antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

  • Music:

Сказки, ложки и намёки

Это было 21 марта. Боль в голове, плохая координация. Похоже на ишемию. Свинец в груди и жажда мести. Засыпание даётся тяжело. Сразу вижу червеобразных животных. Это знаки смерти. Успеваю определить: личинки водолюба, слепня, плавунца-скомороха. И аннелида-волосатик. Значит, я тону? Всё-таки заснул. Спустя час приснилось, что мыл посуду, а рядом - красивый и гордый кот, на голове какой-то шёлк. Огромный, говорящий. Я сказал ему что-то небрежное, он разозлился и цапнул за руку, где берут кровь из вены. Пришлось просыпаться. И жить дальше. А сатори старика, это длинная река.

Днём раньше прослушал народные сказки - из уст одного сказочника. Он зоркий, хотя и не Пропп. В сатори я понял эти сказки. И кто этот кот. То не шёлк, а бандана. И он стал такой учёный, что ходит по моей цепи кругом много, много лет подряд. То направо, то налево.

Вам это не нужно читать. Это просто телеграмма. Рентгенограмма.


Литературные версии ищи у литературоведов. Культурологические версии ищи у культурологов. А здесь будут версии экзистенциально-антропологические.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Криминологическая перспектива. Братца Иванушку украли компрачикосы. В крепостнические времена всюду бродили «калики перехожие». Могли прихватить и ребёнка для разных треб.
Странно, что сестрица не хотела есть яблочко, киселёк, пирожок. Русские дети всегда были голодные. Значит, ей предлагали нечто нехорошее. И она сопротивлялась. Зачем в деревнях залезали в печку? Чтобы мыться. Да и мясом гусят не гнушались. Во втором тысячелетии новой эры на севере Евразии произошло порядка 10^9 хомицидных актов, из которых не менее 5% завершилось каннибалистической тризной. Теперь всё понятно.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Социальная перспектива. Герда — гордость. Кай — покаяние. Грехи Кая лишь в том, что ущемил чью-то гордость. Не бил, не убивал - цветочки осквернил. Зеркало Тролля — городское образование: лишает лопарей простодушия, сумрачной природной доброты.

Психиатрическая перспектива. Снежная Королева — аллегория пубертата: возникает нечто белое, портящее и характер, и отношения: «Something wicked this way comes». Гебоидность, а у кого-то - гебефрения (разные вещи). Подростковая шизофрения. Вот его и увезли в белой карете, в белый дворец. Это soul asylum. А Снежная Королева — докторша.

Перинатальная перспектива. Кай и Герда — гетерозиготные близнецы. Вегетоморфный рай на балконе — плацентарный символ. Трудные роды, один близнец убит. (В таком случае выживший близнец может смутно помнить собрата по утробе.) Осколки зеркала как источник боли — акушерский нож. Снежная Королева — хирург-акушер. Снежный дворец — холодильник морга.

Генеалогическая перспектива. Существовал миф, что Ханс Кристиан Андерсен - незаконный сын короля Норвегии Кристиана VIII, и другой миф, что он близнец, которого передали в простую семью, а его сиблинг остался при дворе. По этой причине к Андерсену направили целых шесть крёстных родителей - чтобы прикрыть аферу. И отсюда его необычайные (для простолюдина) способности и карьера. Документальных свидетельств здесь просто быть не может. Но всем известно, что вельможи могли себе такое позволить, на то они и "вель-можи". Имелась даже негласная традиция, чтобы верхи оплодотворяли низы, обогащая популяцию.

Хронология, ономастика, биография и физиогномика говорят в пользу данной версии. Внешнее сходство велико. В момент, когда был зачат Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875), принц Кристиан VIII (1786-1848) был 18-летним юнцом. Это самый фертильный и безответственный возраст. Парень был здоровенный, и конечно же не постник. Известно, что у Кристиана VIII было множество незаконнорожденных детей. Если и есть резон исключать из этого списка Андерсена, то он политический.

А литература? Этот якобы простолюдин много (и завистливо) интересовался атрибутикой королей и придворной жизни, отображая тему в своих сказках. "Снежная королева" (Snedronningen, 1844) - не исключение. "The Wicked Prince" (1840). "The Story of a Mother" (1847). Множество зрелых произведений, особенно вокруг 1848 года, дают психоаналитические доказательства: Ханс Кристиан знал, что его отец - король Кристиан, и сублимировал свои комплексы.

Библейская перспектива. Садик на балконе — Парадиз, Эдем. «И Кай пнул ящик ногою и сорвал обе розы». – Это вегетативная аллегория Грехопадения. Лицемерие, лукавство, злая проницательность имеют место в обоих текстах. Путешествие Герды навеяно Деяниями Апостолов, а Снежный дворец — явлением Белого Христа в начале Откровения Иоанна Богослова. Там сходный и смутный хеппи-енд.

МАША И МЕДВЕДЬ

Секуритология. Эта сказка — оберег, предостережение. Дети часто носили еду отцу, работающему в поле. Важно было предостеречь, чтобы не сворачивали с дороги в ягодный лес. Дескать, медведь заберёт. Но они всё равно срезали через лес. Если кто-то потерялся, говорили, что теперь Маша у Медведя живёт.

Футурология. Маша в коробе с пирожками — это предвидение будущего, когда у всех будут мобильники, коробчатые автомобили, когда всюду будет фастфуд и слежка, а Медведи и Маши будут зарабатывать доставкой пиццы

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

Социальная перспектива. Раньше было много сыновей, а земельный надел — один на всех. После смерти отца - как делить? Стреляли из лука. По гипотенузе отмеряли участок. Длинный участок получал тот, кому и по силам его обрабатывать. А младший сын слабосильный, стрела летит близко. Но участок мог оказаться болотистым, плохим. Тогда говорили, что «стрелу забрала царевна-лягушка». Большой урожай там не получишь. Придётся копать пруды, разводить уток и лебедей, добывать горючий торф. Всё это в сказке отражено.

Гностическая перспектива. Василиса Премудрая — это Базилевса София, царица мудрости. Мудрая работа с информацией позволяет из объедков восстановить лебедя, из последков создать целое озеро смысла, а из лягушонка вырастить умного человека. Это аллегория.

Экологическая перспектива. Иван сжёг лягушачью шкуру, и белая лебедь улетела. Это про выжигание пустошей, лесов, осушение болот, что приводило к пожарам и оскудению всех ресурсов, включая исчезновение птиц, рыб, амфибий.

Перинатальная перспектива. «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом». Это утроба, женское лоно. Избушка повернулась, Царевич взошёл в неё и видит: «на печи, на девятом кирпичи, лежит баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит». Если на девятом кирпиче, значит, это девять месяцев беременности. И в избушке лежит - эмбрион, плод. Он, кстати, костяного цвета. Свежая кость при потрошении дичи красноватая или синеватая, окровавленная, с надкостницей и хрящом. Покровы эмбриона, плода и новорождённого имеют сходную фактуру.

Генеалогическая перспектива. «Нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Кощей, кастрык - это не скелет, а остов человека, то есть его Род, биологическая основа породы. Древние не знали про ДНК, но знали, что такое Genus — Род, Колено. Генетики заимствовали этот термин у знахарей, и сделали биохимическим. Но и знахари знали, что человека воссоздаёт Род - сверхсистема запрограммированного и средового развития, включающая в себя породу, воспитание, карму, дух предков.

Ясновидец прозрел эмбриогенез в виде метафор: кончик иглы (ДНК), игла в яйце (ядро), яйцо в утке (сперматозоид), утка в зайце (зигота), заяц в сундуке (дробление бластоцисты), сундук на дереве (пуповина и плацента). Стремление убить Кощея – это мечта уничтожить опасного человека ещё в колыбели, ещё в утробе, предотвратить зачатие, вернуться в прошлое и истребить семя, род врага. Уничтожение рода (genus caedo) практиковалось довольно часто.

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ

Логическая перспектива. Это известная дилемма: выбирать заднюю часть тела или переднюю, низ иль верх, секс или трёп. Она не решается через или/или, а только через и/и. Идеальный вариант - медведь забирает себе всё: всю репу, всю рожь, и даже самого мужика. Так и поступает сильное государство. Альтернативный вариант ещё сильнее: мужик забирает себе и всю репу, и всю рожь, и медведя, а затем всё это продаёт, и вдобавок торгует историями про вершки и корешки. Тороватый мужик.

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ

Шпионская перспектива. В сказке Емеля нырял, ездил на спецтехнике, колотил офицера его же дубинкой, пересекал границу в бочке, строил дворец. Его подвели под арест, чтобы закрыть в бочке. Но он перешёл границу, шантажировал царя и взял царство. Его считали дураком Емелей, а он стал самым успешным царём за всю историю. Исконные значения имени Емеля (лат. Aemiliánus) — льстивый, соперник (победитель соревнований), конкурент (rival), выдающийся оратор. Ergo: cочинитель - ясновидец, пророк. Поэтому сюжет стал так популярен.

-----------------------------------------------------------

Теперь можно решить и куда более сложные коды.

СИБИРСКАЯ СКАЗКА

Дельфийская сибилла - Лето, она творила для Аполлона. Сибирская сибилла - Зима, она творила для зимних небожителей, кто вырос в снегах. Всё это сочинялось для них. В те годы. Поэтому она казалась такой странной.

И полетели ножи и стаи упрёков.
И заблудились во лжи и в собственных чувствах.
Он тебя таки убьёт, но в самом финале,
А пока – дыши весной, злой, и с кем захочешь...


Инкарнация и провидение — стократ сложнее, чем принято думать. Я вспомнил, где видел эту картину. Кот был человек размером с пуму. Сверхъестественной красоты. Говорил мало, в основном мяукал. И там действительно мыли посуду. Только не на кухне, а в море. Картина была до смешного чудесная. Никто в мире больше такого не увидит. А если и увидит, то не поймёт, что это - мгновенный снимок настоящей Прародины. Именно в таких ландшафтах был вылеплен Первочеловек. И он выглядел именно так.

ЭДЕМСКАЯ СКАЗКА

Эту сказку поймёшь только ты. Ибо гений, хотя и не умён. Следующий гностический шаг, суть которого остаётся за кадром, помогает нам узреть топос, где произошло Сотворение, Грехопадение и Изгнание. Три совершенно разных события, невероятно сложных постановочно и очень простых по сценарию. Эти лексемы понимаются современными людьми весьма превратно, поэтому нарратив превращается в абсурдный миф. В реальности же та ифритская история выглядела более чем натурально, даже слишком натурально. Сад Хеттем - это плато Урфа, на берегу Евфрата. (Позднее там был самый дальний уголок Pax Romana - чьё присутствие в вещем сне помогло разгадать эту безграничную тайну.)

Теперь понятна и мизансцена, и кастинг, и какой звездой был исполнитель главной роли - Хаддам из Хеттема. Выгоревшие волосы, а не крашеные. И понятно, почему на обрыве имелись именно Врата. У нас там - верёвка с узлами, а в мезолите архитектура была посерьёзнее. И понятно, куда изгнанники отправились на плоту. Течение мощной реки, рафтинг отчаянных, плавные плёсы. Они сделали несколько остановок, которые в дальнейшем стали святыми городами.

И понятно, кто к ним позднее приплыл, приметив будущий Tell Zeidan, где высилась его собственная скульптура. Двадцать лет разлуки! И понятно, в честь кого Эль тогда изваял первейшую скульптуру Homo sapiens recens, так называемый "Urfa Man". И наконец, понятно, где был селекционный центр "белого человека", город инбридинга, институт жизни и смерти, до сих пор морочащий человечество образом "арийский блондин". Как вас заворожил этот мезолитический художник! Гёбекли-Тепе, пресловутый "Пуп Земли". Xirabreşk. Никто не помнит его истинное название, только коллективное бессознательное - что и уловили божества интернета. В этом скриншоте, как в картах гадалки, вдруг проступили Эдем, Берешит, Адам Ришон и Изгнание.



Сейчас всё это, конечно, смотрится нелепо. 12 тысяч лет плохо влияет на внешность. Но в то время место было красивейшее. И скульптура была лучше всех. Облачённая и выкрашенная, она казалась поразительно похожей на прообраз. А разоблачённая? Между прочим, её тогда мало кто видел. Теперь понятно, почему. И зачем она была нужна. С помощью этой антенны был запущен проект Голоцен. Иначе бы продолжался Кайнозой и Палеолит.

Адам - тоже сложное понятие. Их было много поколений и линий. Было племя Кадмон - это предшественники, целый изолят брахикефалов. Было племя Элион - это приручённые линии, лобастые, тонкие, гордые. Было племя Ха-Ришон - это самые породистые и ручные (только там звук не Р, а В). Он же был лучший, самый львиный и чуткий. И тоже Сын Грома - его гнев гремел на всю вселенную. Когда он сердился, молнии сверкали, волны вскипали. Потомки людей Эля его так и назвали: ἄν-θρω - как два звука огромного кота.

В тексте Берешит всё так выхолощено, что немногие поняли, какие чувства испытывал Эль. И что он ощущал все годы расставания, пока не снарядил собственный плот. А ведь это величайшая драма за всю историю человечества. Скорбь их обоих, вина старшего и обида младшего, взаимный стыд - породили такое возмущение, что оно до сих пор ощущаются чуткими сердцами. Оттого и открывается сей повестью Книга Книг.

Под конец ты устал и пропустил адресованные тебе знаки. Ладно, так и быть. Нельзя позволять, чтобы сказочники действительно вели сказочную жизнь.
Tags: архетипы, герменевтика
Subscribe

  • Кошачий корм. 12 экзерсисов

    Виват пассивизаторам - пора рагу пассеровать. И спокойно посочинять. Чушь на жарёху, бред на уху, ересь на перец, дурь на шампур. Названия, кстати,…

  • 12 погодных условий

    Экзистенциальные экзерсисы. Проверка кондиции. Всё написано сейчас, на кухне. По мотивам услышанного. ТУМАНЫ Мир глядит на Россию И злится:…

  • гений и злодейство

    Гений обязан быть злым. Иначе его уважать не будут. Добрый гений вообще ничего не добьётся. Чем злее гений, тем больше респект. Экстраординарно злой…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments