antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

два примера антропо-герменевтики природы

* Текст находится в процессе редакторской доработки, и сохранён временный вариант. По окончании работы данная надпись будет удалена. (Итерация 8)

1. ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ. Моя матушка, когда умирала от онкологии, была в такой депрессии, что ненавидела любое познание, велела не включать телевизор, который я купил ей в палату, не читать ей вслух Улицкую (там был эпизод про онкологическую смерть просветлённого человека), и лежала лицом к стене. Иногда только рассказывала нечто бредоподобное, но удивительно связное. Я потом понял, что это были отчеты о путешествиях в Бардо, когда она проваливалась в агональное состояние. Она больше всего хотела побыстрее умереть.

2. СУБ-АГОНАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ. У меня же картина совершенно обратная! Я необычайно бодр, работоспособен и интересуюсь всяким знанием. Хорошо работающий когнитом омолаживает и тонизирует организм, и улучшает кровоснабжение мозга. Я всю жизнь был в состоянии субдепрессии, мрачноватости или даже депрессии. А сейчас как ни странно я от этого избавился. И очень ясное мышление. Оно возникло не вдруг, а после системной и довольно дорогой психотерапии. Если человек едет в санаторий, и лечит ноги - а потом начинает бегать, это хорошо. Если он делает операцию, вкручивает шуруп в сломанные кости, и умудряется крутить четверной прыжок (снова сломав шуруп), это прекрасно! А если человек потратил сто тысяч, чтобы подлечить плохое кровоснабжение подавленного мозга - а потом начал соображать лучше прежнего? Ой, нет, только не это! Это плохо, ужасно! Он сошёл с ума! Он занимается ерундой! Лучше бы лежал, как раньше, лицом к стене! Парадокс в том, что реакция окружающих - именно такая. Вот почему я стал изучать псевдологию. И сделал такие успехи, что подивился псевдологичность самих эрратологов!

3. КОНКУРЕНЦИЯ МОТИВАЦИЙ. То, что я читал и обдумывал раньше, открывает передо мною в сто раз больше смыслов и решений. Я чувствую себя так, будто отучился на мехмате, а потом приехал домой, и смотрю на книжки, по которым готовился поступать, и вижу их простоту и множественность параллельных решений. И вижу где-то гениальные факты или ходы, которых раньше не замечал. В целом я исследую, как воздействует когнитом на развитие онкологического состояния. Однако я чуть ли не буквально слышу голос мамы (почему-то я прекрасно его помню, хотя не слышал уже 10 лет):
- Кирюша, не занимайся ты ерундой! Займись лучше делом! Начёрта тебе эта биология, ты же никогда уже не будешь преподавать, писать, зарабатывать! Ты вообще скоро ляжешь в гроб! Надо привести в порядок дела, деньги найти хоть какие-то, за квартиру заплатить! Сходи за телефоном новым!

4. ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ. Но я никуда ходить не хочу. Да и не могу. У меня болит голеностоп, там метастазы. Наоборот, я хочу заниматься ерундой. Потому что при этом чувствую себя прекрасно. Даже температура проходит. На самом деле я имею тайную цель - раскрыть со своей колокольни секрет онкологических заболеваний. Я знаю, что этим занимаются миллионы людей уже сто лет, и за миллиарды долларов. Но меня не устраивает результат - за это время заболеваемость увеличилась в тысячу раз. Логично предполагать, что ресурсы вкладывают не в ту сторону. Есть у экологов выражение "Кипятить океан". А у китайцев - выражение "лечить дохлую лошадь". А у русских есть выражение "я вас всех в гробу видел!" Оно оказалось поразительно точным. Во время агонии, в состоянии близком к клинической смерти, я очень много думал и переживал за всяких людей, которых оставил где-то далеко. Они представали перед моим взором, и я мучился от тоски по ним. А потом я вернулся к жизни, и встретился с этими людьми. Выяснилось, что это двуличные эгоисты, которые меня презирают, хотят, чтобы я был овощем или вообще очистил свою квартиру от своего присутствия, отдал бы чужим людям свои достижения, чтобы они на этом зарабатывали. Интересное наблюдение! Равнодушное изгнание их из своего мира показало, как они меня мучили, будто я избавился от многолетнего педикулёза. Стоило ли так мучится в агонии? Вывод: выражение "в гробу я вас видел" - не метафора, а подлинные ощущения танатонавта о суетности переживаний о тех, кто этого не заслуживает.

5. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ. Я узнаю много интереснейших вещей. И постоянно подтверждаю, что почти все знания - являются антропологическими, хотя я взял их из источников экологии, биологии, лингвистики, художественной литературы. Например, я взял "Гуманитарный экологический журнал". И нашёл там только некоторые факты, которые стали затравкой для умозаключений. Я не опираюсь на факты, как слепой с палочкой, осторожно делающий только один шаг. Я смотрю на мир широко, пользуясь здравыми рассуждениями. Которые очень достоверны там, где я побывал. Это нормальный сравнительный метод. Я для того и готовился к экзаменам по сравнительной приматологии, анатомии, и вообще постоянно делал всякие сравнения - по указанию профессуры. В этом и заключается наука. Без сравнения будет лишь констатация факта. А точнее, фактуры, данной в ощущениях одному человеку.

6. КОМПАРАТИВНЫЙ ГНОЗИС. Даже при описании единичного объекта используется сравнение. Месседж "цветки шиповника розовые" сообщает, что цветки бывают разных цветов у разных видов и сортов розы, а шиповник - дикий и шипастый тип, имеет такой архетипичный цвет, который народная мудрость обозначила как "цвет дикой розы", остальные же варианты называет по-другому: чайная, белая, чёрная, жёлтая etc. Более того, роза является настолько важным цветком для людей, что они сделали именно её основой для инвариантного названия - а не пион, тюльпан, лилия, сентябринка, астра, фиалка, петуния, флокс, дельфиниум, мальва, наперстянка. Значит, это было особо ценное растение! Чем же?

1) НОКСОЛОГИЯ. Шиповник очень колючий, но не такой убийственно опасный, как южная ежевика, чьи плети могут и подсечку сделать, и кожу пропороть. Кусты шиповника вокруг поселения, становища мешали врагу подобраться сзади, но жизни детей не угрожали. Если кто-то ночью пойдет в туалет, он может обойти кусты шиповника потому, что они цветут все лето и пахнут. А зимой их хорошо видно на фоне снега. Я не помню, чтобы шиповник доставлял мне такие неприятности, как колючие: аралия, тёрн, сарсапариль, кактус, ель, ценкрус (ужасно противный колючий злак), держидерево, чертополох, гравилат (мерзкие плоды в носках), дикая рожь. Шиповник был самый честный, и я его обходил.

2) ВАЛЕОЛОГИЯ. Шиповник дает плоды, богатые витамином С. Они сначала невкусные, першит в горле. Но зимой, промерзая, оболочка делается нежной и вкусной, и как раз в это время не хватает витамина. А знаете, что это не ягоды? Это гипантий, мясистое цветоложе, в котором покоилось соцветие, образовавшее из многих затвердевших завязей - плод многоорешек. Дивная информация!... Вообще-то нет. Не дивная. Меня она не обогатила. Мне наплевать, ягоды это или гипантий. Подозреваю, что и вам тоже. Однако в том, что я это напечатал, есть смысл. Дело в том, что год назад я был так плох, что не помнил даже название "шиповник". А сейчас я навел в голове такой порядок, что, не заглядывая ни в какие учебники, вспомнил моментально то, что вычитал двадцать лет назад.

3) ЭСТЕТИКА. Роза очень красивая и наводит на размышления о бесконечности мира. На цветках шиповника сидят красивые жуки и бабочки, шмели, пчелы. Одно время меня это очень радовало и придавало жизненных сил.

4) АРОМАТЕРАПИЯ. Запах розы не только приятный, но и полезный. Он стимулирует ЦНС, и поэтому бодрит и укрепляет, как праздник. Особенно это актуально для пожилых людей. Многим из них нравится заваривать розовые лепестки, или угощаться вареньем из них, потому что это бодрит.

5) КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Полезности розы делали её приятным спутником человека, несмотря на "колючий стержень". Поэтому люди симпатизировали дикой розе, а культурную даже сакрализовали. Название шиповника Rosa canina (собачья роза) - не уничижительное. Потому что собака для славянина была лучшим другом, порой лучше чем жена и все прочие люди. В графическую символику вошли пятичастный венчик шиповника и махровый цветок окультуренных форм. Цвет, высота и число роз служило символом во всевозможных ритуалах. (Далее примеры в скобках без кавычек, автор и продукт через тире). Роза символизировала любовь (с её терниями и наслаждениями), красоту (повсеместно), искреннюю страсть (The Name of the Rose, 1986), подлинность (У.Шекспир - Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет!), непристойное влечение (В.Набоков - Коричневая роза), сложность (непередаваемость узора лепестков), многообразие (соревнования розариев), неисчерпаемость (Р.М. Рильке - Чаша роз), юность (Н.М. Пляцковская-Просторова - Розовые розы), свежесть и здоровье (И. Кальвино - Козимо ди Рондо свежий как роза после ночёвки на дереве), власть магическую, религиозную, политическую (Розенкрейцеры, Война Роз, Революция Роз), предчувствие (Перед грозой так пахнут розы). Всего один вид, белая роза символизировала чистоту, холодность, траур (на Востоке), эфемерность (С.Б. Кузнецов - Белые розы). У русских есть формула признания: "Я расцвёл как майская роза!" - абсурдная, ибо в России почти везде в мае только распускаются листья.

6) ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ
Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Rose < лат. rosa, передающего греч. rhodon (< *Frodon), переоформления др.-перс. varda < индоевроп. *urdha «колючка, шип»; «нарост», производного от той же основы, что авест. vardaite «растет». Роза буквально «колючая».


6.1. ФАКТОЛОГИЯ. Я только что прочитал в одной статье, что славяне устанавливали тележные колёса на крыше хат вовсе не для аиста, а как оберег "громовой знак", предохраняющий от удара молнии. В северных регионах эту роль выполняла резьба. Аисты освоили их гораздо позднее. Это интересно!

6.2. ЭКОНОМИКА. Я делаю свои выводы. Громоотвод действительно был очень нужен. Скорее всего к колесу крепилась металлическая полоса, потому что она стоила сравнимо с сельхозинвентарем, но страховала огромную ценность - целый дом с имуществом и детьми. Но этим выводы не заканчиваются.

7. БИБЛИОГРАФИЯ. Если я не укажу источник, разговор будет необоснованным. Поэтому печатаю.
Грищенко В.Н. Исторический очерк развития природоохранной биотехнии // Гуманитарный экологический журнал. - 2000. - Вып. 1. - Т. 2. - С. 6-15.
Скорее всего, это не по ГОСТу. Но я логику нового ГОСТа понять не могу, поэтому не запоминаю. Моя логика проста. Двойной слэш отделяет периодическое издание. Чёрточка (будь это дефис, тире, неважно) после точки отделяет элемент описания. Иначе сокращения с точками сольются, трудно будет прочесть. Вначале пишется год выпуска, потом нижестоящие по рангу категории. Число страниц показывает, что статья большая, солидная, а не заметка в твиттере. Журнал малоизвестный, зарубежный, "не ваковский" (они говорят не менее чудно "не-фаховый"). Но среди специалистов он считается валидным, так как его делали крупные эксперты, доктора наук, лидеры теории и практики экологического менеджмента и науки. Статья посвящена не философии, и не птицам - а людям, которые использовали птиц для различных целей. В статье мало теории и "воды", она интересная и насыщенная, много ссылок. Количество источников неизвестно, так как никто не удосужился пронумеровать список. Ориентировочно 50 изданий.

8. ПЕРСОНАЛИЯ. Проверяю, кто автор. Ого! Это редактор этого журнала, и даже верстальщик. Работал с женой. Плохо! Значит, текст никто не испытывал на прочность. А кто он по специальности? Полиграф Полиграфыч? Нет. Виталий Николаевич Грищенко - орнитолог, редактор, природоохранник, кандидат биологических наук, заместитель директора по науке Каневского природного заповедника. Возраст солидный. Значит, это крупный эксперт и практик, ему можно доверять. Но у него есть один небольшой минус. Он не антрополог! А текст о чём? О людях!

9. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭКСПЕРТА-КРИТИКА. У меня тоже есть активы: полтысячи публикаций, в том числе в правительственных СМИ. Я по профессии - редактор, общий антрополог, энвайронментолог, психолог, биолог, менеджер охраны природы, методолог. Поэтому я тоже могу высказаться. Я не орнитолог, но кое-что о птицах слышал. Я ещё школьником был четырёхкратным победителем краевой и всесоюзной олимпиады по биологии, а потом 15 лет учился и работал на биофаке МГУ, а потом был сотрудником психфака, экспертом по этологии и экологии в правительственных проектах РФ, США и даже межправительственных, где участвовали больше ста государств. Это, конечно, не нобелевский лауреат (таковой он был только моим спутником, переводчиком и рецензентом), но определённый ноблесс. У меня в одно ухо влетает - но не всегда вылетает в другое. Кое-что запоминается. Я обучался на спецкурсах: полевая орнитология, зоология позвоночных (Б.Д. Васильев, Н.Н. Гуртовой), сравнительная анатомия позвоночных (Н.В. Хмелевская), охрана природы, биоэтика. Я посещал курсы по физиологическим основам поведения на кафедре физиологии ВНД, и психологическим основам - на психфаке МГУ. Также я изучал философскую методологию в биологии - хоть и не с Аристотелем, но с руководителем Института философии РАН, профессором И.К. Лисеевым - он в этом весьма разбирался. Я изучил много специальной литературы, десять лет преподавал поведение животных в психологических вузах по собственной программе, которая была обнародована, и опубликовал десятки экспертных работ по поведению и психологии животных и человека в ведущих научно-методических и научно-философских СМИ. Самая же трудная моя черта, "гносеологическая гнусность" - то, что я наблюдал и самих птиц, как в неволе, так и в дикой природе. Видел я и аиста, более того, как он охотится. Поэтому я имею дерзость дерзнуть идеями даже самыми дерзновенными, без обязательств доказывать их неким правилом буравчика, формулой бубенчиков, тем более в столь низкооплачивамом консалтинге - даже если Таратар Таратарыч (а по моей антропоскопии - квази-косолапый (м)учител(ишка)-математик[^2 фигурой Мегамастера Весника]) будет грозить мне отростками: "Макар, не дерзи!"

8.1. ПРАКСИОЛОГИЯ. Громоотвод в виде колеса очень неудобен. Пока его взгромоздишь, можно упасть и убиться насмерть. Стоит ли так рисковать впустую? Ветер сорвёт его скорее, чем простой шпиль. Поэтому надо крепить на совесть! Высока вероятность, что после грозовых шквалов надо будет опять монтировать сорванный атрибут. А ведь у хозяина хватало других дел: крышу сарая чинить, окна снова вставлять! Да и колесо было не самой дешёвой вещью. Поэтому вряд ли это был просто "громовой знак". Я убеждён, что большинство жителей села делали это именно ради аиста.

8.2. АКСИОЛОГИЯ. Аист был долгожданным символическим гостем. Люди ждали прихода весны, как праздника. Славяне в деревне могли запросто умереть зимой - простуда + печной угар + авитаминоз + скученность + гиподинамия etc. А весна, зелень, первомай и возвратившийся аист, затевающий шумную трескотню выяснения отношений - создавали радость в душе: "Я дожил до лета!" Особенно актуальную у старых, заслуженных людей.

8.3. ОРИЕНТАЦИЯ и ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Птицы улетают на зимовку, и нам кажется, что это простой факт. На самом деле это софт-продукт на миллион долларов - с огромной базой данных, сотнями программ и сложнейшей архитектурой. Мигрирующий аист решает великую экзистенциальную проблему: целеполагания (куда геополитически? для чего тактически? ради чего стратегически?), мотивации (почему? из-за чего?), ориентации (в какое место? какими путями?), идентификации (к кому? с кем?). Аистиная пара формируется на много лет. Но зимуют супруги отдельно, и забывают друг друга. В полёте на зимовку им не до сентиментальностей. Они перестают друг друга различать, и решают огромной сложности задачу - как долететь из Польши в ЮАР или Кению. Мозг другим занят! Весной аисты решают ещё более сложную задачу - попасть точно к своему гнезду. Это безумно трудно! Аист-мигрант, это важная птичья личность. Он прекрасно осознаёт свою индивидуальность, что он не куропатка, а птица-гигант, ловец змей. И вдобавок среди таких ловцов - он ходжа, посетивший Прародину Пангеи - Килиманджаро, а ещё он - владелец дома в Стране Полян, вельможный пан Аист Бочан. Без таких метаданных это будет не аист, а инфузория. Это выдающийся вид биосферы, трансгрессор, хищник-эдификатор. Недаром же великий Линней назвал его "Аист из Аистов", Ciconia ciconia. А зрелый самец имеет огромный опыт наблюдений и успешных поведенческих актов, то есть знание. И он знает, что заслужил отдых на курорте, увлекательное сафари по Танганьике. Там с ходжой Бочаном сочли за честь познакомиться дервиш Марабу, принцесса Фламинго и змеелов Госсекретарь. Там полно деликатесов, куда более острых, чем на его родине. Зачем ему лететь на север? И не просто куда глаза глядят, а именно в Польшу, в предместья столицы? Более того - именно в Имение вельможных панов Бочанов! Зачем bocan летит 3 тысячи километров - на крышу к Бочанам? Оценить ремонт курятника? Новые горшки на заборе? Не знаю! Пан Аист Бочан мне не докладывает, он важная птица...
Яйца ему откладывать не нужно, яичники не зудят, это как пить дать. Билет на самолёт он не покупает, летит "на своих двоих". Полёт небесплатный: затраты глюкозы огромные, он давно не тренировался, и запросто может погибнуть. Зачем же старому пану - лететь через два континента? Загадка. Я её так и не решил, кроме шуток. Здравого объяснения нет. Бихевиористический мотив по-Докинзу: "Что-то мне захотелось поразмножать свои гены в родовом гнезде!" - не кибернетичен. Более логичным является мотив физиолого-поведенческий - у аиста имеется эмерджентный когнитом-регуломный контур, который градуально дестабилизируется в фотострессорных тропических ландшафтах и мотивирует миграционную программу, терминируемую погружением в умвёльт, импринтированный в критический момент первых полётов. Или, пользуясь дискурсом "псевдонаучной" зоопсихологии, аисту так надоедает жариться на африканских пляжах среди тупых любителей караоке, что душа рвётся к родному гнезду, а ностальгия - собирать чемоданы. Возможно, он хочет не только увидеть родные поля, но и послушать, как забавный человеческий птенчик Юзек распевает во дворе: "В Сколимове, у Фарамушки на вилле - в комнатке бонны, барышни Миты - были в шкафу два бандита укрыты!" Потому что этот Юзек - добрый птенец, друг пана Аиста Бочана. Он не стреляет в аиста из рогатки, не позволяет другим человечьим птенцам лазить на крышу и воровать вкусные яйца, а наоборот, собирает медведок на фонарь и утром высыпает их во дворе, чтобы Бочан. Поэтому аисты берут на себя огромный труд - найти знакомую местность, а потом знакомую долину, а потом деревню, избу и гнездо, и даже знакомых людей. Как они умудряются это делать - с крохотным "куриным" мозгом? Загадка. Потому что с этой задачей без карт не справится даже вертолётчик с двухкилограммовым мозгом. Он будет кружить по местности и сожжёт всё топливо. Аисту такая роскошь не подобает, ему кормиться некогда, а кружить по всей Польше не позволяют силёнки. Это не Ту-154, он и может и не долететь до Варшавы. Причём ему нужно к Юзеку, но не в Jozefow, а в Skolimow, Chojnowski Park Krajobrazowy. Даже Часто самец аиста всё-таки находит родное гнездо, припоминая многие детали двора. Но оно занято! Какой-то чужак устал кружить, и сел на первое попавшее гнездовище. А ведь Свой Аист строил его, тратил силы! Часто в этом участвовали несколько поколений его предков! Некоторые гнёзда аистов существовали два-три века, это задокументировано. Поэтому Свой Аист должен напасть на Чужого Аиста с такой яростью, чтобы тот смутился и улетел! Но вдруг это ошибка? Вдруг это не Сколимов, а деревня Соколимушка неподалёку? Что же делать лелёке? Нападать! Если Чужой Аист не смутится, а будет яростно контратаковать, значит - пардон, обознался! Летим дальше! Аист на подлёте просматривает множество ландшафтов, речных русел, изучает картину так, как мы - вглядываясь в иллюминатор: что за река петляет внизу? Не появился ли уже берег моря, жёлтые пески, зелёные луга, сизые хвойные перелески? Когнитом аиста умеет вычленять детали из весьма сложного умвёльта, потому что он добывает пищу, высматривая среди растительности малозаметных лягушек, змей, насекомых.
8.3.2. Когда самец аиста возвращается и убеждается, что это точно его гнездо, он осуществляет и социальную идентификацию. "Международный бизнесмен с квартирой" - это завидный жених для аистих, поэтому молодухи второго года жизни и уставшие от перелёта красавицы норовят такого захомутать. Однако если аист успешно вывел потомство со старой женой, ему удобнее быть с ней - не придётся "сходиться характерами", есть в памяти есть стереотипы экономной коммуникации. Поэтому он будет переборчив. И если прилетит прошлогодняя супруга, и начнёт "качать права" с особой яростью, ибо это привычный умвёльт - самец скорее станет на сторону "старой Сарры", боевой подруги юности. Очень примечательно, что в сюжете фильма "Два Фёдора" дисгармонию в дружбу главных героев вносит женщина по прозвищу Аистиха - хотя она очень добрая и красивая. Возможно, создатели фильма полуосознанно знали культурный код - народные наблюдения, что чужая аистиха-молодка, соблазняющая аиста-мужа, может стать причиной шумной свары с вернувшейся женой. А от этого жизнь в крестьянском подворье нарушится - будет грохот и тарарам, сверху в глаза посыплются ветки и мусор, а почтенная хозяйка взорвётся и набросится на своего старика, который тайком шастает к молодой соседке. То-то радости будет соседям и мальчишкам: оказывается, пани Кабачковска знала, куда прячет кабачки её пан Кабачковски! Тащите стулья, будем смотреть мелодраму! Таким образом, аист мог выступать даже как участник деревенского социума.

Поэтому резонно предположить, что если сорока различает колечко на подоконнике, то башковитый аист замечает уникальный стиль резьбы, занавесок, костюма пугала, палисадника, планировки грядок и т.д. Возможно, крестьяне специально делали для аиста какие-то ориентиры (та же резьба на крыше и коньки, флюгеры), чтобы привлекать "своих" птиц, помогавших бороться с вредителями. Ибо люди охотно помогали таким птицам, например, при нашествиях саранчи - выносили в поля кувшины с водой, чтобы клюющие жёстких прямокрылых птицы не забили зоб, глотку. Это происходит элементарно, если, например, сердобольное дитя притащит в дом слётка или выброска, и начнёт закармливать его кузнечиками - а жадный птенчик через минуту умрёт. Механизма "что-то не хочется, наверное, наелся!" у них нет, это было бы гибельно в гнезде с конкурентами.

*Далее я дорабатывать буду лишь в рамках проекта. Оставлю наброски.

Аисты летят на знакомое место. Находят "свою" избу по визуальным ориентирам. И там встречаются. Для них это новизна, но и радость. Людям тоже радость - наблюдать такое красивое событие. Аист птица очень крупная, красивая, внушительная. Один раз увидел аиста, и это "сделает твой день". Он шумит на крыше и отгоняет птиц, которые вредят огороду. Аисты гнездятся, а потом вылавливают много неприятных животных вокруг: змеи, крысы, лягушки травяные, мыши. Это довольно активный хищник. И он потребляет множество крупных насекомых: медведка, майский жук, саранча. Они тоже вредят огородам, полям. Возможно, помёт аистов на крыше использовался на огороде - проблема удобрений имела место. Возможно, покрытое пометом колесо когда-то спасло избу. Потому что молния нередко бьет еще до ливня, по сухому. И где-то пустое колесо воспламенилось, а в соседнем селении колесо с аистами было покрыто электропроводным пометом, и заряд не повредил избе. В старину люди, не задавленные школьной наукой, были очень наблюдательны. Вообще с аистом не скучно, он даже общительный. Если в избе живут старики без детей, у них душа радуется. Аисты считали людей - тоже огромными птицами. У славян была светлая льняная одежда, черная жилетка, а гнездо под стать - большое, крепкое! И вот что забавно - себя аист тоже считал "человеком, у которого гнездятся аисты". Потому что он делал огромные многолетние гнёзда, в которых тоже... гнездились птицы! Оно давало приют для мини-гнёзд множества пичуг воробьиных, и даже крупных (скворцы). Аист мог бы убить шумных соседей одним ударом - он ведь очень точный клеватель живности. Особенно схватить птенцов. Но он этого не делал, потому что мелкие птицы тоже оказывали ему услугу - выклёвывали назойливых насекомых, которые одолевали аистиных птенцов. А в случае срочной бескормицы, допустим, если аист получил травму, можно было и пожертвовать "доходным домом" - поклевать птенцов соседей. На самом деле гнездовые птицы сами убивают собственных собратьев больше, чем любые хищники. Из яиц вылупляется очень много народу, всех не прокормить. Поэтому чтобы выжить, срабатывает механизм адельфоцида - старшие братья неосознанно оттирают более слабых и младших собратьев от доступа к пище, выхватывая принесённое родителями. А также выталкивают слабейших из гнезда своими спинами. В природе это вовсе не "ужасающее преступление", а очень важный механизм выживания. Если собрат не сопротивляется, и существенно слабее чем пассивный агрессор-птенец, значит он или болен - и его надо срочно вытолкнуть из гнезда, пока он не умер и не отравил всех разлагающейся вялой тушкой. Или он слишком отстал в сроках созревания. И это тоже большая проблема. Когда старшие оперяться, и выпорхнут из гнезда, отсталый "младшак" будет ещё требовать родительской заботы. Поэтому родители будут привязаны к гнезду, а не следовать за слётками (которых они потом ещё долго подкармливают на земле и ветвях). Следовательно слётки ослабеют и погибнут, попав в когти хищников - да их даже крыса может съесть. Либо погибнет "младшак" в гнезде. А вероятнее всего, что погибнет весь приплод, потому что родитель, это глупая птица, она будет истощена долгой "путиной" вскармливания, невротизирована необходимостью "разрываться на два фронта", и просто бросит это занятие. Итак, на одной чаше весов - выживание двух-трёх потомков-братоубийц. А на другой - выживет ноль приплода. Эволюция это просто популяционная динамика и кибернетика, поэтому преимущество получал второй вариант. Кроме того, толкучка в гнезде массировала сидячие организмы птенцов, повторяя процесс переворачивания яиц наседкой, без чего эмбрион умирает, тренировала мышцы для будущего перепархивания, и вообще держала популяцию в тонусе. Таким образом, адельфоцид (умерщвление братвы), это важный механизм выживания птиц. Аист, возможно, помогал снизить груз гиперпопуляции. Когда в урожайный год гнёзда малых соседей были переполнены шумной ватагой птенцов, аист раздражался и склёвывал самых шумных, облегчая жизнь им самим. Это обычный симбиоз, механизмы эволюционной экологии. Выпавшие из аистиного "доходного дома" птенчики могли служить лакомством для кошки внизу. Которая, однако, боялась лезть на саму крышу, чтобы не быть убитой клювищем-копьём аистихи.

Показывая детям аиста, можно было их многому научить, и рассказать поучительные истории. В самом крайнем случае, если голод, или если птица ранена и явно не жилец, аиста можно было съесть. Говорят, что нередко оставшись без пары, птица все равно прилетала, и дружила с человеком, даже добычу приносила. Особенно дружелюбным был аист, которого человек вылечил. Разглядывая аистов, люди понимали, что эта большая птица полетела огромное расстояние, и мечтали о дальних странах. В общем, бонусов было столько, что про аистов даже песни слагали.

Происхождение названия - непонятное. Грищенко - эксперт, но загадочный. Он приводит множество версий, делает "разбор полетов", отвергает - но не даёт... ответ, откуда пришло это слово! Мне нравится версия, что аист родственно слову "гость". Хотя Грищенко ее и ругает ругмя. Потому что она психологична. Слова языка, это очень гибкая субстанция. Они легко меняются в силу коннотаций. Аистов воспринимали именно как гостей, причем дорогих. А в России белый аист стал селиться только в 19 веке. Поэтому пользовались немецким и польским словом, но немного приближали его к русскому "гость" - и придавали своеобразие, чтобы это был особый термин.

Когда проводишь такую герменевтику, читать гораздо интереснее. Да и жить тоже.
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments