antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Научный номадизм: антропология кочует на новые пастбища

Недавно был на конференции по антропологии («Экология и демография человека в прошлом и настоящем», а вообще-то попросту «Алексеевские чтения»). Посетил также секцию «Этология человека». Ее куратор, профессор М.Л. Бутовская (регулярно рассказывающая на ТВ про обезьян) выпустила замечательную книгу «Язык тела: природа и культура» (2004 г.). Там собран огромный, на уровне западных «психологических бестселлеров», объем сведений о поведении человека. Она рассказывала, как примирение снижает уровень стрессовых гормонов у детей. Инициаторы агрессии испытывают не меньший стресс, чем жертвы, и первыми ищут примирения (полагаю, так больше у современных детей – они стали добрее). Затягивание ссоры ведет к повышению уровня кортизола. Для примирения наиболее эффективны тактильные элементы (объятия, рукопожатия и др.).
С юга приехал В.Г. Чалян и поведал про обезьян, акклиматизировавшися на воле в Абхазии. Павианы всегда ждут отстающих, издавая звуки зова и приветствия. Переправляясь через реку, подбадривают трусишек ритуальным подставлением («ты сильнее меня»). У нас, насколько мне известно, в таких случаях принято, наоборот, унижать («иди давай, слабак!»). Павианы отличают гадюку от неядовитых змей. Собаку атакуют (кстати, собаки очень боятся обезьян), от кабана убегают. Найдя вкусное или незнакомый объект, подзывают остальных («смотрите!»).
Затем школьный психолог О.С.Исаенко из Крыма рассматривала агрессию матери по отношению к ребенку, стремление вмешаться в его личное пространство. Это один из факторов дезадаптации детей. (Оказывается, вопреки убеждениям, если учесть все фрустрирующие, агрессивные импульсы общения, которые получает растущий человек, окажется, что наибольшая их доля исходит от матери.) [NB: В Крыму интересная школа использования этологии человека в психиатрии, рук. проф. Самохвалов.]
Затем выступала Ванчатова из Праги. Она читала доклад на невозможном английском – хотя сама русская, и в зале никаких буржуйцев не было. Работа заключалась… в классификации нищих (beggars). Был получен грант, позволивший жить в Венеции, наблюдать разных попрошаек: цыган, хипов, бродячих артистов, инвалидов и прочих вагантов. Мы узнали, что выгоднее всего в Италии попрошайничать, будучи прилично одетой блондинкой и стоя на коленях. В аналогичной работе русских выяснилось, что нищие, с опытом попрошайничества более трех лет уже не считают себя нищими (поднакопили?) и отдаляются от своей группы (тяжелая работа?).
Мне кажется, в России попрошайничество вписано в размытую систему товарно-денежных отношений, участниками которых являются практически все. Демон меркантильности ставит людей вне этики и аксиологии. Все чем-то торгуют: носками или картошкой, а может спокойствием и безопасностью, респектом, знаниями, свободным временем. Для девицы в ларьке нет различия между диском «Птицы» и «Все грехи мира». Но это не значит, то у нее нет моральных принципов, наоборот - там их целая куча! Просто каждый сам решает, где граница дозволенного, что такое плохо и хорошо - по обстоятельствам.
А тем временем по электричкам потоком идут коробейники, предлагая чистящие губки – одни для обуви, другие – для совести, третьи – и вовсе для кошельков. Но все они решают иную глобальную задачу: побеспокоить, снизить комфортность поездки и самооценку пассажиров. Обычно коробейник, прогундосив выученный текст, лихо несётся по вагону, не обращая никакого внимания на потенциальных покупателей, тянущих к ним несмелые руки. Значит, продать товар – далеко не главная его задача. Безнаказанно нарушая по нескольку правовых и этических законов кряду, коробейники являются прекрасным инструментом воспитания криминального мышления и национального безразличия.
Что касается науки... Похоже, этология человека окончательно откочевала из ущелий бихевиористики на более тучные пастбища социопсихологии и культурной антропологии. В свою очередь, культурная антропология давным-давно нагуливает жир на просторах психологии и философии. На освободившееся пространство мигрирует физическая антропология, изгнанная с оскудевших, загрязненных, да и просто опасных полей расоведения (тамошние спецы ныне увлекаются антропоэстетикой, или социальным отбором, а кое-кто с головой укрылся в пышных зарослях молекулярки и генетики). Однако на эти же поля поспешают психологи, неся под мышкой какую-нибудь психосемантику или этнофармакологию (щепотка сушеных строфарий делает их неуязвимыми и невидимыми). Сообщество мудрецов охвачено духом номадизма!
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments