antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:
  • Mood:
  • Music:

злые или добрые?

Случается ли учеников ненавидеть? Мне повезло: субъекты, достойные такого чувства, практически не встречались. Был, впрочем, интересный случай. В одном отряде появился толстый подросток, с каким-то глумливым лицом, на занятиях мешал, втихаря портил экспонаты. Я набросился на него, схватил, зарычал, выгнал. Через год он приехал опять, стал еще толще. Ну, думаю, снова здесь эта зараза… И, будто назло, он стал постоянно ходить ко мне на занятия. Сделался командиром и, как заведенный, каждый день записывал свой отряд на экологию. Я уже не знал, что им рассказывать. Углубился в антропологию и философию

Замучили меня эти мальчишки: придут, схватят стулья и рассядутся кружком, заперев меня у доски. А ближе всех этот Сергей — выставит свою громадную конопатую физиономию и хлюпает носом. И вдруг я заметил, что она изменилась. Стала светлой, вдумчивой, славной. Исчезла циничная насмешливая гримаса. И сам человек изменился. К отъезду он, кстати, получил целый ворох грамот и благодарностей.
Я не устаю удивляться, когда якобы циничные и жестокие подростки «приручаются». Когда вижу, как они увлекаются путешествием в мир природы и идей. Как слетает с них шелуха: цепочки, каблуки, банданы, непристойные шутки — и они плещутся в море, играют в песке, рассматривают живность. Тогда открываются их истинные эмоции, и сквозь маски пошлых девиц или рэпперов, чуваков отстойных или крутых проглядывают юные, хорошие лица. Человеческие лица.

Откровенно говоря, настоящих «делинквентов» у нас не было. Подлых, неблагодарных, жестоких, психованных (я и таких знаю). Поэтому мне было легко верить, что все наши «трудные дети» - жертвы обстоятельств. Жизненные удары раскачали их аксиологию, ось ценностей, как маятник. Они колеблются между добром и злом, проявляя то обостренное сострадание, то преувеличенную жестокость. Еще можно сделать выбор. Педагогика страха и строгости, скорее всего приведет их к конфликту: вначале с учителем, затем со всем обществом. Они и так уже верят в криминальные перспективы: — Я увлекаюсь компьютером, поэтому стану хакером! Я хорошо учусь, и хочу зарабатывать на банковских махинациях! Я сильный, поэтому буду делать дела с братвой!
Впрочем, с середины 90-х и к середине 2000-х количество таких прожектов резко сократилось. Сейчас снова модны достойные, "гражданские" занятия.

Они и добрые, и злые… Я помню, как один четырнадцатилетний парнишка считал своей обязанностью (!) срывать уроки и вредить учителям. А меня уверял, что он и есть тот самый Вовочка из анекдотов. Ничего не читал, культурой не интересовался (хотя был шахматный чемпион, и вообще человек мыслящий - см. юзерпик). Казался замкнутым, всегда говорил уклончиво: не «я хочу», а «вообще-то хотелось бы». Голос глухой, хрипловатый. Ретардация. Под грустными глазами всегда синие тени. В медицинской карточке запись: «невроз». Семья? Промолчим…

Успел, впрочем, наш Вовочка «подоводить» молодую вожатую, которая вела у них уроки. (— А меня, почему не «доводил»? — Ну, вы… добрый учитель. — Я не учитель, я — УЧЕНЫЙ (громким шепотом, в ухо)
Так вот, перед отъездом, когда я с ним прощался, он будничным тоном произнес неожиданное:
- Я очень плакал перед тем, как поехать сюда.
- Почему? — Забеспокоился я (нервы? страх? комплекс неполноценности?).
— Потому, что сильно хотел в этот лагерь. Так хотел, так ждал, что плакал, пока не заснул. Я уже был здесь. И мне здесь очень нравится.
- Что же тебе нравится?
- Да всё!
Спасибо.
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments