"Я честный, а они нет". Если мы победим их, то всё будет честно и хорошо. Если они победят нас - нечестно и плохо!
"В России живет 141 миллион нормальных, работящих, щедрых, умных, порядочных людей. И миллион преступников, которые все разрушают."
"Как вы теперь относитесь к тому, что столько лет поддерживали Путина? - Меня тошнит от этого. Очевидно, я был абсолютно неправ."
Это слова Уильяма Браудера - хитровейшего хитрована, который зарабатывает финансовыми махинациями (а там надо быть головастым и прищуристым).
Вот вы умный человек? Да, я умный человек. Почему вы так поступали? Я совершил ошибку, был абсолютно неправ. У вас быстрый ум? Да, я хороший бизнесмен, принимаю решения за секунды, верчу миллионами. Почему же столько лет вы "совершали ошибку"? Потому что меня ввели в заблуждение! Потому что... а пошёл-ка ты нафиг!
Юристы, очевидно, как никто другой знают эту психологию: зрелый человек говорит одно, думает другое, делает третье. Более того, он постоянно изменяет свои мысли, действия и слова. Более того, в нём сосуществуют противоречивые мысли, слова и действия одномоментно. Если же его припрут к стенке логикой, он просто выходит из игры.
Почему же мы так доверяем высказанным мнениям? Почему наши представления о людях такие устойчивые, ведь это столь изменчивая субстанция?
- Измена!
Вот толпа выдвинет своего кандидата, и он будет честным! Вот придёт к власти оппозиция, и она будет честной и прозрачной! Вот свергнут лидера, и наступит всем хорошо! Выдвигали. Приходила. Свергали. Кто может совладать с этой борьбой мотиваций, с этим биением ложных истин, с этой многомерной этикой?
Острее всего противоречие выявляет Танатос. Спасатель вылавливает котёнка из воды, и слёзы умиления: он жив! А кошатник топит котёнка, чтобы не портил породу. Ветеринар лечит коровку, чтобы давала молочко. А мясник забивает скот, потому что вышло предписание бороться с ящуром. Врач лечит пленного солдата/заключённого, убийцу своих родных. Титры: трудная работа, но это его долг. Слёзы умиления. А воин/палач стреляет в противника/осужденного, с которым даже не знаком. Внутренняя мотивация: я хороший, а он плохой, поэтому лишаю его жизни. Внешняя мотивация - предписание, мне так сказали. Титры: "Враг народа получил заслуженную кару. Трудная работа, но это его долг." Слёзы умиления.
Последнее время русскоязычные помешались на законе. Только и слышишь: закон, по закону, должен решить суд, нужен закон, есть закон. Параллельно наблюдается тотальное, всеобщее, всеохватное нарушение законов и субъективность суда, нерушимая вера, что проблемы надо решать неофициально за деньги, что управленческая работа для того и создана, чтобы обогащаться за счёт других.
- Ты почему нарушаешь ПДД, детка?
- Буду соблюдать, вообще никуда не уеду! Никто не соблюдает, а почему я должен? Здесь гаишников нет, можно не соблюдать! Это стольник всего у нас стоит. Будешь выдрючиваться, вообще высажу из машины!
- Ты почему нарушаешь пожаробезопасность?
- Иди нафиг!
- Ты почему нарушаешь закон о выборах?
- Идите к себе, молодой человек!
- Ты почему не заплатил за жильё?
- Идите к себе.
- Ты почему не выполнил все пункты инструкции?
- Идите к себе.
- Ты почему купил медицинскую справку?
- Идите к себе.
Я это называю "криминальное мышление". Возможно, неправильно. В школе насмотрелся на детей каторжан, будущих бандитов. Это была крепко сбитая реальная партия, всевозрастная, с коллаборацией, иерархией. Младшая урла времён загнивающего социализма. Они хорошо владели демагогией: "А чо сразу я???" Широко использовали методы террора, насилия. На уроках им было "не интересно", но по жизни это были большие интересанты: совали свой нос везде, чтобы вредительствовать во всех сферах. Обогащаться деньгами не особенно хотели, главная мотивация - вредительство, зловредность. Типичные черты. Но главное - они отслеживали любую несправедливость и неправду, используя её как рычаг давления. Истерическое "Ага! Разоблачили!" Покуда мы, смешные ботаники-очкарики, цыплячьими шагами развивали экологическое мышление, настоящие крепкие люди повели могучую работу по развитию криминального мышления.
В обществе, как и в молекулярном мире, действуют стохастические процессы. Там есть свои равновесия, концентрации, соударения, компенсации, есть электроотрицательность, энергия активации и прочность водородных связей. Это как биохимия. Там нет чего-то твёрдого, точного, единственно верного. Там работают свои ферменты и субстраты, свои буферные системы. Закон! Законность! Беззаконие! Нет закона! А в результате развивается нейтральность, забуференность, этическая импотенция. Вот вы меня ругаете, а я отмечаю лишь вибрацию молекул: одна молекула длинная и горькая, другая круглая с хвостиком. Для кого-то есть непримиримые соперники и грешники, коим нет прощенья, а для кого-то это - разнообразие гельминтов, условно-патогенная микрофлора Третьей Планеты.
Самое паршивое, что в субботу придётся обзванивать всех и отменять занятия. Ведь везти ребят вечером через Москву будет проблемно.
Journal information