antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Впечатления "Мэри Поппинс" от путешествия в Советский Союз 1930-х

Чтобы по-настоящему увидеть Россию, не следует ехать туда туристом. Надо выучить язык и путешествовать в одиночку без сомнительной опеки государственных гидов. В противном случае путешественник с мало-мальским знанием истории оказывается в недоумении: большинство исторических событий видоизменились в трактовках до неузнаваемости, настолько они подправлены марксизмом и целесообразностью. Правда о прошлом, особенно о том, что относится к царизму, столь ужасна, что не нуждается в приправах, но гиды, по инструкции или из-за слишком живого воображения, склонны трактовать ее, исходя из советских принципов, а бедные туристы, хоть и готовы из вежливости разделять в разумных пределах гнев красных, не могут не замечать, что гнев этот настолько преувеличен, что уже приводит к contretemps. Именно эта намеренная фальсификация, больше, чем что‑либо другое, вызывает в вас возмущение, возможно, тоже чрезмерное, современным советским режимом. Как и тот очевидный факт, что это новое государство, которое столь благородно и героически сражалось в те десять дней, просто переродилось ныне в новую более сильную форму буржуазной бюрократии. Вы ищете новую страну, а наталкиваетесь на старую, принаряженную в новую шляпу, но все равно узнаваемую, прежнюю.



В мире, безумно балансирующем между фашизмом и коммунизмом, как двумя формами тирании, писатели, оказавшись перед выбором, предпочитают последний. Но это жалкая альтернатива, поскольку коммунизм в России существует лишь для одного-единственного класса, и поэтому имеет мало общего с определением из словарей. Государство, где лев мирно лежит подле ягненка, а кулак — бок о бок с пролетарием, существует лишь на бумаге. Считать, что, превратив столь непримиримых противников в супругов, спящих в одной постели, можно создать желанное бесклассовое общество, значит признать себя жалким идеалистом и благодушествующим филантропом по отношению к России, поставившей своей целю механизацию, а не гуманизацию государства.

***

Просто диву даешься: в России, возвестившей о своем стремлении к бесклассовому обществу, всё поделено на ранги и классы! Это основа государственного устройства.
Вас пытаются убедить, что на границах, словно злобный дракон Святого Георгия, затаился классовый враг — главная угроза современной России. И пусть число таких врагов сократилось, тень их не стала меньше, что омрачает жизнь советском рабочим и воодушевляет их на все новые трудовые подвиги.

***

Как удачно классовый враг заменил легендарное чудовище прошлого! Но не ищите его на этих страницах: туристу известно о нем только понаслышке — как жителям Крита о Минотавре. Жаль, но я его не встретила. Сладкая ложь, может, и лучше горькой правды, только верится в нее с трудом.



***

Сегодня я встретилась с В., вместе с еще одной девушкой она живет в отгороженном занавеской конце коридора, спит на полу и носит воду из дома напротив. При этом не просто счастлива, а в восторге от подобной жизни. Как же так? Неужели она рада тому, что растворилась в потоке новой доблестной жизни? Или ей так только кажется, из-за всех этих плакатов, развевающихся в воздухе? Впрочем — всё едино.

***

Сидя в русском театре, начинаешь понимать, как советскому государству удалось довести страну до крайности: добавьте к природной тяге к актёрству непрекращающуюся пропаганду и бесконечные плакаты и вы сможете приручить человека к нынешнему режиму. Афиши, громкоговорители и личная склонность всё превращать в театр способны убедить любого, что он играет ведущую роль в большевистском пышном спектакле и что без его участия вся сценическая конструкция Советской России обратится в руины. Ленин обнаружил, что медведи могут плясать, а Сталин догадался, как вдеть им в носы кольца, чтобы водить по улицам. Но не скрывается ли где-то там, за всей этой хитроумной эксплуатацией, желание самого медведя, чтобы его водили? Не по собственной ли воле люди выбрали тиранов, которые подыгрывают их самым глубоким инстинктам и освобождают от необходимости думать самостоятельно?

***

Кто такой Василий Блаженный? В его честь воздвигнут собор, возвышающийся на Красной площади. Не могу назвать его образцом дурного вкуса; на мой взгляд, вкус тут отсутствует начисто — нагромождение одного архитектурного кошмара на другой. Весьма удачно, что именно его превратили в антирелигиозный музей. ... В церкви нас тоже не пускают, мы можем лишь снаружи любоваться их сверкающими куполами-луковицами. Нам постоянно твердят, что церкви закрыты или превращены в спортивные залы. Вчера, пока гид растолковывала фермеру-птичнику какой-то исторический сюжет, я всё же прокралась за её спиной и прошмыгнула в мозаичную дверь в освещенный свечами полумрак. Шла служба, церковь была полна народу. Какой-то силуэт отделился от толпы и, словно призрак, направился ко мне. На женщине была обычная, не поддающаяся описанию одежда, ноги обмотаны тряпьем, чтобы удержать остатки туфель. Она испуганно и торопливо заговорила со мной по-французски. У меня сжалось сердце! Я протянула ей несколько рублей, она поспешно спрятала их под лохмотьями и снова упала на колени. «О, мы поглотили их!» — беззаботно ответила гид, когда я спросила её, что же произошло со старыми русскими.



***

Горничная, больше похожая на санитарку в клинике для душевнобольных, пришла в ужас, когда я захотела принять горячую ванну. Она сообщила мне, что из-за нехватки топлива для печей горячая вода появляется лишь два раза в неделю. Смущенная собственной дерзостью, я поспешила извиниться и осторожно осведомилась, нельзя ли пустить холодную воду, хотя бы тонкой струйкой? Позвякивая ключами, горничная, прежде чем удалиться, всем своим видом дала мне понять, что об этом не стоит даже заикаться. Однако портье, предпринявший доблестную попытку починить электричество (ванная комната с момента моего заселения пребывала в кромешной темноте и ночью и днём), обнадежил меня, что холодная вода, возможно, появится к вечеру."




Эти заметки сделала Памела Трэверс, которую мы знаем, как автора веселых историй про Мэри Поппинс. Ее настоящее имя - Хелен Линдон Гофф и росла она не в Англии, а в экзотической Австралии. Имя Памела - искусственное. Оно впервые было придумано Филипом Сидни для пасторального романа "Аркадия" (1580 г.), а популярность приобрело после появления романа Сэмюела Ричардсона "Памела или Вознагражденная добродетель" (1740). Фамилия - как бы "Батьковна". Трэверс было имя ее отца, который умер от алкоголизма, когда Линди было семь лет. У нас ее подписывали без расшифровки, как П.Л. Трэверс - я вообще думал, что это мужчина. А буква Л - это как раз ее настоящее имя Lyndon. Этот псевдоним она взяла не для литературы, а для сцены, когда поступила в театральную группу в Сиднее. Зрителям юная актриса понравилась, журналисты отметили её "хрустальный голос и старомодную прелесть", и уже в следующем году со вторых ролей Памела выбилась в примы и сыграла Титанию в постановке "Сна в летнюю ночь".

Затем она начала писать стихи и статьи для журналов. И, видимо, делала это так хорошо, что в январе 1924 года получила предложение сразу от нескольких австралийских газет отправиться в Англию и Ирландию собственным корреспондентом. Памела переехала туда и с восторгом писала об Англии. Подружившись с поэтами Джорджем Расселом и Уильямом Йитсом, она увлекалась кельтской мифологией, восточными учениями, теософией. Позднее общалась и танцевала с Гурджиевым (который, оказывается, был хореографом), а в 1974 году в Торонто даже опубликовала книгу под названием "George Ivanovitch Gurdjieff". Активно участвовала в работе мистического кружка Алистера Кроули. В 1932 году в составе делегации тред-юнионов Памела Трэверс посетила советскую Россию - Москву, Ленинград и Нижний Новгород. Очевидно, что ей показывали только глянцевую сторону жизни (чего стоит одно посещение бутафорской тюрьмы), однако наблюдательность позволила ей сделать своеобразные, довольно острые выводы и опубликовать в 1934 году книгу "Moscow Excursion", которая не понравилась советским властям и осталась незамеченной в Британии. Собрав разрозненные записки про Мэри Поппинс, она в том же 1934 году опубликовала их и получила большой успех. Но продолжала работать журналистом.



Автор историй про выдающуюся няню, сама Трэверс оказалась неважным воспитателем. Своих детей она не завела, и в 40 лет усыновила мальчика по имени Камиллус, разлучив его с братом-близнецом, так как считала, что два младенца - это слишком много. Когда мальчик вырос, он выяснил, что мать не родная, встретился с братом, поссорился с Памелой, бросил учебу и стал выпивать. Воспитать высокодуховную личность ей не удалось. Камиллус, впрочем, дожил до 2011 года.



В 1959 году Памела Трэверс приняла предложение Уолта Диснея о продаже авторских прав для экранизации "Мэри Поппинс" и стала получать большие деньги - 5% от всех доходов, связанных с экранизацией, включая другие шоу и любые товары. Заметим, что Дисней пытался купить у нее эти права целых двадцать лет! Специально летал для этого в Лондон сам и покупал Памеле билет в Лос-Анджелес.

В пожилом возрасте она преподавала литературу в Гарварде и Нортхэмптоне, занималась медитациями, изучала буддизм в Японии. Если раньше она считала себя ученицей при великих гуру, теперь она сама стала гуру, её окружали единомышленники, хотя, говорят, она изъяснялась очень сложным языком. Имея славу писательницы и большие культурологические познания, она, однако за долгую жизнь выпустила совсем немного книг - и в основном те же простенькие истории про Мэри Поппинс.



В 1984 году Квинихидзе, Валуцкий, Дунаевский, Андрейченко и многие другие мастера советского кино сделали очень интересную экранизацию образов, придуманных Трэверс, хотя фильм довольно далек от суховатого оригинала. Видела ли его Трэверс, которая умерла в фантастическом 96-летнем возрасте в 1996 году, оценила ли, мне неизвестно. Полагаю, не была бы в восторге. Мультфильм Диснея она ненавидела, и выдвигала жесткие ограничения для других экранизаций.



(Подверстаны фотографии СССР, сделанные в 1932 году)
_______________________________________________________________
Current music, разумеется:
Tags: герменевтика, история, культурология, литература, традиции
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments