antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Движенье мысли Пушкина

ДВИЖЕНИЕ
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.

Александр Пушкин, 1826 г.




Как известно, здесь подразумеваются Зенон, Диоген и Галилео Галилей. Но не только они! Это вообще - гениальный букет ассоциаций. Надо только вглядеться внимательно.

Пушкин закодировал здесь даже собственный портрет. В молодости он любил быструю ходьбу, был безусый и безбородый, подвижный и порывистый, невысокий и тонкий (и мудрый не по годам). И всем этим контрастировал с солидными русскими господами, с их дородным телом и пышной растительностью (и инфантильной логикой). Это сам Пушкин ходит взад-вперёд. Но перед кем? Кто бесконечно мудр и всегда бородат? Не только вельможи, которых ему приходилось убеждать не судить о нём строго.

Тогда во всяком русском доме имелись образа: иконы Бога Отца и Сына, святые угодники, парсуны царей, портреты предков-родичей. А Пушкин был молод, и наделал уже много ошибок в жизни - но и многое переосмыслил. Он провинился перед Богом и был наказан за святотатство. Но стал вникать в священные тексты и проникся их глубиной. Пушкин провинился и перед собственным отцом. Да он был кругом виноват! Однако горячее сердце желало прощения. Пушкин мечтал освободиться из ссылки, переехать в большой город или за границу. Он хлопотал насчёт поездок, намереваясь искать пути бегства через Ригу. Пушкин просит Императора, умоляет друзей, молится Богу. Но движенья нет! И тогда он принимается шаманить, колдовать, заклинать. И осенью начинается движение - как в потревоженном муравейнике.

"Прав Галилей" - это не только физик Галилео, но и Галилеянин. Который был упрямей всех: ведь Иисус Галилеянин не плотничал, а стал проповедовать, набрав галилейских учеников. Он не молчал, а обличал. Он не прятался от угрозы, а явился в Иерусалим, да ещё и привлёк большое внимание. И за это был схвачен и распят. Пушкин такие вещи уже глубоко понимал: ведь он не был ни профаном, ни атеистом, ни богохульником. Он был гений, жадный до смыслов.

Но в Михайловском смысла не было. Гений сходил с ума от тоски (и нищеты). На улице непогода. Зябко. Приходится мерять шагами комнату. Образа в полумраке дома живут своей жизнью: отражают огонёк лампады, свечу в руках. Пушкин шагает. Пол скрипит. Колышутся блики. Гуляют тени по стенам. Потрескивают дрова. Всё имеет свою активность. В Петербурге тоже большое движение. Лишь у Александра Пушкина движенья нет. Жизнь поэта застыла. И застыли в вечной неподвижности мудрые бородатые лики. Из-за которых он, собственно, и оказался в ссылке.

Как вдруг... Приезжает Пущин, без разрешения, ночью. Начинается Восстание. Декабрь 1825 года. Это был крупный вооружённый бунт с крайне опасными последствиями. Он подавлен жестоко. Исправники ловят людей, увозят на расправу. Движется расследование. Весна-лето 1826 года - время приговоров и казней. Разбито, осквернено братство лицеистов. А в конце лета фельдъегерь приезжает и к Пушкину. Сперва показалось, что ему конец. Но Пушкину удалось убедить мудрецов в Москве. И начались положительные сдвиги в его судьбе.

Таким образом, в этом кратком ироничном стихотворении закодирован тот Пушкин, который застрял в ссылке, а также политические потрясения, которые начались после загадочной смерти Александра I. Ведь императоров и королей сравнивали с солнцем. Но именно в тот год Великий Император своё движение прекратил. Александр Первый простыл в Крыму и скончался в Таганроге 19 ноября 1825 года в 10 часов 47 минут утра от горячки с воспалением мозга. (Кстати, при нынешнем ковиде тоже бывает совершенно аналогичная смерть.)

Ещё одно, более явственное истолкование "Движения" - проблема истины. С редкой лаконичностью (и юмором) Пушкин закодировал здесь этот сложнейший вопрос философии. Всё сомнительно, и в тексте, и в мироздании. Вот истина восприятия: в какой мере "ходят" мудрец, солнце и автор, ходики и годы жизни? Что значит "ходить" и "двигаться"? А вот истина историческая: действительно ли был такой случай в Элладе - кто, где и когда в нём участвовал? Есть проблема истины космогонической: движения тел относительны, и солнце не застыло, а мчится по Галактике, увлекая за собой планеты по сложным спиралям. Есть истина конвенциональная. Раз все похвалили мудреца, значит, и ответ его хорош? А что сказали бы нынешние господа? Есть истина отношения, авторского или читательского: кому здесь надо симпатизировать? В чём упрямство Галилея: в том, что отрёкся и покаялся - или в том, что прошептал: "И всё-таки она вертится"?



Но самая скверная проблема - истина источниковедения. К примеру, здесь пишут, что "Движение" впервые опубликовано в альманахе "Урания, карманная книжка на 1826 год для любительниц и любителей русской словесности. Изданная М. Погодиным" (М. с. 155). Однако добавляют, что стихотворение "датируется январём — ноябрём 1825 г." К чему эта ложная точность? Между январём и ноябрём - масса событий, в том числе судьбоносных. Разве весь этот год Пушкин писал свои восемь строк? Достоверен лишь факт публикации. Но вносил ли автор правку в вёрстку? Зачастую это многое меняет. Самым достоверным фактом здесь были бы даты подписания альманаха в печать и выхода тиража. Однако они-то и не указаны. Вдобавок, манускрипт и типографский оригинал использовали "дореформенную орфографию". Поэтому современный автору текст может иметь десятки отличий от текста, современного нам. Так и оказалось!

ДВИЖЕНIЕ,
Движенья нѣтъ, сказалъ мудрецъ брадатый.
Другой смолчалъ и сталъ предъ нимъ ходить.
Сильнѣе бы не могъ онъ возразить,
Хвалили всѣ отвѣтъ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой примѣръ на память мнѣ приводитъ:
Вѣдь каждый день предъ нами солнце ходитъ,
Однакожъ правъ упрямый Галилей.
А.Пушкинъ


Просмотр оригинальной страницы альманаха даёт нам целый ряд экзистенциальных откровений. Оказывается, была загадочная запятая после названия и точка после автора. А точку с запятой Пушкин здесь не использовал. Слитно написано "однакожъ" - и появляется у Галилея "одна кожа" (коннотирующая со стигматами Христа и худобой аскетов).



Обратим внимание, насколько архаичным и религиозным кажется размещённый выше стих Мерзлякова. Однако именно такой и считалась подлинная поэзия. А элегантная простота Пушкина тогда казалась для пиита необычной и неподобающей. Плюс его испорченная репутация! Пушкин всего этого стыдился, остро переживал из-за негативных и несправедливых откликов. Но упрямо отстаивал собственный стиль и добивался публикаций.

Оказывается, в те времена типография использовала трёхногую букву Т, которая при такой печати делается неотличимой от Ш. А на концах слов похожи ер и ерь. Поэтому читать надо медленно и внимательно. Иначе весь этот текст шамкает, как старушка: "Другой примѣрь на памяшь мнѣ приводишь". При этом ни одной буквы Ш наШ ПуШкин здесь не использовал! А вдруг это случайность? Неужели Пушкин мог столько всего спрятать в немудрящем анекдоте? Разумеется: ведь он был гений и писал здесь про замысловатые ответы, упоминая величайших мыслителей. Значит, и сам обязан быть замысловатым. Да и статистически такое распределение не может быть случайным.

Очевидно, Пушкин намеренно прошерстил этот текст, чтобы передать шорохи деревни, но именно в скрытой, зашифрованной форме. И ключ шарады заключался в полном отсутствии Ш: остроумный читатель мог понять, что раз такой буквы нет, надо попробовать заменить на неё все трёхногие Т. И тогда обнаружится любопытная закономерность: "шамкают" все строчки про старое и сомнительное. А пятая и последняя строки - звучат звонко, молодым и уверенным голосом. И в них выражено мнение самого Пушкина, его дерзость, его магия.
Tags: пушкинизм
Subscribe

Posts from This Journal “пушкинизм” Tag

  • Онегин и Ленский на пасторали Джона Петти?

    ВНЕШНИЙ СЛОЙ В школе мы писали сочинения "по картине Репина", и это было труднее всего. Не имея должных представлений об анализе и доступа к…

  • Рождение и рифмы

    Пушкина однажды спросили: - Пушкин, ты когда родился? - В мае. Запиши - 26.05.1799. Я майский, чай - как майский чай! - Пушкин, что ты маешься? У…

  • Бакенбарды Царь-Пушкина

    Если приглядеться, у Царь-Пушки и Пушкина есть очевидное сходство. Разумеется, проницательное окружение Пушкина это должно было подмечать. 1. У…

  • Песня "Это всё" - скрытый смысл

    Мне казалось, что песни "ДДТ" - это чистая поэтика, лишённая шарад и криптологии. Ошибся. Применив литературную антропологию, выяснил скрытый смысл:…

  • Пушкин и цензура

    Николай Первый в сентябре 1826 года при личной, длительной и доверительной аудиенции обещал Пушкину, что сам будет его цензором. Наивный молодой…

  • Что делал Пушкин на Пушкинской площади

    Его почему-то не задержали. А ведь Пушкин был в некотором роде номинальным организатором. Он с интересом посмотрел ваш гонконгский перформанс с…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment