antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

О чукчах и чукотском писателе Рытхэу (продолжение)

Продолжение. Начало здесь.

Юрий Рытхэу интересно пишет о чукотских фамилиях.

«Кто-то был склонен давать благозвучное имя, другой совершенно безразличное, третий вообще называл человека каким-то отвратным словом. Ну вот как, например, можно объяснить, почему мальчику с рождения было дано имя Уа-уа? Это просто крик новорожденного, звуки плача маленького ребенка. Или Аляпэнрын — Бросающийся за дерьмом? А Тынэвири — Спустившийся с Рассвета? На мой взгляд, часто объяснения лежали в тех обстоятельствах, в которых появлялся новый человек, в надеждах, которые возлагались на него, и, наконец, довольно часто — в продолжении затаенного смысла самого имени, в желании продлить его в будущее, в последующие поколения.

Бабушку мою звали Гивэвнэут, что означало «Сведущая», «Знающая», «Обретающая известность». Отчима, который считался моим отцом, звали Гивэу — «Обретающий известность». А меня назвали Рытхэу — «Потерявший известность», «Неизвестный». И в то же время моего дядю, родного брата отчима, звали Кмоль — «Суть червя». Какая здесь связь и закономерность? Постичь это нелегко.


- Портреты чукчей.

В Чаунской тундре жил весьма уважаемый и успешный оленевод по имени Выргыргылеле, имя которого значило ни много ни мало, как Гремящий х... Ни ему лично, ни его окружению это звучное имя никаких беспокойств не причиняло. Но вот кто-то в советских властных структурах решил, что такой прекрасный человек должен быть избран в областной Совет. Тогда я работал в газете «Магаданская правда». Получив информацию о выдвижении моего земляка в высший орган, я порадовался за него, но как-то мимоходом перевел его имя на русский язык. Значение имени будущего члена областного Совета дошло да начальственных структур, и оттуда было спущено категорическое распоряжение кандидата с таким громогласным именем вычеркнуть из бюллетеней.

Наличие в мужском имени названия мужского полового члена не такая уж редкость в чукотском обиходе. Так, в педучилище со мной учился парень с ласковым именем Лелекай — Маленький х.., в Энемеленском совхозе в свое время был широко известен китобой Алелекэ — Бесх..вый. Мне был известен некий Лелетке — Аромат х...

Повторяю, что это не было предметом каких-то насмешек или особого внимания со стороны моих соплеменников. Если есть Вуквукай — Маленький камешек или Лылекэй — Глазок, то почему не быть и Маленькому х..? Пристальное внимание к таким якобы неприличным именам пришло с появлением русских, с попытками уяснить смысл чукотских имен.

Правда, в женских именах мне не приходилось слышать упоминания о женских прелестях. Видимо, тут существовал какой-то запрет.»


Никогда бы не подумал, что можно носить такое имя, как «аромат хера»! Тем более чукотского, то есть не мытого никогда в жизни. Надо сказать, что у него описывается немало такого, от чего бросает в дрожь. Что подтверждает культуральную природу брезгливости. Она воспитывается, а не возникает как гигиеническая адаптация. Чукчи не мылись, ели всякую мерзость (в нашем понимании), например сырые глаза нерпы считались лакомством у детей, но при этом совершенно не страдали от дурного запаха. У них однако были свои брезгливые табу. Например, они презирали очень вкусные грибы, растущие там в изобилии.

А вот как писатель рассказывает о получении собственного имени Рытхэу.

«Якобы мой дед, знаменитый уэленский шаман Млеткын, устроил настоящий обряд. В чоттагине был возожжён священный огонь, с высоты дымового отверстия на длинном тонком нерпичьем шнурке спущено священное Изделие — Парящие Крылья. Я могу рассказывать об этом обряде только со слов матери, так как был еще слишком мал, чтобы что-то запомнить. Дед перебрал имена дальних и ближних предков, прославившихся и малоизвестных родичей, но Крылья оставались невозмутимо неподвижными, не отзываясь на намеки шамана.
Не добившись результата, дед принял решение. Он сказал:

— Тогда он будет Рытхэу — Неизвестный!

Так я получил свое чукотское имя. Оно состояло из одного слова, как это было принято в народе. Все чукчи носили имена, состоящие из одного слова, что сильно удивляло русских приезжих, у которых имена состояли из фамилии, имени и отчества.


- Портреты чукчей.

С появлением русских у чукчей появилась привычка принимать либо присваивать себе второе русское имя. Началось это в школе. Для русских учителей проще и удобнее было называть своих чукотских учеников по-русски. В таком случае данное, исконное имя превращалось в фамилию, а имя родителя — в отчество. Так, мой друг Тымнэвакат, чье имя переводилось как «Шагающий куда попало», взял в школе имя Анатолий, а отцовское Кагье стало отчеством, и он стал именоваться по русскому стандарту — Анатолий Кагьевич Тымнэвакат.»


А русское имя и отчество Рытхэу получил, когда ему было 15 лет, в 1946 году. Он решил поступать в Ленинградский университет и выехал из родного Уэлена. Но путь этот растянулся на несколько лет, занятых учебой и подработками. И в его начале он оказался в бухте Провидения, где ждал оказии плыть дальше. Чтобы не сидеть без дела, он пришел к знакомому гидрографу Бориндо устраиваться на работу. Но оказалось, что у Рытхэу нет паспорта! Тогда Бориндо написал записку начальнику милиции. Рытхэу, которому еще не было 16 лет, исправил в своем единственном документе, комсомольском билете, дату рождения с 1931 на 1930 год, и пришел в милицию. Однако начальник милиции отказал Рытхэу и велел ему «раздобыть» себе имя и отчество. Юноша зашел к знакомому метеорологу и сообщил об этом затруднении.


- Портреты чукчей. Среди них есть и молодые, продвинутые люди, не отличающиеся от других горожан.

— Так, где же взять тебе имя и отчество? — озадачился Юрий Сергеевич.
И тут у меня возникла идея:
— А если я возьму ваши имя и отчество?
Юрий Сергеевич долго думал, потом расхохотался и сказал:
— А что? Хорошая идея! Мне не жалко!
— Правда? — обрадовался я.
— Вот только какая загвоздка: наверное, надо дать какую-нибудь расписку, — засомневался Юрий Сергеевич. — Если надо — дам!
Широкой души был человек — Юрий Сергеевич!
На следующий день я уверенным шагом вошел в кабинет начальника милиции бухты Провидения и заявил:
— Я вспомнил: меня зовут Юрий Сергеевич Рытхэу!
— Ну вот! — удовлетворенно произнес начальник милиции и достал новенький, еще не заполненный паспорт. — Так и запишем: Юрий Сергеевич Рытхэу, тысяча девятьсот тридцатого года рождения, уроженец села Уэлен Чукотского района.
Милиционер писал медленно, старательно, макая перо в бутылочку со специальной тушью, иногда высовывая кончик розового языка.
— Поздравляю, гражданин Юрий Сергеевич Рытхэу! — торжественно произнес он, вручая мне паспорт. — Живи!»

(из воспоминаний)


- Чукчи должны добывать пропитание тяжелым трудом. И не только они.

Замечу, то история эта хоть и забавная (и полагаю, не лишенная правдивости), но довольно странная – ибо речь идет о молодом советском парне, комсомольце и выпускнике школы. Который вдобавок был не чужд литературе, более того ощущал в себе достаточное призвание и подготовку, чтобы поступать на ленинградский филфак и стать словесником! И ни разу не озадачился хотя бы псевдонимом, как большинство писателей?

Вообще произведения Рытхэу очень интересны для антрополога. Хотя он не вполне «чукча». Может быть даже - совсем не чукча. На Чукотке он жил только в детстве, а затем работал в Магадане и большую часть жизни – в Ленинграде. Его внешность и тем более образ жизни не типичны для чукчей, а его внучка – это вообще европейская красавица, ни малейшего намека на «чукчанку».

- Настоящие чукчи в 1990-х, Юрий Рытхэу, его сын и внучка.

У меня с Рытхэу некая собственная связь. Когда меня унесло на льдине, и я превратился в тэрыкы, мне в руки попала именно книга про тэрыкы. А однажды, в 2008 году, я случайно вспомнил и заговорил про писателя, хотя читал его книги давным-давно, в детстве. И потом выяснил, что он как раз в этот момент умер где-то в Петербургской клинике. Об этом я даже написал в ЖЖ. Посмотрел сейчас тот пост - все слова как будто на месте. Изменилось только одно: я уже не сохраняю бег.


- Камчатские аборигены (ительмены) на рисунках совсем не такие, как в реальности.

PS. Наткнулся на проект Джимми Нельсона «Пока они не исчезли», где размещена в том числе серия портретов чукчей. Здесь требуется небольшая справка по поводу этого "исчезающего", а кто-то может подумать, что и "истребляемого" народа. Действительно, в былые времена Чукотку долго (целые столетия) и кровопролитно пытались завоевать русские, а точнее небольшие группы сибирских казаков вместе с юкагирами, коряками, якутами и ламутами. Непонятно, зачем они так упорствовали - край был совершенно непригоден для обживания. Большую часть года это ледяная пустыня, где не было ни возможности земледелия, ни деревьев, чтобы строить дома и отапливать их. О добыче полезных ископаемых и промышленном освоении края (для которого понадобилось строительство Билибинской АЭС), тогда и не помышляли. Похоже, лезли туда из чистой вредности.

Советская власть работала более изощренно: избирательное истребление элиты, коллективизация, лживая пропаганда (при советской власти у вас будут расти бананы), спаивание, а главное - изъятие детей из семьи и воспитание их в интернатах. Рытхэу тоже об этом много писал. Это подрубило корни народа и усмирило его независимый и воинственный дух. Однако времена кровавого завоевания и разрушительного перевоспитания чукотского населения давно прошли. Они не так уж они и "исчезают". И тем более им не "помогают исчезнуть" на уровне государства. Наоборот, они получили неслыханные щедроты.

В 1992 году из состава Магаданской области была выведена некоторая территория, получившая статус самостоятельного субъекта федерации. Она называется Чукоткакэн автономныкэн округ. Ее площадь 721 481 км². Для сравнения крупнейшая по площади американская резервация индейцев (навахо) около 64,7 тыс. км². То есть в десять раз большая площадь (равная двум Норвегиям!) отдана в распоряжение примерно 50 тысяч человек, из которых 12-15 тысяч собственно чукчей (а их в арктическом ареале никогда и не было много). Все население Чукотского АО примерно равно населению Каширы или поселка Нахабино. А все чукчи - как жители одной московской улицы. На Чукотском проезде, правда, все не поместятся, потому что там всего одно здание жилое. Но даже в нем почти 600 квартир.



- По моему опыту общения, камчатские аборигены (ительмены и камчадалы) были более веселыми и доброжелательными, чем ребята со средне-европеоидной и тем более уральской внешностью (самые мрачные и зловредные). Коряки и чукчи были погрубее. Но последних я видел очень мало. Говорят, в целом они не слишком любезны, но и не злы.

Чукчи получили узаконенные преференции заниматься любой традиционной деятельностью (оленеводство, китобойный промысел, рыбная ловля и др.) и могут влиять на законодательную базу своей автономии. Вдобавок они получают поддержку от государства в области здравоохранения, образования, защиты от преступлений, ведения хозяйства, социальной адаптации, борьбы с вредными привычками. Культурное развитие не подавляется, а только приветствуется. Например, губернатор лично заказывал тиражирование и доставку книг Рытхэу, когда коммерчески ориентированные издательства перестали его печатать. То есть с ружьем за ними никто не гоняется и за чукотскую речь не штрафует. Проблема не в государственной политике, а в общем влиянии урбанизации и глобализации. Проблема в том, что вести традиционный образ жизни чукчей очень трудно. Гораздо комфортнее жить в городе, лежать на диване и попивать водочку.


- При изображении ительменов, как и прочих народов, художники совершенно игнорировали расовый облик
Tags: Великая Берингия, антропология, воспоминания, культурология, литература
Subscribe

  • Причина болезни - микроб на пьедестале

    Наконец-то я узнал, в чём проблема. Всё дело в пьедестале. Даже кишечная палочка становится лютым патогеном, стоит позволить ей взгромоздиться на…

  • Бьёрка

    Клипы Бьёрки мне нравились. Такие у нее смешные ужимки... Сашке тоже понравились. Вот три клипа, где она: - Смотрит "Ёжика в тумане". - Жарит…

  • Иди на Астру

    Этот фильм мне нравился. Наверное, из-за музыки. Мелодии "Юноны и Авось". Рыбников - замечательный композитор. Мы тогда жили в космосе. Мой…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments