antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Цвет пиджака и антропология советского пижонства

Конечно, раскрашенное черно-белое кино порой выглядит несколько аляповато. И нарушает привычный образ, ностальгическое отношение. Но я не нахожу здесь повода для какого-то особого возмущения. Не нравится, так смотри оригинал! Кто мешает? Но во-первых, есть поколения, которые уже не знали черно-белого телевидения, и им трудно воспринимать "чебуху" на экране. Во-вторых, появляется дополнительная информация. Например, я и подумать не мог, что у героя Миронова такой кричащий пиджак. Это прибавляет сведений к характеристике данного персонажа. Для того времени это была очень знаковая вещь. Надо было быть очень нескромным, самоуверенным, обеспеченным и вообще большим пройдохой, чтобы разгуливать в таком пиджаке.

Хотя, подозреваю, что такого неонового цвета вещей в СССР все таки не было.

(А когда поступили комментарии, что так раскрасили сатиновый рабочий халат, я просто умер от смеха. Но текст исправлять не буду - это пример артефакта в исследовании.)

Вместе с тем, я читал про Миронова, что сам он был большой модник, и где-то на югах разгуливал в белых шортах, которые, чтобы выглядеть идеально, был вынужден каждый день стирать и гладить.

Вообще в советское время модничать, а точнее "пижониться" было весьма трудно. Хорошую вещь требовалось "доставать", то есть покупать с рук за огромные деньги. Друзья даже пели такую песню:
- Штаны "Монтана"?
- Ага-ага!
- А сколько стоят? Ого-ого!


Вот она! Нашел с пол-тычка! К ней даже подверстали советский текст этой песенки.

Это оказывается, Сандрочка юная поёт. Как я ее любил в старшем школьном возрасте!

Ну так вот. Хорошую вещь требовала большой заботы. Барабанных стиральных машинок не было, активаторные с отдельной центрифугой мяли и портили вещи. Приходилось стирать в тазике, да еще и изощряться - выворачивать, потом не отжимать, а чтоб стекало (над ванной, на веревках вечно висела вонючая дрянь, мешала мыться). Потом раскладывали на тряпочку, сушить. Вещи очень часто заванивались при сушке. Там разводились пропионовые бактерии, потому что не было ополаскивателя и хорошего отжима. Особенно заванивались джинсовые костюмы. После стирки от них разило сильнее, чем от ношенных вещей. Не беда! Щеголяли в вонючих тряпках, терпели, главное ведь выглядеть.


При этом многие семьи не имели даже такой, активаторной стиральной машины, и стирали вручную. В ванной и тазу у них постоянно квасилось белье. Считалось, что "надо замачивать, чтобы лучше отстиралось". При этом вещь часто забывали дня на три, и она начинала вонять. Отстирать это было гораздо труднее. Современные машинки ничего не замачивают - и прекрасно все отстирывается. У моей дальней родни из Хабаровска была большая "сталинская" квартира, и там проживали человек пять, плюс гости. И у них не было машинки! Стирали вручную. Еще у них подолгу не было горячей воды. Воду для помывки грели на газовой плитке. В жару это не атмосферу на кухне не улучшало. Однако они не приобретали никаких приспособлений, скажем, машинку, кипятильники, нагреватель. Можно предположить, что у них не было денег. Пенсионеры, все такое. На самом же деле, кое-какие сбережения у них были. Глава этой семьи много лет проработал "кумом", то есть начальником зоны. Как он это делал, не знаю, но зарабатывал хорошо. Настолько хорошо, что когда произошла революция, и вклады "обесценились", выяснилось, что у него на сберкнижке пропало около СТА ТЫСЯЧ рублей! При том, что студент умудрялся прожить на стипендию в 30-40 рублей. Это тоже особенность "этнопсихологии" советского человека. Сто тысяч - на материке это была баснословная сумма! А они питались одной картошкой! И в шкафу у них свято хранилась коробка шоколадных конфет, давно протухших и отравлявших воздух во всей комнате! И это была семья не каких-нибудь безголовых спекулянтов - там жили офицер, врач, учитель, филолог, ставший потом ректором университета, и еще один врач, ставший потом незаурядным бизнесменом.

Отдельная проблема моды в СССР - многие вещи при стирке "садились". Это странный механизм, загадка для меня. За несколько стирок свитер мог уменьшиться раза в два, брюки - в полтора. Возможно, потому, что некоторые вещи садились, в магазине ВСЕ штаны продавались с очень длинными штанинами. Считалось, что так положено, и их надо ушивать по росту, потому что швейная фабрика не может угадать длину ног. При том, что низ был качественно обметан, а дома было это сделать очень сложно - штанину просто подворачивали и прихватывали. Надеть такие штаны было сложнее, нога цеплялась. Вообще купленную одежду приходилось дорабатывать почти всегда. Лично мне вещи не подходили НИКОГДА. Это при том, что мои параметры (как выяснилось позднее) точно совпадают с параметрами среднего человека Земли! То есть человек из самого центра гауссианы НИКОГДА не мог найти себе вещь по размеру! То же касалось и мамы. Она часами перебирала цветастые шмотки в гнуснейшем отделе под названием "Трикотаж" (до сих пор дрожь пробирает), и не могла ничего купить! Хотя имела совершенно среднюю фигуру: рост, обхваты, "соцнакопления" самые промежуточные.

Надо было внимательно читать бирку, разбираться в сложной цифири всех этих "размер, рост" (я так никогда и не разобрался!). А "артикул" вообще непонятно, для чего был нужен. Говорите, товароведу, продавцу? Повесил вещь в торговом зале, вот и вся недолга! Какой еще артикул?

Антропологи позднее убеждали меня, что вся эта цифирь - большая наука, вариационные ряды, дисперсия, логнормальное распределение, корреляционная неопределенность и кривые Грана-Шарлье. Однако, когда позднее в доступе появились зарубежные вещи, они, во-первых, прекрасно подходили по длине без всякой ушивки. Тамошние мастера как-то все-таки угадывали и мой размер, и длину. Я приходил в секонд хенд, и мне подходила ЛЮБАЯ вещь, приглянувшаяся по расцветке. А во-вторых, не было никакой цифири. Я приходил на развалы блошиного рынка, там было всего четыре размера - S, M, L, XL. И мне подходили ВСЕ вещи категории М. При том, что шили их китайцы, индонезийцы, вчерашние "туземцы". А в советских магазинах мне не подходила НИ ОДНА шмотка моего так называемого "размера", при всех тогдашних гостах, артикулах и институтах легкой промышленности. Если устраивал обхват, то штанина была выше щиколотки или волочилась по полу.

Вышеуказанные проблемы решались по-своему: купленную вещи перешивали, и вообще не стирали, а "чистили", "проветривали", а то и просто спокойно носили. Вещи пахли, так полагалось. Такой был "чукотский быт". У одной учительницы так разило под мышками, что даже небрезгливый я заметил это и запомнил, хотя она только прошла мимо меня на перемене. Подмышки тогда воняли у всех, но та вонь была из ряда вонь выходящая.

В СССР моднёвую вещь полагалось вешать в шкаф на плечики, "чтобы не потеряла форму". Но места было мало, на одной вешалке копилась пухлая куча рубашек. Всякую изношенную и вышедшую из моды дрянь не выбрасывали, а хранили, даже перешивали. Кроме того, приличные вещи часто портила моль и кожеед. Когда по комнате порхала моль, все кидались ее ловить. Был даже анекдот: При виде какого насекомого все начинают аплодировать?" При том, что биологического смысла это не имело: одежду пожирала личинка моли, взрослая самка откладывала яйца тут же в шкафу, а по квартире летали в основном безвредные самцы. Чтобы уберечься от моли, совершали нечто чудовищное - засыпали вещи нафталином. И равнодушно терпели кошмарную вонь - как в доме, так и вокруг дедушки, надевшего свой парадный костюм!

Наконец, приличную и модную вещь в СССР было трудно носить. Надо было иметь определенную решительность, крепость духа. Ты идешь, а все глазеют с неодобрением или завистью. Хорошую вещь с тебя могут попросту содрать. Тогда грабили, снимали куртки, шапки - довольно часто. Ходили слухи, что раздевают и догола. Уж карманы то хоть раз в жизни выворачивали у каждого. В СССР всяких злодеев на улицах было очень и очень много. Этому не придавали никакого значения. Никто не преследовал, войну не объявлял. Все даже знали, где эти разбойники живут, потому что нападали в своем же дворе. Типа, так и должно быть. Считалось само собой, что выходить из дома в темноте опасно, что девушку надо провожать до дома, и быть готовым, что нападут хулиганы. (Это на девушку-то!) Ребенок, вышедший из дома в хорошей, нарядной одежде с высокой вероятностью возвращался в порванной, измятой, испачканной - на него нападали, кидались в драку, вовлекали в грязные проказы. Это было совершенно нормально.

Интересно, что первыми снять с тебя хорошую вещь кидались лучшие друзья. Была такая традиция "дай поносить!", с позиции современной западной брезгливости очень странная. Разумеется, обратно вещь отдавали очень неохотно. Более того, она могла пойти гулять дальше, или даже быть продана. Хорошие вещи постоянно воровали, обычно при их сушке, или в гардеробе. Мой друг на тренировке снял импортную ветровку, ее тут же украли. Тырили даже плохие и интимные вещи, даже никчемные черные трусы. У меня в школьной раздевалке украли шубку - неудобную, черную и до того стрёмную на вид, что дружок называл меня "бичман". Мама была очень недовольна, даже ходила скандалить. К директрисе. Зря, потому что та меня после этого прямо возненавидела. Потом родители купили мне новую. Это был большой напряг. Тридцать рублей! А в 1991 году они запросто распрощались с... тридцатью тысячами рублей, накопленными за годы работы на Крайнем севере. Наконец, красивая импортная вещь была довольно непрочной. Например, тогдашние джинсы-бананы легко рвались на коленках, между ног и махряпились внизу. Мы постоянно штопали и ставили заплатки.

Находясь под впечатлением от мечтательного Остапа Бендера и томного Томаса Андерса, я тоже мечтал о белых штанах. И действительно купил их. Нацепил и пошел в какой-то парк аттракционов. Ну, еще был ребенок - катался на каруселях, на лодочке, садился везде. Дома обнаружил: на заднице пятна от лодочной скамейки, будто обкакался, на штанинах грязь, копоть и блевотина с карусели. Отстирать уже не смог, так и закинул эти штаны в дальний угол.

Определенные вещи несли культурный код, считались аморальными, недопустимыми, вредными, даже незаконными. Причем это нельзя было измерить, только понять интуитивно. Расклешенные штаны подростка были поводом для директорских воплей, хотя его по-хрущевски свободные брюки имели не меньшую ширину. А через год точно так же ругали за узкие брюки-дудочки. За цветастую рубашку могли выгнать из школы, хотя учительница щеголяла в точно такой же цветастой блузке. Я уважаю советских "неформалов" - как у них хватало духа выпендриваться. На них нападали педагоги, мусора, возмущенные прохожие, а главное - свои же сверстники, всякие идейно-полосатые противники, всякие там люберы, спортсмены, комсомольцы, дружинники и приблатненные полу-уголовники. Несмотря на внутренний антагонизм, все эти группы были негативны в отношении внешности хипповой и креативной. Особенно буйствовали школьные работники, хотя казалось бы - какая им разница, учи себе, давай знания, а человек вырастет, перебесится, но хоть что-то усвоит.

При том, что они были ханжами. Директриса, эта "великая педагогша" растила свою дочку так, что та была манерная, крайне несерьезная девочка (хотя совсем не дура, не злая, не социопатка) которая училась на двойки! Только подобострастная завучиха ставила ей пятерки "за красивые глазки", что выглядело недостойно. И на меня произвело жуткое впечатление, как изменилась внешность этих наших "борцов за нравственный облик" в ходе Перестройки. Помню, как в 1985 году директриса и завучиха орали на девочек за слегка подвитые волосы, следы косметики на лице и крохотные клипсы. "Размалеванные! Накрасились! Накрутились! Бирюльки понацепили!" А в 1989 году я приехал в родной город, и увидел их обоих на улице. Они выглядели столь гротескно, что я чуть не упал! Как две старые дорожные шлюхи! Обесцвеченные, как пакля, кудлатые волосы. Мощный слой косметики, причем по тогдашней моде - густые тени, жирная темная помада. Из под коротких курток торчали кривые ноги в лосинах. А самое страшное, что я увидел - они выкрасили нашу белую школу в темно-коричневый цвет!

Ну да ладно. Проехали.
Tags: антропология, воспоминания, герменевтика, культурология, натурализм
Subscribe

  • Про что "Yesterday"

    1. PEPPER SHAKER В прошлом декабре меня заинтересовало, кому посвящён альбом The Beatles “Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band” (1967). Применяя…

  • Сказки, ложки и намёки

    Это было 21 марта. Боль в голове, плохая координация. Похоже на ишемию. Свинец в груди и жажда мести. Засыпание даётся тяжело. Сразу вижу…

  • "Смерть Ивана Ильича" - как зеркало

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910) "Смерть Ивана Ильича" (написано и опубликовано: 1882-1886) * «Этот рассказ — самое яркое, самое совершенное и…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Про что "Yesterday"

    1. PEPPER SHAKER В прошлом декабре меня заинтересовало, кому посвящён альбом The Beatles “Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band” (1967). Применяя…

  • Сказки, ложки и намёки

    Это было 21 марта. Боль в голове, плохая координация. Похоже на ишемию. Свинец в груди и жажда мести. Засыпание даётся тяжело. Сразу вижу…

  • "Смерть Ивана Ильича" - как зеркало

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910) "Смерть Ивана Ильича" (написано и опубликовано: 1882-1886) * «Этот рассказ — самое яркое, самое совершенное и…