antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

  • Mood:
  • Music:

Постмодернизм? Бзамс!

В сообществе Постмодернизм, порожденном из пены морской богиней Климентиной, начинает кипеть преджизнь. Со дна поднимаются бульки. Трещат электрические разряды. На поверхности появляются коацерватные капли. Вулканические облака сплетают химические объятья с океанскими волнами. Гремит буревая стихия. И тут вдруг из космоса вываливается огромная летающая тарелка. Бзамс! Из нее вываливается вусмерть укачавшийся – не кто иной как я! Оплодотворяющий стон, который при этом издается, спешно запечатлевается одним из бортовых самописцев.
О «постмодернизме истинном» нам могут серьезно и строго поведать философы-профи, "высокообразованные филины", овладевшие тем мудреным языком, которым, вероятно, вещает сам Трисмегист-тайнописец. А вот и пример той мудрости, из энциклопедии (коей я разжился, благодаря любезности labazov):
Семантическая и категориальная пестрота постмодернистской философии во многом обусловлены радикальным отказом П. от самой идеи возможности конституирования в сфере современного философствования концептуально-методологической матрицы, которая могла бы претендовать на парадигмальный статус, его программной установкой на идиографизм и изначальной плюральностью проблемного поля, обнаруживающего к тому же постоянные интенции к своему расширению (философия письма и текста, вариативные динамические модели социальности и субъективности, концептуальные модели исторической событийности, власти, дискурса и языка, аналитические модели сознания и бессознательного, телесности сексуальности и мн.др.

- Я конечно могу сконцентрироваться и с великим трудом разгадать эту клинопись. Но сделают ли это другие читатели? Меня всегда огорчало стремление философов зашифровывать свои мысли посредством изысканной терминологии. Я сам много лет упорно изживал в себе стремление изъясняться «гагачьим языком». Короткие, четкие, образные формулы. Пусть в ущерб корректности. Не больше семи слов! Поэтому, вобрав цитату, превращаю ее в формулу: «ПОСТМОДЕРН = СВОБОДА + РАЗНООБРАЗИЕ + ИНТУИЦИЯ».
Только интуитивное чувство меры, выбора и сочетания - на фоне стремления к хаосу - превращают кучу хлама в коллаж Раушенберга, рождают искусство. Смысл заостряется там, где граница правил и анархии.
Для краткости и точности отбрасываю «изм». К черту!! Это не афера горстки художников, не политическое течение. Это явление человеческой культуры, этап эволюции антропосферы.

Читаю дальше:

Термин "П." впервые был употреблен в книге Р.Ранвица "Кризис европейской культуры" (1917); в 1934 использован у Ф.де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала 20 в.

- Значит я был прав, когда думал, но не решался промолвить вслух: постмодерн, это мой Элюар и мой Хлебников?!
И ведь как он просил:
- Россия, будь мною, будь Хлебниковым…
И она стала! Но она серьезнее и дольше, чем Велимир. И лишь почти через сто лет кто-то, пусть я, может взять на себя миссию, просто сделать вид, just pretend, обмануть его, заговорить на том безумном надъязыке, который рождало это больное чело. И воскликнуть: «Будущее наступило, дорогой будетлянин!». И он,
милая глупая птица,
последним словом которой всегда было «да»,
снова промолвит его, это «да».

А вокруг нас и в самом деле звучит язык будетлянский, всеразмашистый, безгранично-беспечный, розги цензора не страшащийся. Он! - Этот сам, страшный в своей вихревой хаотичности
он, агглютинативно-великий и адсорбирующий ниагару гаджетов и викторию хайтековых бзиков
он, шумный, мчащийся, джазобезумствующий, сверхнадвавилонянский, торчащий надзвездно
распирающий космосы - татлинско-шуховской башни рогами Куала-Лумпура и лампами -
Мой Язык,
пошатнувший опоры Дома Бытия, но тот оказался –
Сейсмоустойчивым Небоскребом!
Он не падает и при внедрении в него слов «дацзыбао», «браузер», «сисоп» и «кондоминиум»
Он спокойно терпит в себе таких гельминтов, как «ЖРЭУ» и «РЭП ГИБДД»
Даже слово «юзабилити» не может повергнуть язык наш, как шапку крестьянина одерьмь!

...Это быстрый пример «постмодернового», в моем понимании, стиля. Несмотря на его беспорядочность, мысль автора вполне очевидна. Я этот стиль отработал, создаю подобные конструкции молниеносно и не вижу в них особой ценности.
Но господа мои, я ведь не специалист! Никакого гуманитарного образования, почти вахлак. И себе взял постмодерн как никто, частное лицо, Тайный Пользователь.
Ни аза не зная о «философии постмодернизма», этот студент просто изобретал некую двухколесную деконструкцию (едва не получился двухосный тибетский молитвенный барабан с педальным приводом). Он (а это был я) читал Белого, Хлебникова, Джойса, Гомбровича, Ионеску, Абэ, Павича, ДАли. Отбирал, брал, ибо видел: вот это моё, меня это сделает мною. Такой катализатор взбеленит крепкий настой Маркеса, Оэ, Гессе, Набокова и тысячи других рассказчиков. Он превратит мой вербальный субстрат в живой колдовской коллоид, в колышущийся философский золь, одно прикосновение к которому затягивает руку единым порывом в гиперпространство выразительности.
(Спокойно! Спокойствие. Всё нормально: я также осваивал заодно добротную биологию, экологию и антропологию плюс психофизиологию, кои теперь меня кормят.)
- Для меня постмодерн, это широчайший спектр языка и самого мышления. Это великие возможности выражать тончайшие нюансы смысла и настроения.
Это мощный инструмент шлифовки терминологии. В конце концов, это хаоа и полный бзамс!
Что?! Последнее непонятно? Но многие ли с уверенностью скажут, что цитата №1 понятнее, и точнее отражает сущность постмодерна, чем «хаоа и бзамс»?

Продолжим чтение, но методом постмодерна-же.
Вот выхваченные из контекста цитаты, которых вполне достаточно:
…радикально отторгающих литературную традицию
…П. как обозначающего современную (начиная от Первой мировой войны) эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна
…в конце 1960 — 1970-х данное понятие использовалось для фиксации новационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство
…иронично моделируемые Эко попытки "объявить постмодернистом самого Гомера"
…начинает доминировать тенденция к предельно широкому пониманию термина "П."
…"постмодернизм — эпоха не столько в развитии социальной реальности, сколько сознания" (З.Бауман).
…Современная культура рефлексивно осмысливает себя как "постмодерн", т.е. пост-современность, как процессуальность, которая разворачивается "после времени" — в ситуации "свер-шенности" и "завершенности" истории.


Вот оно! Постепенно высвечивается физико-антропологический смысл. Дело в том, что в архаическом мировоззрении есть понятие Сакрального времени (Эпоха первопредков, Алчеринга, Время сновидений, Золотой век, «Давным-давно»), которое в некий момент завершается (обычно со смертью Первочеловека) и наступает период обыденности. Для нас Золотой век, это герменевтически постижимое прошлое, отделенное хотя бы одним поколением (то есть даже 1980-е). Однако сегодня мы уже не живем в Обыденном Настоящем. Мы шагнули в следующую, вновь сакральную эпоху.
Под гром салютов и пуки паники («конец света!» «проблема дветыщщи!») мы вступили в Будущее, в тот самый великий Футурум, которого ждали, жаждали, наделяли символом 2000, и целым букетом фобий и мифов, не менее невероятных, чем мифы о Пуруше, Ункулункулу или Кадмоне.
У культуры пока недоразвиты органы для обывания в измерении «Футурум». Культура приобрела мощный аппарат пережевывания Сакрального Прошлого (это всё мифопоэтическое искусство и образование), чуть слабее, но все же крепкие челюсти для утилизации Обыденного Настоящего (реализм). А вот для Великого Будущего желваки еще не наросли. Ведь всего-то один-два века люди как следует задумываются над Будущим, очерчивают его набором мифов, вмещают в Картину мира. Однако они спешно изобрели отличный инструмент: Фантастическое повествование, подразумевание, видение мира. И всеми силами его развивают. Чего стоит разработка саги «Звездные войны», действующей явно в далеком будущем, но с присказкой:
«Давным-давно, в далекой галактике…»
Какой мост из Прошлого в Будущее!

- Итак, постмодерн – это не только ровесник ХХ века, дряхлый классик, давно вышедший из моды стиль выразительных средств. Это еще и ритуал перехода чрез грань эпох: не в по-ту-сторонний мир Прошлого (как в спиритических-шаманских-шарлатанских сеансах-трансах), а в по-другую-сторонний мир Будущего. Это служение культу Потомков, пришедшему на смену культу Предков. А язык постмодерна есть пропуск в волшебное измерение «Футурум».

А завершу я словами сестрицы Лягушки:
- Айдуммер-кер-коммер, враки, это враки!
- Бзамс!!!
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments