Настоящий доктор погиб. Он тоже был клоун. В память о нём я покупаю плоские персики. Но был и тот, о ком покупаются круглые. Он давно перестал быть персиком, а сделался - этаким фруктом. Восхищение, обаяние, круг общения, луч сияния. Он общается со мною, но я - не отвечаю. Увы. Раньше мечтал об этом, теперь наоборот. Он играет со мной, а я молчу. Просто не знаю, что ответить. И нужно ли это делать. Ведь всем мама говорила, что общаться с незнакомцами запрещено. Этот человек, конечно, знакомец, и даже прекрасный знакомый. Однако я его совершенно не узнаю.
Думаю о нём непрерывно двадцать лет, но ничего так и не придумал. Он кажется глупым и дьявольски проницательным, родным и чужим, добрым и опасным. Красивый и страшный. Страшнее любого незнакомца. Даже вашего едросного оперативника с дубинкой, побежавшего на провокацию, роняя тапки. Я оценил его очковую прыть на у912 баллов из тысячи. Ремни безопасности всегда говорили мне, что оперативность это главное - в их, в ихнем, в ихнешнем авантюрном мире. Повидал немало таких инструкторов. Но ведь иногда пригождаются и тормоза - не только газы бывают нужны, извините за выражение. Не только акселераты, но и дегенераты. Поэтому я отвечаю всем анти-оперативно, нескоро, неохотно. Зря злитесь.
Больше всего жалею, что не узнал его. Что он так и остался для меня незнакомцем. Такая карма, заклятье, магия судьбы. Магия почти не действует на технику, только на природные объекты. Маг может повалить шквалом деревья, ударить молнией в черную рожу, перевернуть лодку. Или сломать ногу кулачному мерзавцу. Но техносфера от этого ничуть не страдает. Она так сильна, что почти не замечает природных трагедий. Деревья распилят, кирпичи соберут, ногу сошьют новую. Техносфера показывает катастрофу в СМИ и выкатывает счёт страховщику. И продолжает идти своим путём. В техносфере силу имеет не магия, но механика, техника, ухватки и захваты. Да будет деятельность! Существует, конечно, и особая техносферная магия. Но она предусматривает конкретные и техничные действия. Созвонился, завёлся, выполнил алгоритм, попал в цель. Главное - суету навести в сети.
Техника - мир прочный, сверхпрочный, железный. Природа - мир мягкий, чувствительный, живой. Информация - мир чёткий, резкий, быстрый, гиперболически крутой. А магия - тонкий мир, старый, дряхлый. Он не может сокрушать железные конструкции. Даже если рухнут крупнейшие небоскрёбы - в одночасье, таинственным образом, техносфера всё равно не пострадает. Она залечивает раны быстрее, чем вырастает айлант. И трагедию забывают. Техносфера заставляет её забыть. У неё - силища.
В электронном мегаполисе и киберпространстве возникла своя магия, построенная на трафике, алгоритмах, массовой слежке и других факторах. Архаичный маг в мегаполисе бессилен, как и могучий палеолитический охотник. Духовность это взаимодействие с хорошо знакомыми. Со старыми знакомыми. А в электронном городе и киберпространстве все - незнакомцы. Даже если знаешь имя и функционал, всё равно большая часть жизни этих экторов - неизвестная, приватная. Поэтому самыми знакомыми неожиданно становятся давно умершие писатели, мёртвые поэты, с которыми довелось сблизиться в раннем детстве. Какая-нибудь Муха-Цокотуха, услышанная в колыбели. Трудно поверить, что это магический текст, где борются Мускарин Вельзевулович и Арагог Арахнович, и что он написан крупнейшим герменевтом, литературоведом и политическим журналистом, двухметровым силачом с диким взором, фамилия которого апеллирует к корням культуры.
Но я не про Фому, а про Ерёму. Для которого я сам - такой же мёртвый поэт, автор пыльных текстов, которые он изучил вдоль и поперёк, вглубь и вширь, пенетрировал и препарировал, и даже написал квалификационную работу: "Воронка вероломности в мировом океане бесчестия".
Литература - вот подлинное "Общество мёртвых поэтов". Наше наследие, которое наследили опочившие. Только с их душами и можно пообщаться по душам. Только спиритические визиты у раскрытой книги и бывают по-настоящему близки. Именно про это песня "Орёл, телец и лев" группы "Аквариум", кажется, 1986 года.
Ах, нет, враки. Ошибка одной секунды. А по здравому минутному размышлению стало понятно: БГ был недостаточно книжным, чтобы ему являлись Сирин, Толстой и Пушкин. Совсем другая компания собиралась у него табачными вечерами. И эта песня вовсе не отсылает к евангелистам. Нет релевантных ассоциаций. Композиция "Орёл, телец и лев" посвящена техносферным объектам, которые, впрочем, казались в середине восьмидесятых волшебными помощниками (даже Стругацкие про это писали).
Криптология оказалась несложной:
О-РЁЛ-ТЕ-ЛЕЦ-И-ЛЕВ ТЕЛЕВ ТЕЛЕФ
ТЕЛЕВИЗОР ТЕЛЕФОН И ОРЁЛ РАДИОВОЛН
Ergo:
Это песня про средства массовой коммуникации. Телевизор, телефон, радиоприёмник. В середине восьмидесятых появилось много интересного контента, особенно с лёгкой руки Севы Новгородцева. Этими передачами просто упивались. А телефонный звонок, чуть слышный голос в затхлой эбонитовой трубке, мог кардинально изменить жизнь. К лучшему, разумеется, к лучшему. Восклицательный знак.
https://www.youtube.com/watch?v=uIR5Yhj2hBI
Ох, как идёт время, как поседели бороды этих ходячих анекдотов...
https://www.nashe.ru/news/bg-vspomnil-ob-orle-teltse-i-lve
Мы с ним - не ровесники. Но мы - ровесники времени.
Прощай, моя витаминная морковь сорта Артек;
засим остаюсь ваш преданный друг и почитатель -
Картофель Бататович Лорх.
*Надо этот текст удалить. Завтра же.
Journal information