antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Про кого "Тот самый Мюнхгаузен"?

Трагикомедия 1979 года "Тот самый Мюнхгаузен" - один из лучших советских фильмов. Советские зрители усматривали в нём социально-политический подтекст, нонконформизм, борьбу за идеалы, лживость общественности. Так ли это? Надо присмотреться.



ТОТ САМЫЙ ЯНКОВСКИЙ

Руководил созданием этого фильма великий режиссёр Марк Захаров. Идея возникла, когда он посмотрел пьесу "Самый правдивый" Григория Горина, который и стал сценаристом. С трудом, как утверждается, на роль барона Мюнхгаузена утвердили Олега Янковского. Вся команда фильма - великолепные мастера. И получился шедевр на все времена. Однако надо признать, что Янковским создан довольно странный образ: проницательный и наивный, ловкий и неуклюжий, философ и глупец, невесёлый озорник, любимец, которого шельмуют. Он совершенно непохож на реального ротмистра XVIII века. Кто же это на самом деле? Каков лейтмотив фильма? Барон с гордостью говорит, что прославился не своими подвигами, а тем, что никогда не врёт.

Неужели это история военнослужащего елизаветинских времён? Нет, фильм делали не военные. Им были интересны другие ценности: творчество, истина, выражение чувств. Значит, фильм - про творческого человека, про поэта, писателя, драматурга, режиссёра или артиста.

Ближе всего к лейтмотиву "правдивый враль" - артист. Всё, что происходит в фильме "Тот самый Мюнхгаузен", что кажется нам гротеском и фарсом, это нормальная жизнь актёра. Он живёт в мире фальши, лжи, чужих фантазий и бутафорских выразительных средств. Он знает, что апельсин восковой, усы приклеены, лоб напудрен, а страсти притворные. Он имитирует, изображает, шутит. Но при этом артист обязан работать правдиво и серьёзно. Актёр не имеет права лгать на сцене. Он должен притворяться своим персонажем честно, искренне, почти сделаться им. Это принцип Станиславского. Одновременно актёр должен быть наивным и глуповатым, чтобы сотни раз повторять чужие реплики, - и проницательным, умным, в том плане, как разыграть сцену, и как вызвать у зрителя отклик.

Артист живёт, как в бутафорском замке Мюнхгаузена, где время идёт по своим часам, - в театре, среди декораций, на съёмочной площадке. У него любовь, свадьба, семейная жизнь - но не с женой, а с актрисой и героиней по сценарию. Актёр - барон, хозяин сцены. Он стреляет в дымоход, а реквизитор подбрасывает туда утку. Утром у актёра война с Англией (репетиция исторического спектакля), вечером - подвиг (премьера советского спектакля). А наутро он едет на киносъёмку, изображать короля или бродягу. Артист обязан превратить всякую косточку, выплюнутую сценаристом, режиссёром, худсоветом - в цветущую вишню на лбу оленя.

Мюнхгаузен стреляет в себя, и становится Мюллером. Артист совершает творческое самоубийство, когда соглашается на роль злодея. Или когда спектакль, которому отдано много сил, снимают с репертуара. Янковскому уже никогда больше не сыграть Мюнхгаузена. Артист был бароном, но вот - теперь придётся играть садовника. Певец Броневой играл гестаповца Мюллера. Затем ему надо сыграть доброго герцога, затем - скептического уездного доктора. Мюнхгаузен летал на Луну и тащил себя из болота за волосы. Артиста тоже заставляют летать из пушки, прыгать выше головы, вытаскивать себя из кожи - нещадно работать, перевоплощаться. Мюнхгаузен заявил, что сегодня тридцать второе мая. Артиста тоже заставляют работать "тридцать второго мая": купание в ноябре, снег в июне, выступления в праздники, выходные, каникулы.

Вывод: Мюнхгаузен - это артист. Команда фильма блестяще воплотила эту глубинную идею даже в деталях. В начале священник звонит в колокольчик, который сразу обрывается. Так и происходит и на съёмках, где всё бутафорское, на соплях, всюду накладки и отмены. Герцог хвалит фактуру и костюм барона. Барона отвергают, затем возводят в культ, затем снова отвергают, затем велят "присоединяйтесь". Так работают худсоветы, так работает слава. В финале Мюнхгаузен должен погибнуть от пушки. Актёр тоже рискует жизнью. Большая, рискованная роль может погубить его карьеру. Он взбирается по лестнице. Воплотить роль трудно, как добраться до Луны. Кто может в этом помочь? Кто воздвиг себе памятник до небес? Пушкин.

Никакой политики в фильме нет. Это не политический манифест, а творческий. Это собрание анекдотов про жизнь творческих людей. И это не история про реального немецкого аристократа, а история про всякого большого артиста, благородного барона сцены. Поэтому авторы остроумно назвали фильм "ТОТ САМЫЙ Мюнхгаузен", а не "Барон Карл Мюнхгаузен, его биография и россказни".

[Сейчас, по завершению исследования, мне кажется, что они втайне подразумевали поэта. Великого поэта. Этот фильм - постмодернистская аллегория, поэтическое преломление биографии Пушкина.]



ВООБЩЕ НЕ ТОТ МЮНХГАУЗЕН

История реального немецкого барона - наоборот теснейшим образом связана с политикой, причём кровавой и подлой.

Всё, что можно выяснить из фильма "Тот самый Мюнхгаузен" - неправда. Не совпадают даже имена. В жизни его звали не Карл, а ХирОнимус или Карл-Фридрих. А величали не "барон", а лейтенант и фраер Мюнхаузен (sic!). Слово Freiherr вольно переводится "барон" или "фрайхерр", но по-немецки звучит "фрайхэ". Фамилия произносится мягко.

Герольд должен объявить его так:
Hieronymus Karl Friedrich, Freiherr von Münchhausen (1720-1797)

Мюнхгаузена также называют ротмистром русской службы, однако сам он подписывался лейтенант или риттмайстер. Молодые годы он провёл в России (1737-1752), а точнее, в Петербурге и Риге. Это Курляндия и Ингерманландия. Служил у герцога Антона Ульриха Брауншвейгского, генералиссимуса и супруга регентши и императрицы, причём начинал как паж герцога и дорос до прапорщика кирасирского полка и телохранителя высшего руководителя империи. То есть имел блестящие карьерные перспективы, и, разумеется, исключительные качества.

Сын покойного оберстлейтенанта и потомственный дворянин, Хиронимус Мюнхгаузен в 1733 году в 13-летнем возрасте прибывает на обучение к Брауншвейгскому двору в Вольфенбюттеле, и через 4 года откомандирован пажом Принца Брауншвейгского, как проявивший выдающиеся качества. Антон Ульрих Принц Брауншвейг-Вольфенбюттель (1714-1774) в это время уже в России. В 1733 году 19-летний принц отправился в Санкт-Питерс-Бурх, радуясь мрачной холодной погоде и унылым ландшафтам. Там внезапно ему на шею бросилась некая Лизхен из Мекленбурга (Elisabeth Katharina Christine, Prinzessin von Mecklenburg-Schwerin). Она заявила, что является православной принцессой Анной Леопольдовной и хуже того - намеревается занять его кровать в качестве жены. Антон, когда ему вдруг повесили эту Анну на шею, повёл себя соответственно, отвалил в сторону. Поэтому брак состоялся только в 1739 году. История вполне в духе анекдотов Мюнхгаузена! Но так всё и было.

Молодой Хиеронимус Мюнхгаузен прибыл в Санкт-Питерс-бурх в феврале 1738 года, и тоже наслаждался в пути мраком, стужей и клоповниками для ночёвки. В том же году он был отправлен на юг, а точнее, на Русско-Турецкую войну (которую более правильно называют Russisch-Österreichischer Türkenkrieg (1736–1739). Ему предписывалось по давней русской традиции завоевать Крым или хотя бы Украину. Он проявил себя геройски, ведь в 1739 году Анна Иоанновна назначила новичка прапорщиком полка «Брауншвейгских кирасиров», командиром которого был Антон Ульрих. Карьера его была связана с высшим петербургским начальством, поэтому протекала непросто.

https://en.wikipedia.org/wiki/Baron_Munchausen
https://de.wikipedia.org/wiki/Hieronymus_Carl_Friedrich_von_Münchhausen
https://de.wikipedia.org/wiki/Anton_Ulrich_von_Braunschweig-Wolfenbüttel
https://de.wikipedia.org/wiki/Anna_Leopoldowna

Брауншвейги были свергнуты в ходе Елизаветинского переворота (1741). Мюнхгаузен однако, удержался, потому что в период переворота, тоже по давней русской традиции, получил приказ завоевать Финляндию, и прохлаждался в карельских сугробах. Опала Брауншвейгов бросила на него тень, но не изничтожила. Через десять лет он с большим трудом выхлопотал чин риттмайстера. После этого в 1750 году он испросил разрешение уехать в своё имение Боденвердер, чтобы привести в порядок наследные дела (и спасти свою шкуру в период бесчисленных интриг и переворотов). На русскую службу не вернулся, и был отчислен.

Всю свою карьеру Мюнхгаузен квартировал в Ingermanland и Kurland. А страну Рюсслянд посещал только наездами. Проживая в Риге, он прославился, как рассказчик. В кабаках у всех развязывается язык. А поскольку выделили именно Мюнхгаузена, значит, был особенно умён. В Германии его, разумеется, расспрашивали о службе в России. Однако риттмайстер не имел права рассказывать о многих неблаговидных, секретных и преступных событиях. Поэтому он отговаривался небылицами, анекдотами, притчами. Его россказни были так оригинальны, что их запоминали. И даже стали публиковать, начиная с 1761 г.

Публикации выходили под разными заголовками. Сперва имя автора сообщалось только намёками, ведь он принадлежал к выдающемуся роду, среди Мюнхгаузенов были даже министры.

M-h-s-nsche Geschichten
Baron Munchausen's Narrative of his Marvellous Travels and Campaigns in Russia.
Singular Travels, Campaigns, Voyages, and Sporting Adventures of Baron Munnikhouson, commonly pronounced Munchausen
Gulliver Revived, or the Singular Travels, Campaigns, Voyages, and Adventures of Baron Munikhouson, commonly pronounced Munchausen

Немецкий филолог и собиратель фольклора Рудольф Эрих Распе собрал и обработал басни Мюнхгаузена. В 1786 году Г.А. Бюргер сделал перевод книги Распе на немецкий язык. Рассказы стали популярными. В 1791 году Н.П. Осипов сделал вольный пересказ на русский язык. В те годы Мюнхгаузен был ещё жив, ведь он дожил до почтенных 77 лет. Очевидно, он как-то участвовал в подготовке публикаций. В ХХ в. пересказы делали К.И. Чуковский и В.С. Вальдман.

Вывод: Рассказы и внешность Мюнхгаузена пропущены через многократный "испорченный телефон". Мюнхгаузен сам приложил руку к тому, чтобы мистифицировать свою биографию, будучи в этом заинтересован.

НАХОДЧИВАЯ РАССЕЯННОСТЬ

Советские дети любили забавный мультфильм, где худосочный попрыгун Мюнхгаузен поёт песенку:

На Мадагаскаре, в Коломбо и Сахаре -
Я всюду побывал, я видел белый свет.
В Гренландии, Финляндии, Уганде и Лапландии
Вам скажут, что находчивей Мюнхгаузена нет.
Сколько путешествий, великих происшествий,
Сотни приключений и тысячи побед.
В Бенгалии, Греции, Австралии, Швеции
Вам скажут, что находчивей Мюнхгаузена нет.


На самом деле находчивость он проявлял только в одном месте - в Русляндии. Именно поэтому брауншвейгский телохранитель остался жив в елизаветинский переворот и продолжал продвигаться по службе.

Сказочного Мюнхгаузена изображают сухопарым подвижным дядькой с гротескным профилем. А реальный Хиронимус Карл-Фридрих Мюнхгаузен сделался лучшим пажом, лучшим кирасиром и прапорщиком полка будущего генералиссимуса, имеющего перспективу стать императором. Следовательно, это человек очень красивый, крупный, мощный, боевой, серьёзный, наблюдательный, остроумный. Его портрет это подтверждает.



Общий вывод: Реальный Мюнхгаузен создал себе репутацию враля и балагура, чтобы даже в пьяном виде не выбалтывать секреты придворной и военной жизни, чтобы хитрые немцы не допытывались о причинах дезертирства. Немецкий мир был тесен, а люди проницательны. Мюнхгаузен - высокопоставленный офицер, здоровенный красивый мужчина, убийца и мордоворот со сложной биографией. Но маскировал свою брутальность аристократическими манерами придворного, юмором и остроумием.

Басни Мюнхгаузена можно истолковать как аллегории, через призму политики, биографии, философии, а также творческого труда. Поэтому они высоко ценятся в среде театральных интеллектуалов. Фильм "Тот самый Мюнхгаузен" - это аллегория биографии великого творца, артиста или поэта. Анализируя конкретную атрибутику, можно утверждать, что команда фильма намекала на биографию Александра Сергеевича Пушкина.

История создания фильма также полна мистификаций, например, про необходимость пробивать Янковского на главную роль. Не надо было ничего пробивать. Янковский феноменально похож на исторические портреты Мюнхгаузена. В фильме это иронично обыграли: "Похож. Вылитый барон!" И сам по себе Янковский обладал необычайной фактурой, легкомысленной и серьёзной, лукавой и честной. В мире нет больше такого притягательного актёра.



Это красивый идеал. Но очень вредный!
Tags: герменевтика, история, киноискусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments