antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Почему у мультяшек четыре пальца?

Давно подмечено, что у персонажей мультфильмов чаще всего четыре пальца на руке, и этому даны объяснения:

1) четыре пальца анимировать экономичнее;
2) пять пальцев выглядят гротескно;
3) в предшественнике анимации, театре кукол, не делали пять пальцев.

https://life.ru/p/993991
https://www.iphones.ru/iNotes/735271



Это хорошие версии, но для меня недостаточные. Они не дают ответ на вопрос ПОЧЕМУ человек почти не замечает четырёхпалости на экране, зато очень хорошо замечает четырёхпалость в жизни. Почему пятипалая рука в кино кажется нормальной, а в мультипликации - гротескной? Почему четырёхпалая рука в мультфильме кажется органичной, а у киноактёра - уродством? Это сложный вопрос. Я поразмышлял, и дал на него антропологический ответ.


Это связано с психофизиологией зрительного восприятия. Анимированные изображения имеют обводку - тёмные контрастные линии. Каждый палец с обводкой и заливкой образует единый, доминирующий гештальт, за которым следит восприятие. При общении люди обращают внимание на свои и чужие руки. Но у живого человека рука не имеет обводки. Однако на ней есть тёмные контрастные линии - между пальцами.

Каждая межпальцевая линия образует единый, доминирующий гештальт. Контрастная линия является важным сигналом. Глаз хорошо измеряет её толщину, различая плотно сведённые пальцы, крепко сжатый кулак, и расслабленную руку, слегка разведённые пальцы. Также глаз различает степень сомкнутости губ и век. Это даёт человеку важную информацию о состоянии другого: насколько он расслаблен или напряжён, злой или добрый, спит или притворяется и т.д. Глаз различает здесь микрометры. А при оценке ушей, не имеющей адаптивно-коммуникационного значения, глаз игнорирует целые сантиметры.

Взглянув на свою руку, человек видит три контрастные линии между четырьмя пальцами, а большой палец расположен под углом или ниже, поэтому в кластере не участвует. Это базовый экзистенциальный сигнал, кластер спокойствия и устойчивости: три линии - всё в норме, всё спокойно. Линии расходятся внизу, что придаёт им символическую устойчивости. Такой рапорт человек получает в течение жизни миллионы раз, посматривая на свою кисть. Особенно в детстве. Если же на кисти вдруг окажется не три контрастные линии, а другое число (при ранении, или когда в руке насекомое, или при полидактилии), это запускает реакцию тревоги. Действительно, шестипалый человек ранее в быту вызывал тревогу, недоверие. Такой психический механизм эксплуатируется в фильме "Брюс Всемогущий": когда у Брюса на руке оказывается много пальцев, это вызывает неподдельный ужас и у него, и у зрителя.

Итак, нормальный сигнал или "кластер спокойствия" - это три контрастных элемента на руке. У мультперсонажей кластер руки тоже образует три контрастных элемента: обведённые и залитые цветом пальцы. Значит, всё спокойно.

Я решал эту задачу недолго, потому что опирался на свои дипломы по антропологии, психофизиологии, и длительную практику в эпистемологии и зететике. Это решение оказалось нетривиальным и продуктивным для развития идеи. Концепт "три линии руки - кластер спокойствия" объясняет, почему троичный архетип (троица, трио) является столь распространённым и почему он принимается, как символ стабильности, столь безоговорочно, не требуя никаких объяснений по геометрии, социологии, теологии. Просто все люди с пелёнок убеждены, что троица, тройка, это нечто устойчивое, базовое, важное, благоприятное. А всё дело в том, что зрительный анализатор импринтирует и постоянно подтверждает гештальт уникальной конструкции человеческой руки: способность плотно сдвинуть четыре пальца, и увидеть "ладонь". Если линий между пальцами не видно, значит, рука в чём-то нефункциональна.

Это актуально для всех человеческих рас. Созерцать "Три линии спокойствия" могут не только светлокожие племена, но и дравидийцы, меланезийцы, койсаны, пигмеи, малайцы, нилоты, эфиопы и другие темнокожие расы, у которых ладонная поверхность значительно светлее прочих участков кожи (хотя и в неодинаковой степени). Такая неоднородность пигментации вовсе не закономерна. У приматов ладонь тёмная. Тёмные подошвы у всевозможных млекопитающих: насекомоядных, грызунов, хищных, парно- и непарнокопытных, а также сумчатых, даже если у них светлая шерсть и кожа. У трубкозуба светлая кожа, но на лапах шерсть, когти и подошвы темнее. Светлая подошва встречается только у аномальных, одомашненных млекопитающих (комнатных, лабораторных, фермерских). Несколько светлее кожа ладоней у молодых шимпанзе, причём пятнами, как "старческая пигментация" у людей.

Только у природного человека в норме ладони всегда светлые и контрастируют с другой кожей (изначально все Homo были темнокожими). Подошвы ног темнее ладоней, но светлее другой кожи. Значит, здесь отбор действовал вопреки системе признаков, генерализованной для всех млекопитающих и закреплённой сотней миллионов лет эволюции. Значит, этот отбор был сильным, и вписывался в магистральную линию гоминизации и сапиентации. А поскольку у гоминид доминирует зрительный анализатор, отбор на посветление ладоней сопровождался мощным фактором визуального отбора. Кисть руки является главным органом специализации и специфики для поздних гоминид. Следовательно, символ триады, архетип троичности и сакрализация Троицы (в самых разных религиях мира) базируются на морфологической и психофизиологической особенности, уникальной для человеческого вида: три контрастные линии на руке. Сперва глаз подмечает три межпальцевые линии высокого контраста, затем три ладонные складки низкого контраста, по которым принято "гадать". Значит, и это гадание тоже привязано к высокой эволюционной значимости.

Вообще семасиология кисти и пальцев - сложная наука, из которой вырастает грандиозное здание современной дигитальной культуры, от математики до искусственного интеллекта. Поэтому начав с темы детской и смешной, мы подобрались к вопросам чрезвычайной значимости. Надо будет над этим поразмышлять. В целом это интересная экспланация, пригодится.

Вот так работает мышление антрополога, герменевта и русского космиста: ему палец покажи, а он в ответ целую диссертацию напишет. Полчаса - и готово.
Tags: антропогенез, архетипы, психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments