antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

От мифов советского детства к современным табу

Процитирую-ка я выдержки из текста главные мифы советского детства, который гуляет в Сети. У детей СССР действительно существовал некий набор мифов, и меня интригует, кто занимался их созданием, а главное – распространением. Они нигде не были записаны, не публиковались ни в каких СМИ. Не было такого механизма трансляции, как ныне желтые газеты, подростковые журналы и социальные сети. Тем не менее, эти мифы знали практически ВСЕ дети огромного СССР, жители любого населенного пункта. Будь то столицы - Москва, Киев или Ташкент, будь то узбекский кишлак, корякский поселок оленеводов или эстонская рыбацкая деревня. Это показывают воспоминания бывших советских граждан в Сети. Я лично жил на самой окраине страны – вначале на краю Приморья, потом Камчатки, причем на окраине даже самих городов, и даже на окраине их микрорайонов, но и там я отправлялся куда-нибудь дальше, на пустырь, берег говнотечки, отдаленную сопку. Не будучи общительным, я имел самый узкий круг общения – и не из старших опытных товарищей, а из таких же маленьких детей. В круг моих интересов входила природа и машины, а социальные темы я игнорировал. В пионерских лагерях не был, лето обычно проводил в таежной деревне на реке, куда и дороги-то не было. Тем не менее, уже к десяти годам я знал ВСЕ нижеперечисленные мифы. Их рассказывали такие же маленькие товарищи, причем многие повторялись «а, я это уже знаю!» Эти мифы воспроизводили и украинцы, и деревенские камчадалы, и московские родственники, и приезжие ленинградцы, кавказцы или среднеазиаты.



Кто их транслировал? Почему гулял именно этот набор россказней – совершенно не связанных с реальностью? Как на это смотрели «ответственные работники» и «идейные кураторы»? Почему общество, имеющее колоссальный груз воспоминаний о лихолетьях, мрачным деталям которых позавидовал бы любой фильм ужасов, хранило о них глухое молчание, а потчевало юные умы такой байдой, как «красная пленка», «пиковая дама», «матный гномик», «рука из стены», «иголки в жевачке», «машина, которая похищает детей на органы»?

Может быть, это был специальный вброс, чтобы загрузить детские разговоры ерундой, вместо реальных историй? И осуществлялся он, допустим, в пионерских лагерях – вожатыми, получившими соответствующую инструкцию? Этот механизм мне знаком: в наших лагерях точно также директивно насаждалась кое-какая неправда. Например, что нельзя покупать чипсы и колу из-за их ужасающей вредоносности, сувениры у лоточника - из-за его сифилиса, на озеро не поедем, потому что там утонул негр, а жара стоит такая, потому что американцы испытывают климатическое оружие. Задумывал это какой-нибудь замдиректора, он инструктировал вожатых на вечерней планерке, а далее они (эти юные студенты, почти такие же дети) «по секрету» рассказывали всему отряду. Пионерлагерей в СССР была бездна, их первостепенной задачей являлось идеологическое воспитание тех, кто еще не созрел умом. Поэтому и назвались они пионерские, а не детские, и приглашали детей только нежного возраста, а не до 18 лет, как постсоветские ДОЛ. Соответственно их работа по идейно-политическому воспитанию контролировалась из центра. Но это лишь предположение. Доказательств пока нет.



Итак, сам текст.

О жевательной резинке в Советском Союзе впервые узнали на Фестивале молодежи и студентов в 1957 году. Принимавшие участие в мероприятии счастливчики смогли ее попробовать. В 80-е годы жвачка стала предметом торга, ее обладатель автоматически приподнимался в глазах ровесников. А среди школьников ходили слухи о том, что по-прежнему не дремлющие «враги» изобретают все новые диверсии по нанесению вреда советским пионерам, для чего в некоторые жвачки помещаются лезвия. Многие дети настолько «проникались» этими историями, что, будучи уже взрослыми, продолжали перед употреблением ломать пластинку жвачки на две половинки.

- И мы ломали!

Что касается юбилейного рубля, то первый из них был отчеканен в 1965 году тиражом 60 млн штук. Сам рубль в советское время уже был для ребенка богатством, а среди школьников ходили слухи о некой тайной государственной организации, которая охотно меняет юбилейный рубль на настоящий автомобиль. Железный рубль якобы изготавливали из чудо-металла, за которым неустанно охотились японцы и американцы. Металл был настолько секретным, что его точного названия никто не знал, как, впрочем, и названия организации, которая обменивала рубли на автомобили.

- И мы собирали! Только в надежде приобрести серию автомобильных моделек. И еще считалось, что уродливый рубль "с Лениным" самый ценный, так как его можно очень дорого продать иностранцам (это в закрытом-то и даже засекреченном городе!)



Еще один миф советского детства — красная пленка. Если ее зарядить в фотоаппарат, то всех людей можно сфотать без одежды. Такую пленку, естественно, никто никогда не видел, но все мечтали получить. Школьники, которым посчастливилось достать фотокамеру, фотографировали одноклассниц с криком: «Теперь ты на красной пленке», чем доводили последних до истерики. Но и фото с обнаженкой никто не видел.

- И мы визжали! Помню, какой-то ребенок стал фотографировать на перемене, и кто-то выкрикнул «красная пленка!» Началась настоящая паника, все ринулись прочь, сталкиваясь и падая, а от девичьего визга заболели уши! Но откуда эта маза? Может быть, кто-то вычитал, что инфракрасная чувствительность позволяет различить очертания тела под одеждой? Это при том, что у нас и обычную-то пленку, позволяющую делать в помещении приличные снимки без вспышки, было не купить. Это при том, что мы знали наперечет все магазины с фотопленкой, и весь ассортимент. Все равно визжали!

Одна из первых электронных игр в СССР — волк, ловящий на экране яйца. Владельцы игры рассказывали, что в случае, если удастся набрать определенное количество баллов, будет показан шикарный диснеевский мультфильм. Волк действительно при достижении определенного результата совершал какие-то нелепые телодвижения, но назвать их мультфильмом можно было с огромной натяжкой.

- И мы жаждали увидеть, как этот волк якобы будет плясать, драться с гигроботом и петь под гитару. Но откуда пошла маза? В инструкции же этого не было! Позднее мы ожидали каких-то феерических мультфильмов, если выиграешь в игровые автоматы.

Сушеные комары — это еще одна легенда, согласно которой за килограмм высушенных комаров давали что-то «суперское». Что точно — никто не знал. Иногда речь шла об очень крупной сумме денег. Главная проблема, по мнению школьников, заключалась в том, что меньше килограмма не принимали, а на сбор энтомологической коллекции заданного веса могла уйти вся жизнь.

- В натуре, мы собирали сушеных комаров и мух по подоконникам! Еще кто-то собирал в банку сигаретный пепел, считалось, что его надо сдавать в аптеку за большие деньги. При этом я собирал жуков, а вот это вызывало насмешки, мне даже пытались всучить прихлопнутых комаров "для коллекции".

В 80-е годы в Советском Союзе наступил пик популярности каратэ. Выкрик «кийя!» и традиционную стойку каратиста знал почти каждый школьник. Иногда «самоучки» «оттачивали мастерство» за счет «народной системы тренировок». Например, если в течение длительного времени натирать ребро ладони грифелем от карандаша, то можно впоследствии с легкостью крушить кирпичи. Существовало два условия, которые необходимо было соблюдать. Первое: карандаш обязательно должен быть китайским. Второе: нужно было израсходовать весь грифель. Стоит ли говорить, что достать импортную продукцию в 80-е годы было весьма не просто, да и терпения на выполнение «упражнения» хватало тоже не у многих.

Было и такое – и мы натирали грифелем! А также считалось, что руки станут бронебойными, если потыкать их в бидончик, наполненный крупой. Я так и сделал: взял бидончик, и ссыпал туда вперемешку рис и гречку (к последующему огорчению моей мамы), после чего стал пихать туда пальцы. Разумеется, в результате получил только болячку под ногтем.

Если собрать таинственные цифры, которые непонятно зачем размещались на одной из картонок пачки сигарет «Космос», то можно стать счастливым обладателем собственного велосипеда «Орленок». Существовало огромное количество вариаций этой легенды: цифры можно было искать не только в пачках «Космоса», но в других сигаретах, а за полную комбинацию давали не велосипед, а пневматическое ружье. Удавалось ли кому-то собрать все цифры от 1 до 15, и где происходил чудо-обмен — об этом история умалчивает, но отцовские пачки сигарет контролировались и нещадно истязались в поисках магических цифр.

- Да! Будучи в нежнейшем детсадовском возрасте, мы подбирали на улице пачки «Космоса», выковыривали оттуда квадратики с оттиском цифр, и собирали их для некоей секретной лотереи, в которую можно выиграть велосипед. Откуда мы это взяли? На кой бы чёрт курильщику, тем более дорогого «космоса», детский велосипед?



Миф-страшилка о колесящем по просторам СССР черном тонированном автобусе (или «Волге») — венец всех легенд. Якобы в него под разными предлогами заманивали детей и увозили в неизвестном направлении. Узнать «погубивший миллионы» автобус можно было очень легко: в его номерном знаке присутствовали две «С» и «Д», что расшифровывалось не иначе, как «Смерть советским детям!» Поучительная история раз и навсегда отбивала у послушных детей охоту разговаривать с незнакомцами и уж тем более садиться к ним в автомобиль. Также родители запугивали своих чад историями об игрушках-убийцах, которые можно было найти на улице. В домашних условиях игрушки «активизировались» и губили не только маленьких хозяев, но и целые семьи. Приносить такие находки домой строго запрещалось.

- Это самое интересное. Вот как я это помню. В возрасте около 10 лет меня привезли в крохотный украинский городок, где жила моя бабушка. Городок был тишайший, с санаториями, садами и полями. Но сразу несколько людей сообщили мне, что там орудует банда похитителей детей. Женщина в кожаной юбке подходит, предлагает ребенку покататься на машине, а потом его увозят в лес и разрезают на органы. Поэтому гулять самому нельзя. Ну-у-у, можно - но только до сумерек и около дома. (На органы?! Это при том, что трансплантология тогда была в зачатке, и в советской медицине такое произойти не могло в принципе, как и в медицине вообще!) Позже история расцвела подробностями: недавно бандиты подобрались к одной девочке, прижали ее к забору, но она была гимнастка, сделала сальто назад и убежала от них! Вот почему мне теперь нельзя пойти в кино на «Жандарм и инопланетяне». Я испугался. Однако пошел прогуляться во двор. Затем ноги сами понесли меня к кинотеатру. Инопланетяне! А я бредил космосом. Я бежал и оглядывался – не покажется ли черная машина и женщина в кожаной юбке?


(А городок этот выглядел так.)

В фойе кинотеатра я разглядывал портреты артистов, план эвакуации из кинозала, с удивлением и некоторым отвращением прочел на этом плане надпись «ЗАДНИЙ ПРОХОД» (я уже пролистал учебник по анатомии, и знал, что это за термин), посмотрел фильм, восхищаясь летающей тарелкой, ужимками Де Фюнеса и гулким звоном жандармских голов, а потом помчался домой. После киносеанса, насидевшись, я всегда очень шустро бегал. Но машин уже не боялся – детская память коротка. Дома мне ее освежили. Мама освежала, бабушка помогала, зашедшая в гости Полина Израилевна поддакивала. А через пару дней я должен был пойти в перелесок, где на пикник собирались бабушкины подруги. Я взял сумочку и вышел. Дом стоял на окраине, дальше простирались поля. Золотилась пшеница, на горизонте шли комбайны. Но я всё вертел головой: нет ли где той женщины и её сообщников? Которым нужна моя печень! Я побежал. В сердце поднялась паника. Я бежал, обмирая от страха. Вокруг были поля, дорожка тянулась между огромных лип. Я спешил к этим бабкам, думая, что хоть старая Людмила Ивановна меня защитит, потому что она боевой ветеран-партизан. По дороге мне встретился теленок – обнюхал меня и больно лизнул в плечо шершавым языком. Но нежничать с ним было некогда. Я побежал дальше. Я бежал и бежал, задыхаясь и спотыкаясь. Вокруг был солнечный летний простор, золотые хлебные поля, канавы, полные прекрасных водяных жуков и головастиков. Там и дороги-то не было. Но я думал только о черной машине. О черной машине! Никогда этого не прощу.


(Нашел это местечко. Эти дома казались мне огромными и современными)

Все упомянутые здесь давно покоятся на кладбище. На украинском, еврейском, подмосковном, а Луи де Фюнес - на кладбище Ле Селье. Но сейчас ситуация не изменилась, даже стала еще хуже. В стародавние времена детей похищали довольно часто – чтобы сделать из них матросов, солдат, для продажи в рабство, где их использовали как угодно, и даже просто на мясо. Но никогда дети не были так запуганы и ограничены в самостоятельном передвижении, как в нынешние времена - беспрецедентно благополучные и безопасные, где дети защищены самыми суровыми законами, правовыми преференциями и обостренным вниманием окружающих. Они убеждены, что стоит им выйти за пределы двора или даже квартиры, их сразу сцапает - злой маньяк! При том что по статистике подавляющее большинство преступлений против детей совершают родственники и близкие знакомые. При том, что причина подавляющего большинства травм и смертей детей, это не злоумышленник, насильник или маньяк, а автомобиль. Как называется это явление? Как называется целенаправленное, масштабное нагнетание страха перед воображаемой опасностью у целого населения? Массовое нагнетание паники? Есть такой термин, в своем прямом значении - это "терроризм". Так это должно называться. Однако у нас терроризмом стали называть совершенно другие вещи, например, отстаивание политической независимости и суверенитета крупного региона, или убийство группы случайных людей. А то, о чем я говорил, именуется… «борьба за права детей». Ну да - за право никуда не выходить без сопровождения взрослых и шарахаться от каждого куста. Трансформация семантики и манипуляция общественным мнением используются давно, и превратились в целую индустрию.


(Обратите внимание, сколько чувства в этом поразительном взоре - того, кто в самом низу. К тому, кто в самом верху.)

Есть большой список поверий и мифов советских детей, например, здесь. Очень интересный! Я его не изучал, надоело. Глянул вскользь и убедился – у нас тоже многое из него имело хождение. И боевые лазеры, жгущие китайцев на Даманском, и хулиганский выпуск "Мурзилки", и крыса в котле (она потом снова прозвучала в СМИ в 2010-х). Это поверья нового времени и советской «глобализации», они отличаются от народных поверий, уходящих корнями в дореволюционное и, вероятно, даже языческое прошлое. Интересно, какие сейчас у детей мифы и глупые поверья? Может быть, связанные с IT? Я этого не знаю, и не узнаю. Да и знать не желаю. Потому что к детям теперь и приблизиться страшно, не то что расспрашивать. Даже заочно, в сети – сочтут «чайльдгрумингом», а это уже считается «фелони»: здравствуйте, наручники, статус «маньяка» и тюремная каста «петухов».

Объективная антропология детства сейчас невозможна: ни проводить исследования, ни оглашать результаты. Простую констатацию неуместного факта сочтут «пропагандой» какого-нибудь дерьма. Плоды террора! Нормальной картины динамики телесного, психологического и культурного развития не существует. Корреляционные и регрессионные закономерности, что для детей хорошо, и что плохо, которые можно выяснить при продольных исследованиях и на представительной выборке повзрослевших представителей разных поколений, не изучены. Законодатели всех уровней, политики от образования, ювенальщики делают выводы по своему желанию и разумению, на основе случайных мнений, заказных мини-исследований и обыденных штампов, не подкрепленных большой наукой. О влиянии на детей таких глобальных явлений, как например, мобильные телефоны, компьютерные игры и фильмы, где мелькает неприкрытое тело, судят по высказываниям кликуш, единичным скандалам и беллетризированным откровениям. Хотя негативный эффект при семи-восьми миллиардах населения был бы столь массовым, что не остался бы без внимания и исчислялся бы миллионами инцидентов, обвалив новостные ленты. Студентов знакомят с устаревшими, локальными и вдобавок раскритикованными наблюдениями Маргарет Мид и этнографов психологической школы, как с основой всеобщей этнологии детства. Но теперь и это роскошь. Ибо теперь не подлежит рассмотрению сам ОБЪЕКТ. Потому что у несовершеннолетних есть чувственность, причем максимальная среди всех возрастов - подростковая, а также телесность, а также приватность. А это стало Табу. Того, кто его нарушает, сжигают на костре. На медленном огне. Не помогает даже смерть, даже “De mortuis aut bene, aut nihil”. Труп академика Кона выволокли из могилы, протащили по улицам, а книги сожгли на площади имени протоиерея Смирнова. Плоды террора и контрреволюции! Явление это тоже имеет свое название – финализация науки.



Ну и правильно! На кой чёрт оно нужно? Вся эта объективизация, гуманизация, романтизация, «познай самого себя» и подобная лабуда. Людей и так настрогали слишком много. Планета трещит, ступить некуда. Шагнешь – обязательно зацепишь оскорбленца. Сейчас оскорбляться и жаловаться на обиду стало не зазорно. Чего ни коснись, что ни скажи, кто-нибудь обязательно оскорбится. И разумеется, подставит карман: эй, плати, да? Все "злые обидки" прекрасно монетизируются. А тут еще изучай их, разглядывай. Кому-то это тоже оскорбительно: чего уставился? Пусть лучше люди будут опираться на стереотипы. И попридержат свои причиндалы. И половинки своих мозгов. Детей этих самых - пусть будет поменьше. И подальше где-нибудь отсюда. Особенно «детей» в кавычках – здоровенных 15-17-летних наглецов, которые не дают вести занятия. Держаться от них подальше! Вообще не упоминать. Тем более, что в них ничего хорошего. Одни расходы и проблемы. Никакой благодарности. Никакого проку. Сегодня они дети – а завтра молодые конкуренты, самые борзые, беспринципные, никчемные и высокомерные, которые тебя сметут и не оглянутся.
Tags: антропология, антропорусистика, воспоминания, культурология, псевдология, традиции, ценности
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Recent Posts from This Journal