antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

  • Mood:
  • Music:

"Лекции о природе вещей" фрагмент

Когда я впервые приехал в лагерь, для занятий не было ни экспонатов, ни пособий. Пустой кабинет. Что же делать? Унылые стены, ворох газет. Что делать?! Заглянул в кладовку, выволок столик от швейной машинки, наскоро соорудил на нем какую-то икебану, расклеил по стенам кипу ярких детских рисунков. Обнаружил на подоконнике засохшую осу. Вот и провел занятие: осу рисовали, узнали, почему ее считают хищницей и злодейкой, а пчелу — труженицей и волшебницей, для чего собирали мед (делать колдовской дурман), про тысячелетние гнезда пчел в тропиках, про язык танцев, поз и химических команд, про яды... Это уже потом я натащил всякого приморского хлама, сделал инсталляции, коллекции и стал применять принцип «все мое ношу с собой»: возить из дома раковины, косточки, тропических бабочек, ворох иллюстраций.

Рисование, даже если как курица лапой - выручает, создает иллюзию действа, мультипликации.
Иногда я и детей учу рисовать, а точнее - отображать. Принцип простой: семь выступов на панцире — так и рисуй семь. Вначале к нам приходят ребятки, в багаже у которых только ленивое «рисуйте-рисуйте, как вы только можете», позволяющее им привычно вычерчивать пять сосисок: «бабочка!». И вдруг они видят, что карандаш может стать инструментом постижения природы вещей.

Для ребенка рисование — не развлечение, а синтез зрительной и символьной картины мира: «Мой мир — мой язык». Поэтому каждой картине да будет дано название, чтобы искать и находить новые смыслы. Обычно ребенок нарисует, например, медведя и сразу норовит подписать: «Медведь». Это ошибка — все и так знают, что медведь. А если подписать «Страх» или «Осень», или «Прощай, тундра» — появится новое настроение.
Разыскать это настроение, эту ассоциацию в душе не так просто — оно скрыто под привычкой рисовать небрежно, не до конца и ни для кого. Но возможно. Я видел, как дети изумлялись, впервые ощутив эту свободу смысла. Как мальчишка, сибирский разбойничек изобразил требуемую морскую живность, затем разукрасил все пестрейшим образом, хотел подписать привычное: «Морское дно», затем подумал-подумал, и вывел красиво: «День глубины»! Как другой мальчишка не сумел изобразить черепаху в ракурсе, и получилось, что она у него зависла над рекой, камышами и головастиками, как тот Водяной. А мы задумались и придумали объяснение: "Настроение чтобы летать"!

Картина «без названия» или «медведь» — это, на мой взгляд, привычный знак творческой неразвитости, закрепощенности. А представление, что "развитие творчества" возможно только в форме ходьбы в музыкальную или художественную школу - очередной штамп общественного сознания.
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments