«Нос» — сатирическая абсурдистская повесть, написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1832—1833 годах.
Идея повести:
С одной точки зрения, нос в повести символизирует бессодержательную внешнюю благопристойность, имидж, который, как оказывается, вполне может существовать без всякой внутренней личности.
С другой точки зрения, повесть представляет собой написанную в форме фантастической аллегории историю борьбы конкретной личности (принявшей форму носа) за своё достоинство и неприкосновенности.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нос_(повесть_Гоголя)
Вызубрите это и повторяйте. Иначе выпускное сочинение вам не сдать.

Было бы гораздо спокойнее, если бы Гоголь снабдил повесть "Нос" подзаголовком "Статский советник. Политический детектив". И расписал бы такой сюжет: загадочный Сыщик расследует кровавые преступления Боевой группы революционеров. К расследованию подключается петербургский князь, глава департамента. Неожиданно выясняется, что Князь ведёт двойную игру в карьерных интересах. Он вербует схваченного члена боевой группы, Офицера. И давно уже завербовал главную помощницу, Модистку. Князь манипулирует лидером Боевой группы, Брадобреем, посылая ему интригующие письма в хлебе. Брадобрей фактически стал агентом Князя. Их покрывает обер-полицмейстер. В финале все злодеи гибнут от Божьей кары, а Сыщик разоблачает преступные связи. Он получает орден, должность обер-полицмейстера и прогуливается по Невскому.
Ещё спокойнее нам, если бы Мікола Яновський поставил на обложке не "Ганц Кюхельгартен", не "Соч. В. Алова", и не второй псевдоним свой "Н. Гоголь", а заменил бы все буквы, гадая на картах. Тогда вместо Г.О.Г.О.Л.Ь получилось бы - А.К.У.Н.И.Н. Остаётся добавить "Б" - для любителей Буквы, то есть литеры литератора литературы. Получился отличный псевдоним. Всё! Остаётся набивать карманы гонорарами и жить в Германии.
Если бы Гоголь так поступил, то никаких вопросов. Однако литератор оказался, прямо скажем, чудаковат... Он почему-то решил, что повесть про тайную полицию и загадочных шпионов должна быть тоже таинственной (sic!), загадочной и содержать какую-нибудь шараду. Николай Васильевич полагал, что читатели детективов в самом деле обладают детективной проницательностью и любят скрытые смыслы. Какая наивность! Он и не подозревал, что язык детектива должен быть прямолинейным, сухим, банальным, без лирики и сюрреализма. А если затеял шпионский детектив - то чтоб никаких там шифров, ребусов, загадок. Побольше курева, спиртного, брани и пистолетов. И чтобы в финале вышел Deus ex Machina указал на врага и подытожил: предаёт всегда самый ближний. Таковы законы жанра. За это, собственно, детективы и разрешают печатать.
И ведь Гоголя об этом предупреждали! Сам Пушкин говорил ему: "Будь проще - и люди к тебе потянутся. Пиши, брат, понятнее, короче. Лонгриды сейчас никто не читает." Великие романисты, правоведы, философы в один голос твердили: "Публикация не должна быть длиннее 140 знаков!" Но Гоголь оказался упрямцем: писал длинно, вычурно, старомодным языком XIX века. Поэтому книги его не продавались, пьесы не ставились, а сюжеты навек остались неразгаданными. И этот великий писатель умер в нищете. Такая вот ирония судьбы. Шутка! А может быть, и не шутка? Кто их знает, этих литераторов. Нельзя исключать, что автор миллиардных тиражей Н.В. Гоголь действительно жил в бедности и умер в нищете. Надо бы заглянуть в его биографию...
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гоголь,_Николай_Васильевич
Ну а пока кто-нибудь заглядывает в его биографию, поспешим сформулировать идею. Причём покороче и попроще, чтобы не погнушался даже Твиттер. Итак:
Гоголевский "Нос" - это повесть про нюхача (ищейку), вербовщика и шпионскую ячейку. Это не абсурдизм, а стеганография.
Всё. Здесь даже разнюхивать ничего не нужно. Достаточно прочесть оба текста.
Как говорится, имеющий очи да видит.

Подробности - в следующий раз.
Journal information