antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Магия и философия Ван Гога

СОН И ФИЛЬМ
Приснилась запутанная трагедия про какого-то юнца, который вроде бы превратился в отталкивающего рыжего мужика. Точнее, приснилось описание этой драмы на старинном форуме, с портретом француза в профиль. Ничего не запомнилось. Но сейчас нашёл этот портрет.



Сделал вывод: надо посмотреть фильм "Ван Гог. На пороге вечности" (2018). Уже смотрю. Фильм изумительно художественный. Потрясающе правдоподобный Уиллем Дефо. Много вымысла. Но у искусствоведов домыслов ещё больше.

Затем началось исследование. Удалось расшифровать сон. Для начала: на фотографии в шляпе - не Винсент Ван Гог, а косплейный актёр с другой формой головы. Настоящий Винсент Ван Гог выглядел так.



КТО НА ФОТОГРАФИЯХ
Утверждается, что на всех этих портретах - Vincent Willem van Gogh
Винсент Виллем ван Гог
(30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды
29 июля 1890, 1:30, Овер-сюр-Уаз, Франция)


Молодой человек в центре тождествен мужчине справа по пропорциям черепа. Судебные антропологи доказали, что это Винсент Ван Гог. Однако это мнение оспаривают, потому что на рамке написан адрес фотоателье*, которое находилось в Канаде, в квебекском Сен-Гиацинте. Фотограф Виктор Морэн действительно записан в документах Сен-Гиацинта как художник-портретист, и адрес совпадает.** Зато мальчик слева - не Винсент, а его брат, Теодорус Ван Гог. Тоже доказано экспертами, да и видно воочию.



*http://the-clever-pup.blogspot.com/2014/01/no-no-no-this-is-not-van-gogh.html
** Victor Morin, 8, rue Saint-Hyacinthe, 42, rue Saint-François, Place du marché (peintre-portraitiste), v. 1887 - v. 1903. https://www.histoiredemaska.com/histoire/histoire-regionale/histoire-d-ici/article/quelques-photographes-maskoutains-335




Но что считать истиной, изображение или надпись на рамке? Эмоции критика или объективную экспертизу? Фотография совпадает с автопортретами Винсента не только антропометрически, но и психологически. А квебекский художник Морэн вполне мог позволить себе посетить Париж и Брюссель, где сфотографировать другого неординарного портретиста и сделать фирменные отпечатки. Детектив в другом. Ван Гог рисовал автопортреты много раз. Но когда понадобилось однозначно идентифицировать его облик, возникли сложности. Например, он плохо прорисовывал уши. Они везде разные.



ПОЧЕМУ ХУДОЖНИК ОТРЕЗАЛ УХО
Известно, что 23 декабря 1888 года Ван Гог отрезал себе левое ухо. Затем якобы завернул в газету, надписал "Помни меня" и отнёс в дом терпимости некоей Рашель, чтобы та отправила Полю Гогену. Она подняла крик, вызвали полицию. Утром Ван Гога нашли полуживым и отвезли в больницу. Вызывает споры даже такой элементарный факт, какая часть ушной раковины была отсечена. Историк и археолог из Гамбургского университета Рита Вильдеганс сделала обзор*, который не проясняет ситуацию, а скорее запутывает. По свидетельствам каких-то частных лиц (которых никто не допрашивал), она утверждает, что ушная раковина была отсечена полностью. Однако в те времена подобная травма переносилась очень тяжело, вплоть до гангрены. Очевидно, разрез всё-таки минимально затронул хрящ, рану в больнице обработали, наложили швы. Затем обследовали психику пациента, поставив диагноз "острая мания с генерализованным делирием".

*Wildegans, Rita. Van Goghs Ohr: Ein Corpusculum als Corpus Delicti / Bredekamp, Horst. Curiosa Poliphili. Festgabe für Horst Bredekamp. Hrsg. von Nicole Hegener, Claudia Lichte & Bettina Marten. Leipzig 2007. 256 S. mit 100 Abb., Ppbd.
Hans Kaufmann und Rita Wildegans: Van Goghs Ohr. Paul Gauguin und der Pakt des Schweigens, Osburg Verlag, Berlin 2008


С того самого момента все тщатся понять мотивы этого странного поступка. Есть версия, что Ван Гог подрался с Гогеном, и тот поранил ему ухо кинжалом. И чтобы выгородить друга, Винсент заявил, что отрезал сам. Другая версия - что Ван Гог страдал болезнью Меньера, и желал избавиться от мучительных ощущений во внутреннем ухе. Обе - слабые.

Более сильная версия христианской инспирации. В те времена религиозные фанатики зачастую наносили себе стигматы, бичевались, распинались. Ван Гог был весьма религиозен, начинал как миссионер, хорошо знал Писание. А ведь во всех четырёх Евангелиях сказано, что в момент ареста Пётр отсёк ухо Малху, но Иисус велел ему спрятать меч. Лука даже сообщает, что Иисус исцелил ухо прикосновением (Лк.22:49-51). Весьма вероятно, не полностью исцелил, а просто хорошо забинтовал.

Ещё одна версия родилась только что. Решение отрезать именно нижнюю часть уха возникло у Винсента из-за той самой (или аналогичной) фотографии. Как утверждают, она сделана в 1886 году. Похоже ли, что мужчине там 33 года? Для бедного голландца той эпохи - вполне. Известно, что Поль бранил Винсента за неопрятность и безалаберность, и это было справедливо. Но Поль упрекал и художественную работу Винсента: дескать, тот рисует грубо, лепит краску, ошибается в деталях и даже не может прописать собственное ухо, имея на руках фотографию. Мочка-то везде разная! А критика творческого выбора приводит гения в бешенство. Вот почему Ван Гог в ярости отхватил нижнюю часть уха - и потребовал отправить Гогену.

А сейчас вспомнилось, как мама рассказывала, что один художник зимой отрезал себе ухо, чтобы поджарить на свечке и съесть - такой он был голодный. Вижу нас на жёлтой кухне. Значит, это Владивосток, середина 1970-х. Очевидно, мама хотела так убедить меня есть кашу. Тоже версия. И ведь я в неё верил, даже став антропологом...

ОТРАВЛЕНИЕ МОЗГА
Следует учитывать, что Ван Гог употреблял алкоголь, абсент, табак, лекарства, вёл нездоровую жизнь. Плюс к одурманиванию, художники постоянно работали с токсичными составами, включавшими свинец, ртуть, кадмий, мышьяк, кобальт, растворители. Всё это весьма негативно влияет на ЦНС. А талантливые, одержимые художники контактировали с токсинами больше других. Вдобавок Винсент пачкал руки и грыз ногти, заглатывая токсины. Также есть мнение, что обилие жёлтого на картинах вызвано ксантопсией по причине отравления наперстянкой (Digitalis purpurea), которой лечили эпилепсию. Здесь надо проверять хронологию и факты. О симптомах отравления у Ван Гога пишут многие эксперты.
https://en.wikipedia.org/wiki/Health_of_Vincent_van_Gogh

После инцидента с ухом Ван Гог был помещён в палату для буйных (24.12.1888), где отмечались некие "эпилептические припадки". Возможно, то был реактивный психоз, как последствие драки с Гогеном и реакция на травму и заточение. С 03.05.1889 до весны 1890 года Винсент находился в больнице Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс. Ему дали возможность работать (хотя это добавляло хлопот персоналу). В госпитале Винсент Ван Гог создал более 150 картин, около 100 рисунков и акварелей. А ведь репутация у него была скверная: голландец, плохо знающий прованский диалект, с манией величия и бредом, мосластый, некрасивый. И поведение оставляло желать лучшего. Некоторые инциденты расценивались как криминал: приставания, нападения на детей. Жители Арля подписали гневное требование изгнать Ван Гога. Фактически его признали душевнобольным делинквентом и маньяком. Странно, что в 1890 году его выпустили. Вероятно, не хватало денег содержать, и пациента оформили на поруки Теодору и под амбулаторный контроль локального доктора.

РАНЕНЫЙ АВТОПОРТРЕТ
После травмы уха Ван Гог написал картину, которую именуют "Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой". Здесь надо обратить внимание на такие моменты.

1) Ссора с Гогеном обострила психическое расстройство Винсента. Состояние усугубилось повреждением уха. Это сильная боль, трудно спать, развивается лихорадка, менингит, отит. Очевидно, в этих "автопортретах" Ван Гог сублимировал своё состояние.
2) "Автопортрет с завязанным ухом и трубкой" больше похож на Теодора. Как будто Винсент тосковал по брату (который всегда его поддерживал), и сперва начал рисовать себя, но затем прописал лицо брата.
3) Второй автопортрет (без трубки) похож на Винсента, но в юности. Очевидно, страдающий Ван Гог погружался в детство. Портреты похожи на юношеские фотографии, безбородые (в больнице лицо должны брить), но одновременно лица показаны - осунувшиеся, постаревшие.



ДОБРЫЙ ГЕНИЙ И ЗЛОЙ ШАМАН
Как и многие гении-безумцы, Винсент был типичным психопатом: неопрятным, упёртым, импульсивным, раздражительным и опасным. И, как многие гении-безумцы, он был патологически добрым и рассудительным человеком. Ван Гог жаждал осчастливить человечество своими картинами. А в юные годы удивлял своей добротой и самоотверженностью. Но слишком доброго человека часто стараются довести, сделать социофобом и делинквентом.

Фактически Ван Гог был шаманом XIX века, только европейским, а не сибирским. Он продолжал традиции магического наскального рисунка французского каменного века. Он создавал идолов. Ван Гог - потомственный духовный человек: его дед и отец были пасторами реформатской церкви, а сам Винсент сделался рьяным миссионером-проповедником. В какой мере он развил магические способности? Какую силу имела эта магия? Надо подумать.

Фокусник или гадалка дают моментальный результат. Шаману требуется несколько дней. Маг влияет на мир ещё медленнее. А великая магия очень инертна, и обычно проявляется после смерти мастера, в грядущем. Что же там произошло?

ОТ НИЩЕТЫ К СВЕРХБОГАТСТВУ
Во-первых, картины Ван Гога беспрецедентно, сказочно подорожали. Ван Гог работал 10 лет и написал 864 картины и около 1200 рисунков и гравюр. Кроме того, существуют тысячи подделок, копий, подражаний, мемов. А тиражированные репродукции (включая jpg), вероятно, исчисляются триллионами. Кстати, где хранились творения - у брата? Его брат и дядя работали в арт-дилерской сфере. Уж они-то знали рынок. Почему нельзя было продать работы Винсента каким-нибудь ценителям или галеристам, ожидающим своей поры? Видимо, с Винсентом было непросто говорить о делах.

Всё имущество Винсента едва оценили бы в сотню тогдашних долларов. А сейчас работы Ван Гога продаются за десятки и сотни миллионов долларов. Представим себе, что можно буквально "пустить с молотка" убогое имущество Ван-Гога: всю эту "мазню" и "рухлядь". Только надо сделать это грамотно: раздувая пиар-кампанию, организуя крупнейшие аукционы и продавая не только картины, но и легендарные вещи: трубку, шляпу, дырявые башмаки, бритву, пистолет и т.д. Учитывая потенциал азиатских, русских, арабских и прочих богачей, можно выручить, вероятно, порядка ста миллиардов долларов. Итак мы видим, как некая совокупность предметов подорожала от условных 100$ до 100 млрд $, то есть в миллиард раз. Такое возможно лишь по волшебству, где-нибудь в сказке.

МЕТАКУЛЬТУРНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Во-вторых, в грядущем Ван Гог зачаровал всё человечество. Потому что он пробил дорогу экспрессионизму, как культурному феномену. И это трансформировало всю мировую культуру, сделало её чрезмерно привлекательной, симпатичной и эмпатичной, а следовательно, порождающей потребительскую зависимость. Экспрессионистский продукт стал аддиктивно привлекателен для широких масс, что спровоцировало тиражирование бесчисленных, но недорогих экземпляров. Следовательно, в массовой культуре, искусстве и медиа возникли новые и огромные финансовые потоки.

Ван Гог колдовал с отдельными мазками, яркими цветами и странными композициями. Он создавал континуумы из пёстрых дискретностей. Спустя полтора века на такие пёстрые дискретности подсело всё человечество. Все уткнулись в экраны, где сплошь пиксели, значки, буквы, иконки и картинки, всё более цветные, яркие и причудливые. На экране, в отличие от бумаги и холста, изображение светится и контрастирует. Во всей предшествующей истории с таким объектом наиболее сходны картины Ван Гога. Без экспрессионизма умные машины занимались бы вычислениями, а не развлечением и расширением жизненных возможностей людей.

Ухо Ван Гога - тоже волшебство. В медийной сфере стал доминировать акустический канал. Все включили радио или воткнули наушники. Через уши вливается столько мерзости, что возникает желание их забинтовать.

Таким образом, Ван Гог оказал огромное (и явное, и скрытое) влияние на культурогенез и медиасферу. Поэтому его можно поставить в ряд наиболее влиятельных персон за всю историю человечества.

ПАРАЛЛЕЛИ С ХРИСТИАНСКИМ МИФОМ
Ван Гог заявился в лавку Арля таким отвратительным бомжом, что его отказалась обслуживать 13-летняя Жанна Кальман. И подобно тому, как Христос заклял Агасфера на вечные скитания, библеист Винсент "благословил" эту сердитую девочку. Жанна Кальман прожила необычайно долгую жизнь - 122 года (Jeanne Louise Calment 1875-1997). Причём это было сказочное заклятье именно от мага-художника. Красивой деве, побрезговавшей накормить безобразного мужчину, было предназначено прожить в облике дряхлеющей старухи целых 70 лет.

Первое Евангельское чудо - Христос превратил дешёвую воду в дорогое, доброе вино. Винсент явился в Арль нищим, однако нёс в себе такой потенциал, что теперь за его арльские творения можно купить весь этот город. Или построить такой же. Его картины считались никчемным хламом. Но через некоторое время этот хлам стал дороже золота.

27 июля 1890 года около 21 часа Ван Гог приплёлся в комнату, держась за окровавленный живот. Пуля вошла в верх живота слева, отразилась от рёбер, прошила грудную клетку и застряла у позвоночника. 29 июля 1890 в 1:30 ночи Винсент Ван Гог скончался.
https://en.wikipedia.org/wiki/Death_of_Vincent_van_Gogh

Причина смерти - суицидальный выстрел из револьвера, который художник носил на пленэр "для отпугивания ворон" (и, очевидно, не только их). Для создания ажиотажа выдвинута альтернативная версия: якобы художника убил некий подросток, играющий в ковбоя. Она аргументированно опровергается экспертами.* И тем не менее, легла в основу сценария фильма. IMHO достаточно и того, что конспирологи назвали убийцей человека по фамилии Секретан! В опровержении есть его фотография: скромный дядечка, ещё и с алиби.
*https://artchive.ru/publications/4159~Suitsid_Van_Goga_desjat'_argumentov_pochemu_istorija_ubijstva_mif

Христос тоже получил рану в бок - его ударил копьём Лонгин. В эту рану вложил персты Фома Неверующий. Вообще, великие люди часто умирают трагическим образом, и вокруг их гибели громоздятся мифы и неточности. Вот и Ван Гог умер странно, будто это была дуэль с Богом.

Его брат, Теодор Ван Гог умер тоже странно: в возрасте Христа. Это был человек молодой, энергичный, светский, семейный. Но после смерти брата он впал в депрессию, попал в психушку, и почти сразу там умер якобы от камней в почках. Это очень сомнительная версия. Больше похоже на символическое заклание, позволявшее вдобавок заграбастать наследие Винсента. Умные люди и при жизни художника распознали, что творчество Ван Гога поразительно, и разогревая интерес публики, можно сделать его бесценным.
https://en.wikipedia.org/wiki/Theo_van_Gogh_(art_dealer)

Значит, именно в этом трагедия, которая привиделась во сне. Только юнец - не Винсент, а Теодор. А старый форум, где была написана история - мой собственный блог, этот самый пост, видимый из грядущего.

ГРЯДУЩИЙ МИР, БЕЗУМНЫЙ И ЗАДЫХАЮЩИЙСЯ
И в-третьих. Последние годы жизни Ван Гог напряжённо думал о грядущем. Он творил для будущего. В психиатрической клинике Винсент очень страдал: от давящей атмосферы, неопределённости, заброшенности. Его связывали и душили водой. Он ощутимо сходил с ума. А когда художник 30 часов умирал от раны, то задыхался. Воспаление поразило диафрагму и грудную клетку. Темнело в глазах. Перед смертью он страшно хрипел, но удивлялся: не сплю, а храплю! Его последние слова: "La tristesse durera toujours" (Печаль будет длиться вечно). А может, это была его последняя воля? Блуждая в ночной агонии, погибающая душа гения, рисовала последнюю Картину: заклинала грядущий мир. Каким же он стал? Действительно, печальным.

Вот он, наш грядущий "прогрессивный" мир. Всюду страх, ненависть, беспомощность, негативизм. Прямо сейчас миллионы людей умирают от SARS, привязанные и задыхающиеся, с прободениями и ампутациями, мучаясь от ужаса и разлуки. Ковид-19 мощно воздействует на ЦНС, вызывая психоз перед смертью и тревожное расстройство у выживших. Безумная раздражительность, деменция, гипомнезия. Но кого это волнует? Штаб? Или, может быть, провокативного психотерапевта? Если клиент начнёт буянить, просто увезут в клетку. И применят научные методы: вязки, галоперидол, варёная капуста. За десяток лет привыкнет или крякнет. Возможна карусель: психушка, интернат, тюрьма. (Они это называют "кататься" - между прочим, за ваш счёт.) Бывают там и художники: они делают розочки из туалетной бумаги. Такая участь хуже смерти. Она предстоит тысячам и миллионам переболевших.

Похоже, Гоген и Ван Гог повлияли на цивилизацию, как эсхатологические Гог и Магог. И неясно, чего в этом влиянии больше: позитивного или негативного.




ФИЛОСОФИЯ ВАН ГОГА
Философия Ван Гога - архисложная тема. Есть феномен Ван Гога, который повлиял на цивилизацию, ноосферу, медиасферу. Мы ценим не его шизофрению, абсент, ухо, пулю, дурдом, японизм, ксантопию и подобные факты биографии. Мы ценим его картины. Каждый человек видит там нечто своё. А что усматривает холистическое сверхзнание, коллективный разум? Надо подумать. Минутку.

Пёстрое множество картин Ван Гога связывает нечто общее: художник изображает изнанку Мироздания, как многомерную ткань, текст, структуру, систему систем, факторную картину творения творений творений. Там есть всё: дискретность и непрерывность, динамичность и статичность, мимолётность и вечность, радость жизни и серьёзность бытия. Композиция у Ван Гога всегда гармоничная, красивая и целительная. В его картинах душа может лицезреть вселенскую гармонию, божественную красоту, музыку сфер. И узнать: красиво всё, что естественно. В его яркости и грубых формах нет никакой пошлости, аляповатой безвкусицы.

Гештальты Ван Гога лаконично выражают современные аспекты эпистемологии, системологии и теории сложности. В них можно усмотреть символику таких феноменов, как сложность, синергия, ретикулярность, турбулентность, облачность, текстуальность и гипертекстуальность, фрактальность, трансгрессивность. В картинах Ван Гога символически отражена и биологическая эволюционность: вот шаблонная наследственность портретов и пейзажей, но постоянная изменчивость, вот ветвистость генезиса форм и завихрения фона, вот порядок из хаоса. Наследие художника сперва было непризнанным изолятом генетического разнообразия, но после катастрофы (гибель Ван Гога, а затем катастрофические войны) оно перешло от маргинальности к глобальному доминированию. Аналогично юрская маргинальность млекопитающих и птиц сменилась их неогеновым изобилием. Яркие краски Ван Гога - это фотобиология, мир сигнальных красок. Жёлтый цвет - самый бесполезный, он не поглощается растительными пигментами. Но он активнее всего используется растениями и животными для передачи информации. А у людей жёлтый - самый мощный инструмент: это цвет натурального огня, костров и маяков, фонарей и солнечной стороны.

Ван Гог символически изобразил работу нервной системы. Его корни, сады, пасторали поразительно похожи на нейронные структуры: дендриты, рецепторы, нервные клетки, слоистые корковые структуры. Его завихрения и разветвления похожи на такие психофизиологические процессы, как сенсомоторная координация, восприятие, мышление, память. На автопортретах марево фона - это ноосфера, мириады коннотаций, связующие человека с обществом, языком, миром.



В общем, оказалось, что Винсент Ван Гог безгранично глубок. Стоит того, чтобы ознакомиться с ним очень внимательно.
Tags: герменевтика, изобразительное искусство
Subscribe

Posts from This Journal “изобразительное искусство” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments