antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:
  • Mood:
  • Music:

мы же добрые, как сто индейцев!

Скажу по секрету, что истинная природа человека — добрая. Недаром слово «человечность» (или по-латыни гуманизм) отождествляется с добротой. Чтобы сделать человека злым, нужны немалые усилия, целая технология воспитания. А почему — «скажу по секрету?» Потому, что последнее время нас убеждают в невероятной злостности человека. Образ человек в массовой культуре просто обрагрен кровью. Наука доказывает: наш вид — агрессивный, созданный для войны. Однако «высшая антропология» вносит одну поправку: БЫЛ таковым.
Вид «хомо сапиенс» действительно развивался по пути усиления воинственности. Но это касается его древнего пласта (от 400 до 20 тыс. лет до н.э.). У современного подвида Homo sapiens recens, существующего последние десять тысяч лет, пошел быстрый отбор на снижение агрессии и усиление альтруизма. Это помогло избежать самоистребления в условиях невероятной перенаселенности.

В «природных» популяциях ребенок с самого рождения находился в непосредственном контакте с матерью. Его ласкали, оберегали. Дети постарше играли на виду у взрослых. Конфликты обычно пресекались в зародыше. Детей никто не бил, они и сами не умели бить кулаком. В таких условиях и взрослые вырастали добрыми. Когда европейцы стали открывать мир, то удивлялись детскому простодушию и мягкосердечию туземцев из числа бушменов, полинезийцев, индейцев. Оказывается, таким и должен быть естественный нрав человека, незамутненный суровым воспитанием.

Однако путешественники обнаружили и других аборигенов — злых, воинственных. Выяснилось, что у этих племен существует целая культура «жестокой педагогики», призванная выработать «мужество» посредством искусственных испытаний, «инициации» (по сути, комплексной травмы). В таких обществах ребенок вначале живет под опекой матери, в ласке и покое. Но в какой-то момент приходят охотники — жестокие юнцы — и лишают его всего самого дорогого. Родного очага. Присутствия товарищей по играм, сестер, но главное — матери (табу на встречу с родными женщинами длится годами). Вдобавок его подвергают страшным унижениям и физическим увечьям (скажем, выбивают зубы, надрезают кожу на спине, выщипывают волосы с темени). Через несколько лет этот человек возвращается в племя: подросший, жилистый, в шрамах, с измененной внешностью. С новым статусом и именем. И — с новым характером настоящего воина!

Оказалось, что у «добрых» племен не было сложных обрядов инициации, а у «злых» нередко бытовало целое искусство «мучить детей». По существу, это элемент «культуры агрессии», которая, как и, скажем, культура каменных орудий, была средством выживания. Те, кто приобретал способность воевать - не только техническую, но и психологическую - боролся с соседями за ограниченные ресурсы, а «беззлобных» истребляли. «Добрые» племена сохранились лишь в изолятах, под защитой моря или гор.

А что можно сказать о нас, людях европейской культуры? Мы — какое племя? Долгое время были «злым», беспрестанно воюющим. А педагогика исправно служила культуре агрессии. Традиция предписывала детей унижать, бить, пороть, жестоко наказывать за малейшую провинность. Зачем? Считалось: «чтобы воспитать». Истинная правда! Только с оговоркой: чтобы воспитать человека, способного в нужную минуту воевать, убивать, становиться злодеем. Это поведение считалось позитивным, мужским, героическим, идеальным.

Но за последний век наше племя сильно «подобрело». Как-то я увидел хорошую иллюстрацию этому в «Последнем герое». Оголодавшие «островитяне» поймали акулу, а затем вдруг… заплакали и отпустили ее. Дроздов, рискуя пальцами, доставал из ее пасти крючок! А лет пятьдесят назад в такой ситуации акулу бы съели за милую душу. Да еще и прославились бы за победу над «мерзким чудовищем». Меняются времена, меняются нравы. Наше «подобрение» — следствие очередного витка изоляции, когда «островом» стала вся планета Земля. Поэтому агрессию нужно подавлять, иначе грядет самоистребление. Гуманизм напирает — а с ним растет и надежда на выживание человечества.

Важный фактор гуманизации — доброе отношение к детям, кое-где даже возведенное в культ. Отцы уже не обязаны регулярно брать ремень и «воспитывать» (в США за это они могут и угодить в тюрьму). Телесные наказания детей осуждаются и запрещаются. Одни с этим не согласны: воспитание, мол, пущено на самотек. Другие считают, что воспитывать нужно словами. Третьи — вообще приветствуют «самотек», ибо «природа знает лучше».
Слово «природа» здесь неслучайно. Сближение с природой, экологическое воспитание оказалось самостоятельным фактором гуманизации в ХХ веке. Распространение сочувствия и заботы на других живых существ стимулирует инстинкт альтруизма, который подавляет другой мощный инстинкт — воинственность. Дети с удовольствием заменяют ценности «ломать, воевать, отнимать» на ценности не менее влекущие: «спасать, кормить, ловить». Экологическое мышление помогает обуздать агрессию, пробудить в душе доброту. В том числе у «трудных» детей (иллюстрация — известный фильм «Освободите Вилли», как подросток-хулиган подружился с косаткой). И даже безнадежные преступники преображаются, когда заботятся о диких животных (на западе этот факт используется пенитенциарной системой).

Я рассказывал о нескольких драках, но на самом деле после запуска программы экологического воспитания драк и вообще конфликтов в лагере стало гораздо меньше. Удается сгладить отношения, переключить интерес. А потенциальные недруги учителя — мальчишки 10-14 лет — становятся союзниками, радостно бегущими тебе навстречу: «Мы видели такую змею!» — Выпустить ее на волю, или забить камнями? Добро или зло?


В одной книге из библиотеки нашего лагеря я нашел примечательную цитату: «Дефицит добра ощущается повсюду — в семье, школе, на улице и ведет к тому, что человек не может понять и нести в жизнь светлое, доброе, вечное, не может любить и быть любимым. Жестокость стала обычной нормой нашего времени». (Молодежь: тенденции социальных изменений. Сб. ст. под ред. В.Т. Лисовского. Изд-во СПб Ун-та, 2000. С. 379.) Не завидую человеку, который всерьез так думает.

Полагаю, не жестокость, а именно мягкость, терпимость и сочувствие стали НОРМОЙ жизни — в сравнении с любым другим периодом: сорок, сто, триста, тысячу лет назад. Перечитайте концовку «Тараса Бульбы»: «героизм» ее героя — по сути, шлейф кровавых преступлений. В наше время их и представить трудно: кажется, случись подобное, и поднимется весь Интерпол, войска ООН, авиация. Сам Буш сядет за штурвал истребителя! Сегодня беды вызывают живой резонанс, отклик у тысяч и миллионов людей всего мира, а жестокость осуждается.
Subscribe

  • Море по колено

    Песня: "Море по колено". Автор музыки - Александр Козлов, клавишник "Агаты Кристи". Вокал - Сергей Макаров, "Neon boy". 1993 год. Эту песню через…

  • Сатори 2

    Не надо читать. Это для себя. Просто записки у изголовья. В древности люди обладали не шестым чувством, а цельным, системным чувством, интегративным…

  • Вещие сны

    В сновидении явился Некто и стучал без стука в дверь. Я заглянул в глазок. Там был Серый Мрак. Непроглядная тьма в сыром плаще. Страшно, но и не…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Море по колено

    Песня: "Море по колено". Автор музыки - Александр Козлов, клавишник "Агаты Кристи". Вокал - Сергей Макаров, "Neon boy". 1993 год. Эту песню через…

  • Сатори 2

    Не надо читать. Это для себя. Просто записки у изголовья. В древности люди обладали не шестым чувством, а цельным, системным чувством, интегративным…

  • Вещие сны

    В сновидении явился Некто и стучал без стука в дверь. Я заглянул в глазок. Там был Серый Мрак. Непроглядная тьма в сыром плаще. Страшно, но и не…