Помнится, в наше время был популярен сувенир "Чёртик дразнящий" (чугун, голландская сажа, литьё). Он стоял на шкафах, полочках, прикреплялся к мотоциклам. Изделие это производил Каслинский завод архитектурно-художественного литья (г. Касли Челябинской области) и КЛМЗ в г. Куса Челябинской области. (Вот где был настоящий "хеви метал".)
Как утверждают на Каслинском заводе, большую скульптуру чёрта, показывающего нос, впервые сделали для Всемирной выставки 1900 года, когда в Париж привезли целый "чугунный павильон" - около полутора тысяч образцов художественного литья: скульптуру, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, письменные приборы. Уральские мастера прославились тогда искусством превращать неподатливый мрачный чугун в материал для изящной скульптуры. Скульптурный чёрт среди прочих экспонатов тоже имел успех. Вероятно, он воплощал дух гоголевских произведений ("Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Нос").
В 1970-е годы при участии скульптора Г.А. Астафьева в Касли была создана технология массового производства фигурки "Чёртик дразнящий", которые стали выпускать большими тиражами по небольшой цене (около трёх рублей). В стране воинствующих атеистов их охотно раскупали и раздаривали.
Объективный взгляд позволяет идентифицировать эту скульптуру как профессионального борца. Он принял эффективную стойку, провоцирует, отвлекает, чтобы быстро провести бросок. Такой низкой техникой не владели ни сильные люди, ни даже любители дворовой борьбы. Такой специалист имел преимущество и был опасен. Возможно, имелся натурщик-прототип: конкретный спортсмен с профилированным лицом. Также не исключено, что популярность каслинского чёртика стала теневым фактором политического продвижения мастеров борьбы.
Рогатые люди - не нонсенс, они существуют в природе - как носители различных новообразований. Обычно это синдром cornu cutaneum ("кожные рога"). Если кожные рога образуются на своде черепа у старух, это привлекает внимание. Однако такие кератиновые образования могут вырастать по всему телу, даже на гениталиях или внутри ноздри, причём и в молодом возрасте. Возникают и другие кератиновые и костные патологии, обезображивающие внешность. Их обычно стигматизировали, считали следствием греха и дьявольским наваждением.
https://en.wikipedia.org/wiki/Cutaneous_horn
The lesion at the base of the keratin mound is benign in the majority of cases. Malignancy is present in up to 20% of cases, with squamous-cell carcinoma being the most common type. The incidence of squamous-cell carcinoma increases to 37% when the cutaneous horn is present on the penis.
Доброкачественное разрастание "корну кутанеум" уродует внешность, вызывает боль, мешает спать, перерождается в злокачественную форму. Очевидно, при этом изрядно портится и характер. Заболевание редкое, но можно прикинуть, что за всю историю сотни тысяч людей "отращивали" ярко выраженные рога, имели скверный старческий характер, пугали детей, подвергались травле и совершали какие-то встречные акты насилия. (Историческое человечество насчитывает порядка 100 млрд, а патологическая рогатость возникала не менее 0,000001%, т.е. сотен тысяч.) Логично предположить, что именно носители "корну кутанеум" и стали прообразом чёрта. Однако с этим трудно согласиться. Чёрт, Дьявол, Минотавр или восточные рогатые демоны - слишком выпуклые и мощные персонажи, чтобы возводить их к несчастным старикам, страдающим от новообразований или дисплазий.
Гораздо проще связать этот архетип с культурными феноменами. Люди постоянно оперировали рогами животных. Широко использовались рогатые шлемы для устрашения противника. Довольно популярны были (и остаются) рогатые головные уборы. Нередко делали причёску в форме рогов (бараньих или острых).
Настоящими чертями казались зрелые мужчины, сильные, жестокие дикари, с лысиной и космами на висках. Таким образом, можно считать, что прообраз чёрта - это сильный, жестокий и хитрый человек, а гештальт рогов создавали волосы либо какой-то артефакт. Поэтому в истории были миллионы случаев, когда люди испуганно сообщали, что видели "рогатого человека". И это закрепилось в языковой и изобразительной культуре. Однако, такой аргументации недостаточно, чтобы закрыть тему "прообраз чёрта". Человек всё-таки остаётся обычным, а не сверхъестественным существом.
Есть ещё один объект мира, который наилучшим образом вписывается в атрибутику чёрта. Это существо огромное, подземное, рогатое, зубастое, богоподобно странное и абсолютно мёртвое. Костяк выглядит таким расплющенным, будто Господь сбросил его с огромной высоты или растоптал. Такие кости находили работающие рудокопы, строители, землекопы, земледельцы и просто бродяги по берегам рек. Найденные гигантские рога, зубы и окаменевшие кости, а также подземное или пещерное происхождение - всё это наводило на мысль, что найден некий бес из преисподней.
Сейчас мы знаем, что это были останки вооружённых рептилий - таких, например, как, трицератопс, стиракозавр, стегозавр, карнозавр, цератозавр. Громадные выросты имели и некоторые млекопитающие: Arsinotherium, Bison latifrons, Mammuthus, Coelodonta, Elasmotherium etc. Этот бестиарий хорошо известен - но лишь благодаря скрупулёзной и систематической работе палеонтологов. Обнаруживаются ведь не "музейные скелеты", а фрагменты окаменелостей, замурованные в отложения. В старые времена никто не расчищал костеносную брекчию, и не ставил языческое идолище в музеум. Однако острые рога иногда брали и продавали в качестве курьёза или предмета хтонического культа. Находки эти вписывали в соответствующую мифологию и мораль, и обозначались как драконы, черти, бесы, дивы из преисподней, а может, допотопные чудовища, исчадия сатаны, гиганты-пророки и т.п.
Нетрудно догадаться, кто из этих чудовищ был самый двуногий и смертоносный, кто был (в силу орнитоморфности) наиболее интеллектуальный и способный пережить превратности Мел-Палеогенового рубежа, а затем существовать в качестве редкого крупного хищника. Группа Averostra была весьма обширна, и некоторые её представители (птицы) успешно эволюционировали в Кайнозое. Форорациды (Phorusrhacidae) почти не отличались от меловых орнитоморфных динозавров. Среди обширного кайнозойского разнообразия наверняка существовали "чёртоподобные" формы. Даже в современной биосфере за чертей принимают казуара, с его убийственными когтями и рогоподобным гребнем, гарпию или филина. Невежественные землекопы могли принять за "типичные" рога деформированный клюв или когтистые конечности окаменевшего "чёрта".
Все эти рассуждения вполне логичны, просты и даже не новы. Эпистемологическая проблема в другом: оценить, как присутствие в биосфере гигантского орнитоморфного хищника действовало на нервы разумных гоминид и какое влияние этот фактор оказал на культурогенез. Научно провести такую оценку практически невозможно, потому что 1) нет прозрачных и объективных сведений; 2) мифопоэтические представления и сакральные аттитюды вокруг двуногого рогатого объекта сохраняются по сей день, и похоже, сила их только нарастает; 3) палеонтологический бестиарий тоже опирается на коммерческую мифопоэтику научной и медийной сферы, весьма богатую и устойчивую.
Journal information