antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:
  • Music:

Начало и конец "Онегина" содержат код жизни и смерти

Как же надоело Пушкину мистифицировать читателя! Возиться с этими глупыми куклами с одной лишь целью: бросить неявный вызов Общественности. Осудить ее стремление уничтожать того, кто выделяется силою – не жестокости, а понимания и творчества, красоты и породы, кто не намерен подстраиваться под затхлые правила большинства. Кто отвечает ей блеском на тусклость, бесстрастностью на интригу, терпением на шипы. Того, кто не спешит ей навстречу, не жаждет примкнуть к ее тучной массе!

Ведь и сам Пушкин терпел, ненавидел, чуял и знал силу этого отторжения – за смуглоту свою и быстроту, за талант и худые бока, за мощь мышления и прозорливость вишнеобразных очей. И ведал он про Общественность еще кое-что:
когда-нибудь, в один из дней - её слуга - подаст её гонцу - с отменным холодом прописанный картель.

Что-ж... Любой проект рано или поздно подходит к концу. И «Евгений Онегин», и даже, извините, проект «А.С. Пушкин». Подойдут к концу и наши с вами проекты, большие и малые. И хорошо, если нас переполнит при этом такая же радость, как Александра Сергеевича:

…Поздравим
Друг друга с берегом. Ура!
Давно б (не правда ли?) пора!


И затем еще целых три строфы восторга, но и… печали. Ибо автору придется покинуть не только осточертевший роман, но и его героя. Кто для него Онегин? Скверный бездельник, обидевший Татьяну? Никак нет. Читаем последние строки:

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.


Вчитайтесь: для Пушкина этот персонаж сравним с самой жизнью! И расставание с ним рождает смутное предчувствие… собственной безвременной кончины.

Обратимся к самому началу романа «Евгений Онегин». Как он начинается? Весьма необычно.
Первый эпиграф - "Petri...", второй - "Не мысля...". Что это значит? Хм, "петри... не мысля!" - то есть больше полагайся на интуицию, свободу, пустоту, поток сознания, и в этом мудрость.

Что дальше? - "И жить торопится, и чувствовать спешит..." - то есть автор предлагает погрузиться в экзистенцию жизни, "здесь и теперь", в Дао бытия.

Действительно ли автор адресует эти строки читателю? Конечно, ведь следующий блок текста начинается "мой дядя!", то есть Пушкин-гуру шепчет своему ученику-мне: послушай, дядя дорогой, петри, не мысля, торопись жить, чувствовать спеши!

Таков даосский рецепт просветления, зашифрованный автором и переданный лично мне в "капсуле вечности".

А как заканчивается это великое произведение (по крайней мере в том виде, в котором оно попало мне в руки)? Тоже очень своеобразно.

Читаем:

Все это было только скука,
Безделье молодых умов,
Забавы взрослых шалунов,


То есть, автор предлагает мне, Читателю и Ученику, не привязываться к статусу знака, прийти к свободе толкований, ощутить всю несерьезность играющих смыслов на фоне осмысленности и серьезности самой игры.

А затем звучит эта поразительная концовка, словно порыв ветра!

Казалось…
Узлы к узлам…
И постепенно сетью тайной…
Россия…
Наш царь дремал…


Что это за пророчество? Полагаю, намек на развитие сетевидных моделей, в первую очередь - Всемирной Паутины, а может и Живого Журнала. Именно он опутал Россию "сетью тайной", объединяя "узлы к узлам" нас в единый континуум ноосферы.

А последние строки "Россия... Наш царь дремал..." – это зов родины, в чьей земле находят успокоение и романы наших жизней, и дремлющие цари наших голов.
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments