antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Орнитология Набокова: Цинциннат и Cyanistes cyanus

Это не для чтения. Справочные материалы. Кто не в книжной теме, ничего не поймёт.

Сон в руку. В гоголевской атмосфере, в какой-то усадьбе живёт подросток. У него любимец - петух. Когда вырастает барчук, петуха должны зарезать. Он утешает себя, что такова жизнь. Так у всех, и это не больно. Он прощается с петухом вечером, после отбоя, когда выключили свет. Барский усадебный дом ночью выглядит будто казарма. Молодой барин утешительно склоняется к груди петуха. В этот момент в спину птицы вонзается кинжал. Барчук ложится спать. Просыпается за полночь. Он печален. Где петух? В супе? А где тогда суп из петуха? Две девочки уже разговелись, и бульон так их околдовал, что они кружатся в сомнамбулическом танце. Парень сидит на кровати в полумраке. Волосы зачёсаны назад. Он похож на Майкла Йорка. Точнее, его играет молодой Майкл Йорк. Это фильм. По мотивам, кажется, Гоголя. Возможно, спин-офф про молодого Плюшкина.

Гоголь очень ревнивый. Он тяжёлый некромантический маг. Никто не нагоняет таких сюжетных и страшных снов. Я просыпаюсь, и через мгновение уже знаю, что это за петуха зарезали, и кто этот Майкл Йорк. Язык наш - враг наш.

Это я заснул под фильм "Птица-Гоголь". И он приревновал. Гоголь ревнует к Сирину. Он побаивается хищной ястребиной совы, но может её утопить. Этот демон стократ разрушительней.

Парфёнов хорошо разгадал и показал, что Гоголь - это огромный серый призрак, ломающий крыши. Никто не способен оценить, сколько морока он навёл на те миры, где побывал.
---------------------------------------------------
Взять к примеру: «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка». Санкт-Петербург. Печатано в типографии А.А. Плюшара. 1832.

Ага, вот и Плюшкин появился! Видать, скуп на гонорары был этот Адольф Плюшар - особенно в адрес какого-то провинциала, 23-летнего коллежского регистраторишки Миколы Яновского. Даже на обрывок бумажки он скупился. Но всё же издал, и на том спасибо. За это Гоголь посвятил Плюшкину самую значительную главу "Мёртвых душ", сразу направив Чичикова именно туда.

Но речь не про него. Гоголь зашвырнул Чёрта в Петербург, как бы в качестве шофёра Вакулы. Рудый Панёк означает "красный начальник". Небольшой, но начальник. Если проанализировать эту сказку как следует, можно многому ужаснуться.
---------------------------------------------------
Николай Васильевич Яновский никаким Гоголем не был. Это псевдоним, взятый за сходство с птицей (из того пруда, где он утопил кошку). Кукольник это подтверждает, да и документы тоже. Гоголь похож на гоголя. Но только для тех, кто знает, что это за гусь такой.



---------------------------------------------------
Сирин учился у Гоголя, клевал его, но и уважал. Его первая литературоведческая работа в США - чудовищный памфлет "Николай Гоголь", натуралистическое и зоологическое эссе. Оно начинается сценой, где Гоголю на нос прилепляют пиявки, и они лезут к нему в рот. На самом деле Сирин описывал птицу гоголя, которая кормится в пруду. А пиявки присасываются к клюву. Но птица их поедает.
-----------------------------------------------------
Зарежут вашего петуха, как пить дать. Не дадут спокойно помереть от ковида.

Все эти мысли пронеслись в первую минуту сатори.

Ещё минуту спустя, я разгадал, кто такой Цинциннат. Это чудовищно сложная шарада, которую не мог я решить 30 лет.
------------------------------------------------------
"Приглашение на казнь" - ассоциативный коллаж, постмодернистская шахматная задача. В то время этот подход был ещё редкостью. Им овладели художники-сюрреалисты, но не литераторы. Набоков написал сюрреалистический конструкт. Каждый персонаж в нём имеет множество прототипов, представляет собой объёмную шаровидную головоломку из множества резных деталей.
---------------------------------------------------
Есть несколько секретов личности Сирина, малоизвестных и парадоксальных.

1) Набоков довольно плохо рисовал по причине координации. Но обучался рисованию, общался с выдающимися художниками, ценил живопись, владел техникой биологического рисунка. И в общем, знал в этом толк. И применял. Сирин был большой художник, только не масляными красками, а словами. Его произведения - это холсты, но многомерные, многотканые, сложные, как живые персидские ковры.

2) Набоков многие вещи остро любил - и одновременно презирал, ненавидел. В том числе читателя своего. Да и самого себя! Это выражено во всех его текстах.

3) Внешний слой всех его текстов, где отражена "реальность", происходящее, действия, это всегда вымысел, шарада, игра с читателем. Это указатели на то, что происходит внутри психического мира автора. Так называемые "художественные воспоминания", которыми якобы полны произведения Сирина-Набокова, это сплошь игра в ассоциации. Можно сравнить с утком ковра, на котором соткан узор.

4) Владимир и Вера Набоковы создали множество мифов "о Набокове", а журналисты, редакторы, литературоведы их развивали из профессионального интереса. Есть миф, что Набоков был лепидоптерологом. На самом деле он поступил в Тринити-колледж на бакалавриат, и пока учился на зоолога, посещал программу зоологии позвоночных. Это очень далеко от насекомых. Секрет здесь в том, что Набоков усвоил основы сравнительной анатомии, эмбриологии, и затем применял их и в книгах, и в энтомологических штудиях.

5) Набоков хорошо знал птиц. Ещё с петербургских времён он их наблюдал и распознавал, а в колледже усилил это знание. Сирину особенно важны были птицы, потому что он взял пернатый псевдоним. Самоидентификация плюс образование. Он пишет про Тринити пренебрежительно, но на самом деле первые полгода были чрезвычайно волнительными для молодого беженца, и он занимался теорией очень старательно. А зоологи в те времена придавали птицам огромное значение. Набоков вплетал птиц в свои тексты в зашифрованном виде. Но поскольку все думали, что там могут быть только бабочки - это оставалось незамеченным. Это главный из фактов.

---------------------------------------------------------------

Cockerell's marathon impersonation of Pnin in the novel's final.
Какое ужасное откровение... Этого петуха действительно зарежут. Cockerell & Puffin. Когда брат вытянулся, он превратился из чистика в снайпа. Что за чудовищный шаман: весь мир завернул в пергамент.

---------------------------------------------------

Ах да, Цинциннат. Я правильно разгадал, что главная линия "Приглашения на казнь" - пренатальная. Это работа из области перинатальной антропологии. Огромная тюрьма - утроба.

У Набоковых была великая семейная проблема. В марте 1933 года Вера потеряла работу, потому что еврейскую фирму разгромили. Нацизм, антикоммунизм, антисемитизм и безработица набирали силу. Для русских евреев в Германии это было катастрофой. Летом Вера забеременела. Рожать было нельзя. Её было за тридцать, очень узкое тело. Вокруг враждебная атмосфера. Надо было делать аборт, причём криминальный. Как в фильме "Кабаре". А Набоковы не хотели. Они росли в больших семьях, но сами детей не завели. Им остро хотелось ребёнка. И ужасно не хотелось его убивать. Сирин страшно переживал. Он представлял, как нож акушера разрезает эмбрион, приговорённый на казнь только за то, что появился, и что об этом узнали. Отсюда странный термин "гносеологическая гнусность". Тюремщики - РОДион и РОДриг. Адвокат, жалкое оправдание зачатия - РОМАН. Мать Цинцинната - акушерка. Жена - похотливая Марфинька и её генеалогическое семейство, пришедшие с визитом в камеру - это тоже репродуктивный символ. Там их много, почти на каждой странице.

Набоковым буквально приказали делать аборт. Но они сопротивлялись. Да и не имели денег даже на операцию. И риск имелся не меньший. Решили, будь что будет. Тогда Сирин мучился мыслью, что плод застрянет при родах, и его придётся расчленять. Отрежут голову петлёй. Эти переживания он стал извергать на бумагу, когда Вера находилась в роддоме. Затем понял, что если скомбинировать много слоёв, получится неплохая книга. Вот хронология.

1934
May 10: The Nabokovs’ only child, Dmitri, is born.
June: Nabokov breaks off writing the long “Life of Chernyshevsky” excursus in Dar to write the anti-totalitarian novel Priglashenie na kazn’ (Invitation to a Beheading).

Есть более подробные свидетельства, что начал он писать именно в начале мая. В "Приглашении на казнь" нет никакой тоталитарности. Абсолютно. Это разве что диктатура взрослых людей в отношении нарождающегося человека. Плод чувствует, что его убьют. Изменяется трофический режим и общие условия. Организм матери противится аборту, а личность настаивает. Этот конфликт порождает гормональную бурю.
---------------------------------------------------------------

Набоков знал репродуктивную биологию, эмбриогенез, родовспоможение - не слишком хорошо, но достаточно, чтобы воображать и трепетать.

Мать Цинцинната, Цецилия Ц. - это очень странный персонаж. Она акушерка. Цинциннат не хочет её видеть. Она ведёт себя не как мать. Говорит полную чепуху. Вторгается в камеру.

В полдень явился Родриг Иванович.
- К вам пришли, - сказал он, - но я сперва хотел узнать...
- Кто? - спросил Цинциннат, одновременно подумав: только бы не теперь... (то есть только бы не теперь возобновился стук).
- Видите ли, какая штукенция, - сказал директор, - я не уверен, желаете ли вы... Дело в том, что это ваша мать, - votre mere, parait-il.
- Мать? - переспросил Цинциннат.
- Ну да, - мать, мамаша, мамахен, - словом, женщина, родившая вас. Принять? Решайте скорее.
-... Видал всего раз в жизни, - сказал Цинциннат, - и, право, никаких чувств... нет, нет, не стоит, не надо, это ни к чему.
- Как хотите, - сказал директор и вышел.
Через минуту, любезно воркуя, он ввел маленькую, в черном макинтоше, Цецилию Ц.


Но так и вторгается хирург. Незваный, непрошеный.
------------------------------------------------

- Грозница, грязища, думала, никогда не долезу, навстречу по дороге потоки, потопы... Ах, постель, - миленький мой, - в каком у вас виде постель!

Это про роды. Там много грязи.
---------------------------

НЕТКИ
"Вот я помню: когда была ребенком, в моде были, - ах, не только у ребят, но и у взрослых, - такие штуки, назывались "нетки", - и к ним полагалось, значит, особое зеркало, мало что кривое - абсолютно искаженное, ничего нельзя понять, провалы, путаница, все скользит в глазах, но его кривизна была неспроста, а как раз так пригнана... Или, скорее, к его кривизне были так подобраны... Нет, постойте, я плохо объясняю. Одним словом, у вас было такое вот дикое зеркало и целая коллекция разных неток, то есть абсолютно нелепых предметов: всякие такие бесформенные, пестрые, в дырках, в пятнах, рябые, шишковатые штуки, вроде каких-то ископаемых, - но зеркало, которое обыкновенные предметы абсолютно искажало, теперь, значит, получало настоящую пищу, то есть, когда вы такой непонятный и уродливый предмет ставили так, что он отражался в непонятном и уродливом зеркале, получалось замечательно; нет на нет давало да, все восстанавливалось, все было хорошо, - и вот из бесформенной пестряди получался в зеркале чудный стройный образ: цветы, корабль, фигура, какой-нибудь пейзаж. Можно было - на заказ - даже собственный портрет, то есть вам давали какую-то кошмарную кашу, а это и были вы, но ключ от вас был у зеркала. Ах, я помню, как было весело и немного жутко - вдруг ничего не получится! - брать в руку вот такую новую непонятную нетку и приближать к зеркалу, и видеть в нем, как твоя рука совершенно разлагается, но зато как бессмысленная нетка складывается в прелестную картину, ясную, ясную..."
- Зачем вы все это мне рассказываете? - спросил Цинциннат.
Она молчала.


Это про эмбриогенез. Нетки - эмбрионы. Геккелевские рисунки "биогенетического закона", которые надоели Набокову в Кембридже. И гинекологическое зеркало. И зеркало микроскопа. В книге ещё много натурализма, полностью закрытого стеганографией.


-------------------------------------

Ещё раз учтём: у Набокова нет ни людей, ни событий, ни перипетий. Там всюду символы и шарады, заклинания, пророчества и эксперименты. Это гомункулюсы алхимика и реакции, вроде трансмутации или конъюнкции. Вот школяры пишут: "Цинциннат Ц. — главный герой, тридцатилетний учитель, ожидающий смертного приговора за «гносеологическую гнусность», то есть «непрозрачность» для окружающих, непохожесть на них."

Нет, Цинциннат (как и все прочие экторы набоковианы) - это не человек, а концепт автора. Буквально. Ибо латинское Conceptus означает "эмбрион".
The fetus or embryo, including all the surrounding tissues protecting and nourishing it during pregnancy.
----------------------------------------
Его должны казнить абортивным путём.

"Обвинённый в страшнейшем из преступлений, в гносеологической гнусности, столь редкой и неудобосказуемой, что приходится пользоваться обиняками вроде: непроницаемость, непрозрачность, препона; приговоренный за оное преступление к смертной казни; заключенный в крепость в ожидании неизвестного, но близкого, но неминучего срока этой казни (которая ясно предощущалась им, как выверт, рывок и хруст чудовищного зуба, причем все его тело было воспаленной десной, а голова этим зубом); стоящий теперь в коридоре темницы с замирающим сердцем, - ещё живой, еще непочатый, еще цинциннатный..."

Это про рентгеновскую непрозрачность. Набоковы сделали рентген. Его вина названа "Страшнейшее из преступлений" - потому что эмбрион умерщвляется безо всякой вины, и даже обвинения (как приговорённый взрослый), а только на том основании, что его заметили. А заметили Цинцинната в книге, когда он спустился из окна во двор. Это спуск бластоцисты в матку. Цинциннат не учитель, а воспитатель дефективных детей. Это метафора клеток фолликула, сопровождающих ооцит поверх zona pellucida.

Месье Пьер должен подружиться с Цинциннатом и даже скрестись к нему, прорыть потайной ход. Так поступают и при аборте. Сперва осмотр, пальпация. Затем "острый кюретаж" - выскабливание. Кюретка похожа на петлю. Поэта-синестетика, который никогда не воевал, такие вещи особенно ужасают.
---------------------------------------------------

Финал книги - роды. Плод не был убит, он среди страшного беспорядка выбрался на свет божий: "и Цинциннат пошел среди пыли и падших вещей, и трепетавших полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему."

Это люди. Родители "голубой пирамидки". Плод знает их только как голоса.
------------------------------

Почему автор дал ему такую внешность? "Цинциннат был лёгок как лист. Ветер вальса пушил светлые концы его длинных, но жидких усов, а большие, прозрачные глаза косили, как у всех пугливых танцоров. Да, он был очень мал для взрослого мужчины."

Потому что это плод. Кстати, плод гораздо больше похож на взрослого, нежели пухлый младенец. Цинциннат в лохани - плод в утробе. Пушистые волосы - это лануго. В 12 недель появляются первые волосы. Лануго сохраняется в возрасте 28-40 неделя.
-------------------------------------

Почему его так назвали? Цинциннат - это голос синицы.

Плод был размером с синицу. И некоторое внешнее сходство. Желточный мешок. Тёмная полоса - как нейротубула. Сирин решил, что эмбрион похож на синицу: размерами и отчасти внешностью. Они жили на городской улице. Деревьев там мало. В таких местах самые шумные - синицы. В те апрельские и майские дни под берлинскими окнами синицы громко повторяли "цин-цин-нат". Сирин, сова ястребиная, был ночным писателем. А глухой ночью начинает петь именно синица. После трёх ночи. В середине мая ночь оглашает пением дрозд. Он начинает раньше синицы, после двух часов. Соловей поёт и вечером, и всю ночь. Но самая первая - синица. Она заводится холодной весной, в глухую ночь. Непонятно, зачем ей это нужно.

В 12 недель беременности размер плода от копчика до темени варьируется от 63 до 89 мм, средний рост равен 12 см, вес – 40-50 г. Плод уже активно двигается. Синички примерно такого размера, только намного легче.



Cyanistes cyanus. Князёк. Вот кто это был. Пишут, что белая лазоревка иногда издаёт короткую звонкую трель, исполняемую на высоких нотах и похожую на звук колокольчика — «ци-ци-циррррзь». Длина тела 12—15 см, размах крыльев 19—22 см, вес 10—16 г.

Вот про кого он думал. Бывший князь Вырский, барон Рождественский в изгнании, восточный Solus Rex, у которого нет наследников. Но вдруг зародилась надежда на князька. Он мечтал о князьке вполне определённой внешности: чтобы беленький, пухлый, каким был вначале его крестник-братишка. Но природа над ними посмеялась: Дмитрий вырос двухметровым брюнетом с мощной челюстью. Похожий на казуара, а не на синичку.
-----------------------------------------

ВЫВОДЫ

Все "персонажи" книги "Приглашение на казнь", это не люди, не "герои", а многозначные символы-шарады, участники заклинаний и переживаний автора, внешне маскирующиеся под действующих лиц.
-----------------------------------------------------------------

Акушерка Цецилия Ц. - многозначный символ. Мадемуазель Сесиль Мьятон была в некотором роде "акушеркой" Сирина, поскольку пробудила у Володи литературный талант. Целестис (Celestis) - небесный. Цианус - лазоревый.
------------------------------

Образ "Цинциннат Ц." - это Цианистес Цианус, князёк (Cyanistes cyanus) или лазоревка белая. Небесная птица. Князёк водится под Петербургом, но не в Европе. Это восточный вид.
------------------------------------

Отношения автора к Цинциннату вызваны переживаниями за ещё не родившегося сына (концептус), ниспосланного небом (целестис). Любовь и презрение. Когда они достигли пика (берлинской весной 1934 года), под окном шумели большие синицы, издавая характерный звук "цин-цин-нат". Если прямо под окном, это очень громко. Особенно утром, сквозь сон. Набоков вставал поздно. Но песня синицы начиналась ночью, когда страдающий бессонницей Набоков курил у окна. И он вспоминал северных лазоревок. "Цин-цин-нат" - засело у него в голове. Пришлось сублимировать.
--------------------------------------------

Рождение Дмитрия было сопряжено с острыми экзистенциальными переживаниями. Набоковы жили в крайней бедности. Вера после родов не могла работать. Дмитрий был "не жилец", во-первых, потому что роды осложнённые, во-вторых, по причине политических гонений, в-третьих (и это главное), младенец не переносил молоко. И пришлось вскармливать его апельсиновым соком, а это очень плохая диета.
---------------------------------------------------

У Набокова было три репродуктивные психотравмы: рождение самого младшего брата, рождение сына и потеря ещё одного ребёнка в 1936-37 году. Первое событие вызвало сильный шок у подростка (по ряду причин). Второе - подпитывалось ассоциациями с первым, но зрелая личность перенесла его гораздо проще. Всё это Набоков воплощал в текстах. У него много перинатальных сублимаций. Но, разумеется, он шифровал и покрывал лубком сюжетного нарратива. Надо же было не только сублимировать, но и публиковать.
----------------------------------------

Цинциннат - комбинированный символ. В нём есть и черты конкретных людей, которых Набоков ценил. А ценил он словесников. Цинциннат воплощает образ Андрея Белого, умершего незадолго (8 января 1934). Гений Белого с августа 1933 до смерти в январе был заперт в темнице инсультного мозга. Набоков очень уважал Белого, и даже взял псевдоним на основе его берлинского эссе "Сирин учёного варварства" (1922). Для юного Сирина это был своеобразный ориентир. Болезнь и смерть Белого он воспринял трагично, хотя и не распространялся. В образе библиотекаря он воплотил Ходасевича, которого тоже уважал (но и презирал за нищую бесхозяйственность).

-----------------------------------------

Также в Цинциннате есть черты Кирилла Набокова, который в 1930-х именно так и выглядел: худой, белый, утончённый, с пушистыми усами. К.В. Набоков тоже был бакалавр литературы, поэт, полиглот. Владимир воображал, каким может стать его сын. Но не мог представить. Он мог представить внешность только того, кого знал с момента рождения. А Кирша во младенчестве был похож на синичку. На этого князька. Он имел серовато-русые волосы и светлые глаза. И носил светлые морские одёжки. И у него была особая, синичья линия глаз, выделявшая его среди прочих Набоковых.




Сегодня формально исполняется 110 лет со дня его рождения.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Набоков,_Кирилл_Владимирович
Кирилл Владимирович Набоков (17 (30) июня 1911 — 6 апреля 1964) — русский поэт, крестник брата Владимира.

Нет, он не только "крестник". Это тот самый человек, который сделал Владимира поэтом. Ради которого Владимир стал поэтом. Сирин начал сочинять, чтобы воспитывать и развлекать брата Сирила, когда мать (владелица) была страшно занята семейными и военными хлопотами, дядя (богач) пропал в Европе, отец (редактор) ушёл на фронт, а Сесиль (литературовед) уехала в Швейцарию. Подростку они казались гигантами словесности. А теперь ему самому пришлось взвалить словесность на свои плечи. И обучать крестника русскому языку, как положено воспреемнику. И большую часть своих опусов он впоследствии писал, чтобы произвести впечатление на брата. Или в память о нём.

----------------------------------------------------------------
Вот почему Джек Кокерелл имперсонализирует Тимофея Пнина. Кстати, Джек - тоже птица. Jackdow это галка. Имитатор: образ недоступного брата Кирилла, которому посвящена книга "Пнин".

--------------------------
И в "Приглашении на казнь" есть пророчество, частное и никому не нужное. Смутная картинка из далёкого будущего. Где некий молодой человек вошёл в камеру смерти и с серьёзным видом сказал: "А меня зовут Пётр".

-----------------------------------------------
В общем, очень сложный оказался ребус. Никто из нас так и не сумел его разгадать.

Tags: Гоголь, Набоков, литература
Subscribe

Posts from This Journal “Набоков” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments