужно - их смогут читать только те, кто возьмёт на себя труд учить русский язык). Присовокупить отзывы от авторитетных международных учёных и деятелей искусств, лучше в форме видеообращения (с субтитрами). Проект должен курировать редактор - увлечённый историк с учёной степенью, обучавшийся в СССР, РФ и США, но не из государственного института. Он получит достаточную компенсацию.

15. Работы Радзинского - это не самодеятельность, а ценное наследие русской культуры - антропологическая и психологическая герменевтика исторических событий. Профессиональные историки добывают горы фактов, но порождают мышевидные выводы. Объяснительная и прогностическая функция у этой науки низкая, а Радзинский восполняет этот дефицит.

16. Продукт - диск в красивом конверте плюс брошюра такого же формата с изысканными иллюстрациями о русской старине и лучшим портретом Радзинского, с надписями хорошей информативности на английском и русском языке. Его надо порекомендовать как хрестоматию, пособие, экранизацию, иллюстрацию, историко-философское освещение геополитических процессов - от лица каких-то авторитетных людей и организаций, не обязательно академических.

17. Его надо будет пропиарить как событие, мероприятие, но перед этим - разослать анонс мероприятия и диск в несколько зарубежных крупных университетов и в правительственные учреждения, в частности, министерства, отвечающие за образование и культуру, международные связи, системный анализ, политику, а также в крупные объединения экспертов, НКО. И порекомендовать заказать тираж или контент для библиотек и вузов - за умеренную сумму.

18. Мировое сообщество в сумме выплатит за этот сборник большие деньги, а пираты украдут его и донесут до небогатой интеллигенции, молодых ученых, учащихся. Поэтому у людей изменится отношение к русской культуре, истории и науке - в лучшую сторону.

19. Пока Радзинский жив, надо записать его предисловие к сборнику, и отдать должное тому, что он не сдавался перед испытаниями, болезнями, возрастом и сопротивлялся дряхлению за счёт работы интеллекта.

20. Мои родители любили музыку из сериала "Ольга Сергеевна". Мне песня "Память" не нравилась, но сейчас я вижу, что метафоры там глубоки, а сильная аранжировка и работа Тарвердиева и Кобзона позволила их очень подчеркнуть, повторами и интонациями, потому что само стихотворение "Память" Давида Самойлова (1964) такое сильное впечатление не производит.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments