antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Сальвадор Дали и муравьед: архитектурный смысл

ДИОГЕНОВА СЕЛЁДКА
Однажды Диоген сказал ритору Анаксимену, который отличался тучностью: «Дай и нам, нищим, кусок своего брюха. И тебе будет полегче, и нам поможешь». В другой раз Диоген явился на занятие Анаксимена, и когда тот витийствовал, достал селёдку и стал размахивать ею. Слушатели сразу отвлеклись. Ритор возмутился. Тогда Диоген сказал: «Не­счастная селёдка ценой в один обол положила конец всем рассуждениям Анаксимена»!

Вообще-то Диоген мог себе это позволить: Анаксимен был его учеником. Про Диогена много анекдотов. И почти все они имеют глубокий и интригующий смысл. Даже эта рыба. Полагаю, у Диогена была не привычная нам селёдка, и сушёная тарань за пазухой. Но как он предсказал будущее? Через полтысячелетия примерно таким же способом Рыба (концепт ΙΧΘΥΣ) стала отвлекать внимание вообще всего человечества. Диоген был первый экзистенциальный антрополог. Он открыл психологический механизм, который применялся всегда и везде: грязное и низкое притягивает внимание человека сильнее, потому что это имеет адаптивное значение.

ДАЛИАНСКИЙ МУРАВЬЕД
Взять к примеру эту фотографию. Знаменитый художник, знаменитый фотограф, знаменитый муравьед из Жарден-де-Плант. Однако всё внимание зевак устремлено на лужу, которую напрудил зверь.



Что конкретно можно узнать из этой фотографии?

0. 'Salvador Dalí emerging from the basement of the subconscious with a romantic anteater on a lead, the animal that André Breton had chosen as an ex-libris.' Photographed by Patrice Habans, Paris-Match n°1055, 26 July 1969 © ADAGP, Paris © Habans / Paris Match / Scoop

1. Известное место. Станция "Бастий", лестничный сход на рю де Льон, оформлен в стиле ар-нуво.

2. Середина июля, Париж. На заднем плане, однако, видно жутковатое (похожее на распятие) сухое дерево, которому вообще не место в городе.

3. По ступеням поднимается Сальвадор Дали – знаменитый художник, гениальный чудак и богемный миллионер, внешность которого не менее известна, чем картины.

4. Дали выгуливает гигантского муравьеда. Этот муравьед был взят в зоопарке напрокат ради фотосессии. Следовательно, рядом был сотрудник зоопарка, и, вероятно, не один.

5. Пожилой художник (здесь ему 65 лет) выглядит весьма импозантно: причёска, усы, облачение, трость. В его руке чужой, сильный и довольно опасный зверь (у муравьеда громадные когти). Вместо поводка – какая-то импровизированная верёвка, очевидно, из зоосада. Дали прилагает усилия, чтобы удержать зверя. Если муравьед сбежит на улицу, будет скандал Тем не менее художник сохраняет картинную позу и невозмутимое выражение лица.

6. Фотосъёмка помпезная. Её проводит фотограф журнала «Пари Матч» Патрис Хабанс (точнее, Абан).

7. Муравьед встревожен, напуган, поэтому выбравшись из подземного перехода в новое пространство, сразу оставляет мочевую метку. После чего утыкается в неё мордой, чтобы обрести присутствие духа: такова привычная атмосфера в его клетке. Кроме того, зверь почуял, что на этом столбике оставляют метки собаки. И решил их удивить.

8. Ситуация весьма необычная, целое событие. Однако группа парижан, все шесть человек, глядят не на художника, не на фотографа, не на архитектуру, и даже не на муравьеда. Они глядят только на растекающуюся лужу. Людей в данный момент интересует только этот фрагмент картины. Это и есть эффект «диогеновой селёдки».

ВНУТРЕННЯЯ СИМВОЛИКА

9. На лицах наблюдателей отражено разное отношение к этой луже. Пожилая женщина знает, каково воспитывать детей. Молодой яппи разочарован, хиппи безразличен. Зрелый клерк брезгливо ухмыляется. В военные годы он видывал и не такое.

10. Пожилой мужчина справа почему-то похож на Б.Н. Ельцина (в том числе кистью руки). На лужу он смотрит, как на политическую проблему, растекающуюся страну.

11. Поведение муравьеда некультурно, однако, оно адекватно вписывается в мизансцену: справа отчётливо виден значок WC, и стрелка указывает именно туда, где разворачивается туалетная сценка.

12. Для Сальвадора Дали муравьед был многозначным символом. Говорят, Дали фобически ненавидел муравьёв, потому что якобы они съели его любимую летучую мышь. Однако в этом случае он не изображал бы их на картинах столь часто, прорисовывая каждого мураша. Рисуют то, на что нравится смотреть. Да и летучая мышь — сомнительный «любимец». На фото видно, что Дали очень уставший, муравьед ему несимпатичен, но художник мужественно работает над изображением. У Дали вообще все произведения были весьма трудоёмкими.

13. Муравьи в работах Дали символизируют смерть, распад, всепожирающее время. Следовательно, муравьед – это антипод, зверь бессмертия.

14. Фотография озаглавлена: «Сальвадор Дали появляется из подвала подсознания, выгуливая романтического муравьеда – животное, которое Андре Бретон избрал в качестве экслибриса». Бретон (18.02.1896 – 28.09.1966) — основатель сюрреализма, одиозный и авторитарный гений. В те дни – никакой круглой даты. Дали дружил с ним в молодости. Видимо, для него это какой-то ностальгический знак.

15. В ходе Великой Французской революции 14 июля 1789 года была взята штурмом (и впоследствии разрушена) крепость-тюрьма Бастилия. Ровно через год, 14 июля 1790 года, на Марсовом поле по королевскому указу состоялись торжества, названные Национальным праздником или Праздником национальной конфедерации — впоследствии закрепился термин Праздник Федерации и единства Нации.
Вероятно, замысел фотосессии возник у Дали и сотрудников "Пари-Матч" двумя неделями раньше, во время празднования "Quatorze Juillet". Бастилия - символ Французской революции. Бретон - символ революции в искусстве. Дали - революция философии визуального искусства вообще.

16. Сальвадор Дали - средиземноморский философ и киник, только не античный, а винтажный. Диоген - произведение искусства, литературный персонаж. Дали - художник, творивший картины, ситуации, собственный имидж. Он тоже углублялся в философию рыбы и нечистоты, о чём много рассуждал в своих сюрреалистических мемуарах "Тайная жизнь Сальвадора Дали".

СТИЛЬ ГИМАР

Только после этого расследования удалось добраться до истины. Она совершенно в другой теме. Дали позирует на фоне Totem Inox станции Бастий. Это работа знаменитого Гимара.

Эктор Гимар (10.08.1867-20.05.1945) - выдающийся французский архитектор, декоратор, дизайнер, один из самых известных мастеров ар-нуво, гениальный одиночка, не примыкавший к объединениям.
https://fr.wikipedia.org/wiki/Hector_Guimard

*К самым известным работам Гимара относится оформление надземных входов в парижское метро с эффектными металлическими оградами, навесами и торшерами, стилизованными под причудливо изгибающиеся стебли невиданных растений (1898—1901). На эти работы муниципалитет Парижа объявил конкурс. Заявки поступили от 21 участника. В основном предлагались проекты массивных зданий в различных исторических стилях. Они были высмеяны в прессе как напоминающие газетные киоски, похоронные памятники или общественные туалеты. Времени было мало, и Гимар представил эскизы собственной идеи входов из железа и стекла, которые были быстрее и проще в изготовлении. Вначале Гимар разработал самый простой вариант, без навеса, с железными перилами, окрашенными в зелёный цвет, и двумя высокими светильниками с табличкой: «Métropolitain». Наряду с оформлением в стиле ар-нуво вход на станцию “Площадь Бастилии” был сделан в виде китайской пагоды. Но не все приняли столь радикальный подход, в газетах разразился скандал и мнение властей также было противоречивым. Жители жаловались, что новый стиль не соответствует исторической архитектуре центра Парижа. Сохранились восемьдесят восемь входов из первоначально установленных ста шестидесяти семи. Однако «причуды Гимара» до такой степени соответствовали вкусам нового стиля, что модерн в Париже спустя некоторое время стали называть «стилем гимар», или «стилем метро».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гимар,_Эктор

Многие сооружения Гимара были разрушены. В 1962 г. разрушен самый внушительный объект метрополитена - павильон станции Бастий. Поднялась волна протеста. Благодаря движению за сохранение наследия Гимара был издан указ, защищающий отдельные сооружения метрополитена, как исторические памятники. Указ опубликован 25-27 июля 1965 г. В 1978 г. взяты под охрану и другие сооружения Гимара.
https://fr.wikipedia.org/wiki/Édicule_Guimard

В "стиле гимар" оформлены входы в метро в Вашингтоне, Монреале и Москве ("Киевская"). Сальвадор Дали благоговел перед творениями Гимара. Он называл их символом духовной стойкости – в те дни, когда духовная стойкость требовалась самому архитектору. В сентябре 1938 года Гимар вместе с женой (еврейкой) эмигрировал в США. Он скончался 20 мая 1942 года в Нью-Йорке в отеле Адамс на Пятой авеню. Дали вместе с Галой жили в Нью-Йорке с 1940 по 1948 годы. Очевидно, они встречались там и с Гимаром.
http://n-metro.ru/архитектор-эктор-гимар/

АССОЦИАЦИИ
Таким образом, данная фотосессия скорее всего была посвящена трёхлетию со дня принятия указа об охране отдельных памятников Гимара. Сальвадор Дали подошёл к задаче концептуально. Он нашёл наибольшее число скрытых ассоциаций:

1) Самая известная работа Гимара – «стиль метро».
2) Самое символичное для Франции место – Бастилия.
3) Самая символичная дата – июльские дни Праздника Национального Единства (День Взятия Бастилии) и годовщина указа по защите отдельных памятников Гимара.
4) Надо было развивать успех, чтобы взять под охрану все сохранившиеся произведения Гимара (ибо многое продолжали сносить).
5) Сальвадор подобрал животное, максимально похожее на стиль ар-нуво – изогнутый муравьед, и договорился об аренде (что было весьма непросто).
6) Метрополитен – подземный муравейник, муравьеду там самое место.
7) Муравьед – старое и потрёпанное животное, которое, однако, сохраняло натуральную врождённую импозантность. Таким же был и Сальвадор Дали.
8) Дали – революционный и упрямый художник, произведения которого многие считали пачкотнёй. Таков же и муравьед: он тянет вперёд и пачкает асфальт. Дали рисовал расплывчатые формы, жидкие часы. Муравьед тоже изобразил нечто текучее.
9) Зеваки обращают внимание не на зверя, а на лужу. Зрители обращают внимание не на личность художника, а на его творение.
10) Гимар не делал конкурсный проект, а просто предоставил драфт, разработал идею. Гигантский муравьед по-французски fourmilier (фомилье), а formuler (фомуле) - сформулировать, разработать, подготовить. По-испански муравьед - oso hormiguero (медведь муравейников), муравей - hormiga (по-каталонски formiguer, formiga). Hector Guimard. Всюду есть некоторое вербальное сходство.
11) Это выход на улицу Лиона. Гимар родился в Лионе.

Теперь желательно проверить данную версию по текстам французских экспертов. Отрицать её нет оснований, даже если бы это сделал сам Дали - ибо он великий мистификатор. И вряд ли кто-то сумел добраться до сути: слишком легко отвлечься на биологию муравьеда, на эпатажную манеру художника, и вообще на "диогенову селёдку". В любом случае вывод останется неизменным: глубокий и комплексный гений Сальвадора Дали проявляется даже в одной-единственной постановочной фотографии.
Tags: Дали, герменевтика, изобразительное искусство
Subscribe

Posts from This Journal “изобразительное искусство” Tag

  • Магия и философия Ван Гога

    СОН И ФИЛЬМ Приснилась запутанная трагедия про какого-то юнца, который вроде бы превратился в отталкивающего рыжего мужика. Точнее, приснилось…

  • Матисс и Щукин: про что "Танец"

    Сегодня анализ "Танца" Матисса. ГИПОТЕЗА. Диптих Анри Матисса "Танец" и "Музыка" уродлив и примитивен, однако привлекает публику, считается иконой…

  • Стиль Дикая Планета

    Дикая планета - Кодекс Серафини. Стиль похож. Тогда это было модно. La Planete Sauvage 1973 Режиссёр Рене Лалу 1929-2004…

  • Онегин и Ленский на пасторали Джона Петти?

    ВНЕШНИЙ СЛОЙ В школе мы писали сочинения "по картине Репина", и это было труднее всего. Не имея должных представлений об анализе и доступа к…

  • Реалистичность художественных изображений

    Three Christian Worthies: King Arthur, Charlemagne, Godfrey of Bouillon. Engraving, c. 1450-75. British Museum. Engraver - Master of the Banderoles…

  • Христос - пещерный человек

    Разведка сообщает, что "нидерландский фотограф Бас Утервейк попробовал восстановить внешность некоторых исторических и выдуманных личностей с помощью…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments