antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Зачем Колобку шляпа?

Классный был мультфильм.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Следствие_ведут_Колобки_(мультфильм,_1987)



Классные персонажи.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Братья_Колобки
Сейчас им придумали биографии. Но в 1987 году они не жили ни в каком Бердичеве. И не носили имён.

Классная команда.
Автор сценария: Эдуард Николаевич Успенский (1937-2018)
Режиссёры: Александр Михайлович Татарский (1950-2007)
Игорь Адольфович Ковалёв (*1954-)
Художник-постановщик: Ольга Ефимовна Охримец (*1945-)

В мультфильме мало текста, фразы кратчайшие. Но каждая - афористична.
- Шеф, а я вас вижу! - Аналогично.
- Сальери.
- Какой был слон, какой был слон.
- Моя шляпа, моя шляпа!

А есть ли прообразы у этих Колобков? Конечно. Надо рассмотреть самую близкую параллель. И сравнить внешность.

Колобок - он круглый. А следствие ведёт - следователь. В те времена, когда родились создатели мультика, следователь был сотрудником обширного Наркомата внутренних дел СССР. И руководил этим ведомством - правильно, не Берия, а Сергей Никифорович Круглов (1907-1977). С декабря 1945 года генерал-полковник Круглов назначен народным комиссаром внутренних дел СССР. А с марта 1946 по март 1953 года он занимал пост министра внутренних дел СССР.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Круглов,_Сергей_Никифорович



Лаврентий Павлович Берия (1899-1953) тоже занимал эти посты: с декабря 1938 по декабрь 1945 гг. - народный комиссар, а с 15 марта по 26 июня 1953 г. - министр внутренних дел. Таких людей и называли "шеф".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Берия,_Лаврентий_Павлович

Между прочим, мало кто знает, почему сначала были наркомы, а затем вдруг стали министры. Говорят, институт народных комиссаров являлся временной формой контроля учреждений, работающий до окончательной победы революции. А после ВОВ решили, что революция уже завоевала победу, пора обретать постоянство.

Когда происходили арест Берии и реформа МВД, Эдуард Успенский уже был подростком 16-17 лет, причём умным. Он многое запомнил. Какой-то гость Гордона, кажется, Антонов, рассказывал, что в детстве видел, как Берия выступал на Мавзолее после смерти Сталина. И его поразило, что Берия выглядит как типичный "шпион": шляпа, поднятый воротник, очки, нерусское лицо. Вскоре его и устранили с той самой формулировкой.

В советской мультипликации много загадок. Непонятно, как создавались шедевры - среди рядовых проектов. Неизвестно, какие интриги сопровождали принятие и выход на экраны проекта. Кто принимал решения, кто пробивал, какими ухищрениями? Это не менее драматично, чем большой футбол.

В конце параграфа - вопросы мелким шрифтом.

1) Мультипликаторы придавали персонажам многих мультфильмов сходство с конкретными политическими руководителями. Это факт. Намеренно ли это делалось? Или срабатывало коллективное бессознательное? Трудно поверить, что остроглазые художники этого сходства не осознавали.

2) Лица, уполномоченные контролировать медийный контент, тоже отличались особой зоркостью, и, конечно, замечали это сходство. Офицерам порой приходилось одобрять провокационные эскизы, потому что глупо было бы заявить: "Приказываю запретить Крокодила Гену, потому что он похож на генсека генерала Брежнева." Пришлось разрешить. В качестве компенсации они запрещали что-нибудь безобидное. Дескать, бабушка Иночкина похожа на Хрущёва. Нельзя! Была ли это особая игра, малый политический спорт? Было ли это продолжением противоборства "хулиган из подворотни vs мальчик с мольбертом"?

3) Высшие руководители, выходя на публику и под кинокамеру, создавали определённый имидж. И.В. Сталин соответствовал имиджу генералиссимуса. Ворошилов тоже щеголял в военной форме. Будённый носил галифе, сапоги и усы. Зато Хрущёв носил кепку (такую, как этом мультфильме), дачную шляпу или каракулевый пирожок. Берия придавал себе на публике шпионский и мафиозный облик. Намеренно ли они это делали? Некоторые функционеры даже перед шумной толпой не могли удержаться от нашёптывания, поднятых воротников, мрачных подозрительных гримас. Что это было - нарочитость, привычка, пренебрежение или недопонимание?



4) Зачем было советскому генералу, стоявшему на страже завоеваний пролетарской революции, нацеплять мелкобуржуазную шляпу (тоже такую, как этом мультфильме) и круглые очки? Он разве без очков не сделал бы шагу? Фуражка давила? У русских лексема "шляпа" имела скрытые и негативные значения. Очки - тоже не лучший атрибут для служащего высшего ранга. У всех имелись мундиры. Что мешало носить на публике парадную униформу и держаться по-военному? Это не только к Берии относится. Не только.



Задавать эти вопросы некому и незачем. Уроки окончены. Все на службе.

Tags: киноискусство
Subscribe

Posts from This Journal “киноискусство” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments