antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Монумент "Возрождение Африки" - культурологический импакт

На морской окраине Дакара стоит монумент "Возрождение Африки". Он сооружён в 2010 году. Высотой 52 м, он гораздо выше, ибо стоит на вершине холма Мамель. На соседнем холме расположен маяк. Это Зелёный мыс, крайняя точка Африки. Монумент символизирует «Африку, выходящую из глубин земли, оставляющую мракобесие на пути к свету.»
https://fr.wikipedia.org/wiki/Monument_de_la_Renaissance_africaine



Строительство велось в 2002-2010 гг. Его курировал президент Сенегала Абдулайе Ваде. Африканцы жёстко критиковали высокую стоимость (до 23 млн. евро) и то, что менеджмент строительства поручили северокорейской фирме. Проект сочли фараонским китчем и приветом из бывшей метрополии. Феминистки оскорбились, что женщина выглядит, как утопленница. Сенегальцы вышли на демонстрации, оппоненты требовали отставки президента. В 2012 году Ваде стал бороться за третий срок президентства (предусмотрительно внеся поправки в конституцию) и даже сумел организовать второй тур выборов. Однако победить не получилось. В тот момент ему было уже почти 90 лет, вдобавок, Африка перенесла политический кризис "Арабской весны". Тем не менее Ваде остался у руля правящей партии. Вообще государства, называемые народной республикой или абсолютной монархией, на практике мало чем отличаются. Неплохо бы ввести термин "президент-король", чтобы проще обсуждать геополитические вопросы.

Проект монумента создавал Вирджил Магерусан (Virgil Magherusan), румынский скульптор и французский гражданин. Он родился в 1950 году в Бухаресте, окончил Институт изящных искусств (1979). Приобрёл репутацию монументалиста, выполнял работы по заказу правительства Чаушеску. После падения которого бежал во Францию, где стал художником армии. Ваял лошадей, военных, а также эротическую скульптуру. Его свободное творчество кажется своеобразной смесью Лансере и Сюрреализма.
https://fr.wikipedia.org/wiki/Virgil_Magherusan
https://virgil-sculpture.fr/



С африканской стороны монумент создавал Пьер Гудиаби Атепа. Он был президентом Сенегальского ордена архитекторов и Союза архитекторов Африки и советником президента Абдулая Вада по вопросам архитектуры, «официальным художником Короля-Солнца» с 2000 по 2012 год.
https://fr.wikipedia.org/wiki/Pierre_Goudiaby_Atepa

Постройкой монумента занималась северокорейская Мастерская Мансудэ (руководителем которой на тот момент считался Ким Чен Ир).
https://fr.wikipedia.org/wiki/Atelier_Mansudae
Это крупнейшая официозная организация, производит монументы и значки с изображением правителей. Корейцы получили от Сенегала не столько живые деньги, сколько территорию под бизнес-застройку (около 40 га - возможно, чтобы переселить туда кое-кого из элиты).
Сенегальцам, конечно, не могло понравиться столь активное присутствие самого радикального и военизированного коммунистического государства. Особенно в условиях гибридной войны Запада против Африки 2010-х, внешняя сторона которой известна как "Арабская весна" и проявлялась леворадикальными бунтами. В Сенегале не стали устраивать крупные боестолкновения, но к февралю 2012 года профинансировали активистское движение «Y’en a marre» («Мы уже сыты»), которые громко заявляли о своей "весне" и устраивали демонстрации против правительства Вада и его переизбрания.

Этот монумент - интересный культурологический казус. Во-первых, памятник изображает якобы африканскую семью и символизирует возрождение Африки. На самом деле он отчуждён от Африки, потому что сооружён на самой западной оконечности континента, вдобавок на краю полуострова и мыса. Его скульптуры тоже как-бы отрицают Африку: повёрнуты спиной и устремлены на северо-запад, к Америке и Европе. Родители словно показывают ребёнку, как там хорошо. Он тоже тянет туда ручонку: вырасту и постараюсь доплыть. Некогда из Африки на Запад вывозили рабов. Причём работорговлю организовали сами африканцы: это был древний прибыльный бизнес и в пиратском Магрибе, и на восточном арабском побережье, и на западе, и южнее Сахары. Однако в ХХ и XXI веке африканцы плыли в Америку и Европу уже по своей воле, за хорошей жизнью. Скульптуры монумента действительно напоминают беженцев на плоту, а женщина кажется извлечённой из воды.

Во-вторых, скульптуры изображают не африканцев. У них другой хабитус и антропологический тип. Это скорее европеоидные атлетоиды, нежели поджарые нилоты. Монумент совсем не похож на традиционную африканскую скульптуру - куда больше он напоминает советские героические памятники. Но ведь в Африке своя традиция резной скульптуры и маски, причём интереснейшая и древнейшая, уходящая корнями к Прародине человечества.



В-третьих, монумент не похож на семью, тем более - на семью африканскую. Мужчина держит ребёнка и женщину, словно какое-то оружие. Здесь не видно взаимного внимания и типично африканской проксемики.

Разумеется, африканцы уловили чужеродность этой символики и были оскорблены. Однако монумент интересен не только этим. Наш человек сразу заметит, что это аллюзия на крупнейший монументальный комплекс ХХ века - памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, сооружением которого руководил великий советский скульптор Евгений Викторович Вучетич (1908-1974). Вучетич родился на Днепре (в Екатеринославе) и был советским гражданином, однако с европейскими корнями. Его отец, Виктор Вучетич - серб из Черногории; мать, Анна Датченко, имела французские корни. Кстати, высший разум Яндекса тоже видит сходство этих сооружений.



Вирджил Магерусан, как монументалист Социалистической Республики Румынии, разумеется, высоко ценил монументы на Мамаевом кургане. А как профессионал он должен был оценить всё грандиозность трудов Вучетича, творческих, архитектурных и организационных. Но это ещё не всё. Вероятно, Магерусан ощущал своеобразное родство с Вучетичем, имевшим французские и сербские корни. Он ведь неспроста осел во Франции и добился там солидного статуса среди военных. Да и внешность у него не типичного румына, а скорее, серба или черногорца. Очевидно, работая над проектом "Возрождение Африки", Магерусан намеренно старался оказать честь Вучетичу.

Открытие памятника "Возрождение Африки", запланированное на 12 декабря 2009 года, было перенесено на 4 апреля 2010 года, чтобы приурочить торжества к 50-й годовщине независимости многих африканских государств и к национальному празднику Сенегала. Памятник был открыт президентом Ваде в присутствии глав двадцати африканских государств, второго человека в правительстве Северной Кореи, а также влиятельной делегации правительства Франции. Очевидно, в те самые дни, когда бывшие африканские колонии раздражали свои бывшие метрополии кичливой независимостью, и было принято решение начать межконтинентальную гибридную войну. Её операции начались через год, не считая подготовки и теневых событий.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Арабская_весна
Началом Арабской весны считают 17 декабря 2010, когда произошло самосожжение в Тунисе. Затем свершилось ещё несколько таких ужасающих актов.
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_political_self-immolations#2010s
Безвестные специалисты по манипулированию организовали эту волну, определённо, глядя на монумент "Возрождение Африки". Ночью он красиво подсвечивается, и скульптуры кажутся охваченными сплошным огнём. Поэтому в качестве культурологического оружия избрали именно акции самосожжения. Разработать такую суггестию - большой челлендж.

Отсюда следуют такие выводы. Не надо слушать всяких урбанистов, требующих пригласить на российские конкурсы экстравагантных зарубежных скульпторов. Весьма возможен негативный культурологический импакт. Не надо слушать всякие свободолюбивые голоса из темницы, которые играют на алчности толпы. Они суггестируют ложную связь: конструктивную деятельность показывают как деструктивную, любую постройку ассоциируют с "растратой народных денег". Это классическая технология, давным-давно отработанная так называемая "демагогия", в буквальном смысле этого слова. В эпоху ноосферных войн можно сделать опасным, очернить любое действие: и разрушение, и сооружение, и недеяние. В данном случае африканцы сперва получили культурную оплеуху: символ их свободы создавали сенегальский фараон, архитектурный князь, француз-империалист и восточный диктатор. А затем они получили военно-политический удар, который был спровоцирован этим самым китчем. Планируя масштабную атаку, монумент сделали спусковым крючком культурологического оружия. И здесь вряд ли есть ошибка post hoc ergo propter hoc. Слишком хорошо сходится хронология.

Вообще с памятниками надо обращаться почтительно и аккуратно. Великие монументы и даже малые памятники - вовсе не мёртвая материя, а мощные эгрегоры национальных квази-религий, центры негативной энергии. Их осквернение, демонстративное неуважение, торопливый снос порождают большие возмущения в ноосфере, в менталитете, в головах влиятельнейших людей - а это в дальнейшем выливается в политические кризисы. Есть много примеров. Продолжение следует.
Tags: культурология, монументы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments