antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Подложить свинью. Политический кашрут

"В душе каждого человека, не слишком забитого судьбою, не слишком оттесненного на низшие ступени духовного существования, пылает фаустовская жажда бесконечной широты жизни."
(Николай Онуфриевич Лосский)

Кашрут в истории человечества часто использовался как политическое оружие, для раздувания неадекватной моральной паники, причём на любом уровне: от устранения индивида до межгосударственных войн. Достаточно напомнить, что уничижительные характеристики, разжигающие рознь, в первую очередь основаны на мифических пищевых предпочтениях: лягушатники, макаронники, сало в шоколаде, собакоеды и т.п. Так было и в древние времена. Феномен кошерности, то есть "годности, дозволенности" животных гораздо сложнее, чем представляется. Пищевые символы привлекают всеобщее внимание и могут служить рычагом социальной инженерии. Нечистым и оскверняющим символом можно сделать вполне благородное животное и даже ценную лесную дичь.



Недавно обнародован казус человека с говорящей фамилией. Это любопытный кейс.

Здесь применено семантическое оружие, весьма тонкое и ультрасовременное. А против него выдвинули классический марксистско-ленинский щит. Интересно пронаблюдать, как разворачивается этот поединок классической демагогии и новой социальной инженерии. Демагогия - самое сильное оружие макиавеллианства. В ходе истории она позволяла раскачать маятник аттитюдов и ценностей до экстремальных значений, до всесокрушающего резонанса. Однако сейчас это стало сложнее - в информационном океане быстро затухает даже большая волна. Требуются тонкие, адресные, кликбейтные провокации. Политическая мораль разрушена, пустырь захватывают рудералы.

Аналогичные процессы происходят в языке: засорение, миграция ценностей, спойлинг. В XXI веке позитивное слово "лось" мигрировало в область негативных и даже обсценных значений. Позитивный образ "медведь" подвергся спойлингу за счёт политических коннотаций. Практически все названия животных можно использовать для оскорбления. Хотя некогда у русских это были позитивные слова, даже сакральные антропонимы. Осквернённые слова остаются в категории некошерных навечно. Тезаурус испытывает потери. Живой язык с этим справляется, но не слишком успешно. Коммуникация становится менее чёткой.

В 1940-х годах дед с семьёй проживал в доме лесника. Когда отцу было семь лет, он уже владел ружьём и пытался добывать дичь. Когда он подстрелил крупного зайца, дед с гордостью вывесил тушку на крыльце лесничества. Вскоре подстрелил лося. Это был праздник для всей семьи. Однако убитый лось может совершить и политическое убийство. В те времена общество было переполнено подобными поворотами, когда один и тот же поступок сперва расценивался как норма, затем как подвиг, затем как тяжкое преступление, затем как ошибка системы, затем как героическая жертва и т.п. Удивительно, что хоть какая-то мораль уцелела.

В связи с этими событиями почему-то вспомнился Емельян Михайлович Ярославский с его "Библией для верующих и неверующих". Вот цитата.

- В книге Левит к числу «нечистых» животных, которых евреям запрещается употреблять в пищу, причислены в качестве жвачных и имеющих нераздвоенные копыта верблюд, тушканчик, заяц и свинья. Это нелепое библейское деление, причисляющее свиней к жвачным животным, а тушканчиков (род полевых мышей) и зайцев еще к тому же и к копытным, — одно из лишних доказательств нелепости библейских россказней и невежества их авторов. Объявление нечистыми, запретными верблюда, тушканчика, зайца и свиньи объясняется тем, что некогда все эти животные считались у древних евреев священными («тотемами»), божествами, а потому их не разрешалось употреблять в пищу, за исключением только особо торжественных обрядовых трапез, на которых происходило «причащение плотью и кровью» этих божеств. Позднее, с изменением социальных условий, смысл этого пищевого запрета забылся, и животные были объявлены «нечистыми», «погаными».

Почему процитирован именно Ярославский? Не идеология тому причина. Другая "логия".

Мне, кстати, подбрасывали лося, причём очищенного по мясницким технологиям. Аккурат в день холодных выборов. Если и брать сувенир, то не мясной. Вы уж постарались.
Tags: политическая антропология
Subscribe

  • Перепёлки Артека

    Что не так на этой картинке? Этимологию Артека возводят к греческому "перепёлки". Название урочища в XIX веке записывалось "Ортеки".…

  • ШБ МНК и дадаизм

    ШБ МНК ЫМБШ БЫНКМ ИНШМК Школьная Библиотека Москва, Наука Издательство Молодые Биологи Школе Белорусское Издательство Народная Культура Массам…

  • Кто навёл порчу на Александра Первого?

    Алекса́ндр I Павлович — Император и Самодержец Всероссийский. 12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог.…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments