antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

  • Music:

Сказки, ложки и намёки

Это было 21 марта. Боль в голове, плохая координация. Похоже на ишемию. Свинец в груди и жажда мести. Засыпание даётся тяжело. Сразу вижу червеобразных животных. Это знаки смерти. Успеваю определить: личинки водолюба, слепня, плавунца-скомороха. И аннелида-волосатик. Значит, я тону? Всё-таки заснул. Спустя час приснилось, что мыл посуду, а рядом - красивый и гордый кот, на голове какой-то шёлк. Огромный, говорящий. Я сказал ему что-то небрежное, он разозлился и цапнул за руку, где берут кровь из вены. Пришлось просыпаться. И жить дальше. А сатори старика, это длинная река.

Днём раньше прослушал народные сказки - из уст одного сказочника. Он зоркий, хотя и не Пропп. В сатори я понял эти сказки. И кто этот кот. То не шёлк, а бандана. И он стал такой учёный, что ходит по моей цепи кругом много, много лет подряд. То направо, то налево.

Вам это не нужно читать. Это просто телеграмма. Рентгенограмма.


Литературные версии ищи у литературоведов. Культурологические версии ищи у культурологов. А здесь будут версии экзистенциально-антропологические.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Криминологическая перспектива. Братца Иванушку украли компрачикосы. В крепостнические времена всюду бродили «калики перехожие». Могли прихватить и ребёнка для разных треб.
Странно, что сестрица не хотела есть яблочко, киселёк, пирожок. Русские дети всегда были голодные. Значит, ей предлагали нечто нехорошее. И она сопротивлялась. Зачем в деревнях залезали в печку? Чтобы мыться. Да и мясом гусят не гнушались. Во втором тысячелетии новой эры на севере Евразии произошло порядка 10^9 хомицидных актов, из которых не менее 5% завершилось каннибалистической тризной. Теперь всё понятно.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Социальная перспектива. Герда — гордость. Кай — покаяние. Грехи Кая лишь в том, что ущемил чью-то гордость. Не бил, не убивал - цветочки осквернил. Зеркало Тролля — городское образование: лишает лопарей простодушия, сумрачной природной доброты.

Психиатрическая перспектива. Снежная Королева — аллегория пубертата: возникает нечто белое, портящее и характер, и отношения: «Something wicked this way comes». Гебоидность, а у кого-то - гебефрения (разные вещи). Подростковая шизофрения. Вот его и увезли в белой карете, в белый дворец. Это soul asylum. А Снежная Королева — докторша.

Перинатальная перспектива. Кай и Герда — гетерозиготные близнецы. Вегетоморфный рай на балконе — плацентарный символ. Трудные роды, один близнец убит. (В таком случае выживший близнец может смутно помнить собрата по утробе.) Осколки зеркала как источник боли — акушерский нож. Снежная Королева — хирург-акушер. Снежный дворец — холодильник морга.

Генеалогическая перспектива. Существовал миф, что Ханс Кристиан Андерсен - незаконный сын короля Норвегии Кристиана VIII, и другой миф, что он близнец, которого передали в простую семью, а его сиблинг остался при дворе. По этой причине к Андерсену направили целых шесть крёстных родителей - чтобы прикрыть аферу. И отсюда его необычайные (для простолюдина) способности и карьера. Документальных свидетельств здесь просто быть не может. Но всем известно, что вельможи могли себе такое позволить, на то они и "вель-можи". Имелась даже негласная традиция, чтобы верхи оплодотворяли низы, обогащая популяцию.

Хронология, ономастика, биография и физиогномика говорят в пользу данной версии. Внешнее сходство велико. В момент, когда был зачат Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875), принц Кристиан VIII (1786-1848) был 18-летним юнцом. Это самый фертильный и безответственный возраст. Парень был здоровенный, и конечно же не постник. Известно, что у Кристиана VIII было множество незаконнорожденных детей. Если и есть резон исключать из этого списка Андерсена, то он политический.

А литература? Этот якобы простолюдин много (и завистливо) интересовался атрибутикой королей и придворной жизни, отображая тему в своих сказках. "Снежная королева" (Snedronningen, 1844) - не исключение. "The Wicked Prince" (1840). "The Story of a Mother" (1847). Множество зрелых произведений, особенно вокруг 1848 года, дают психоаналитические доказательства: Ханс Кристиан знал, что его отец - король Кристиан, и сублимировал свои комплексы.

Библейская перспектива. Садик на балконе — Парадиз, Эдем. «И Кай пнул ящик ногою и сорвал обе розы». – Это вегетативная аллегория Грехопадения. Лицемерие, лукавство, злая проницательность имеют место в обоих текстах. Путешествие Герды навеяно Деяниями Апостолов, а Снежный дворец — явлением Белого Христа в начале Откровения Иоанна Богослова. Там сходный и смутный хеппи-енд.

МАША И МЕДВЕДЬ

Секуритология. Эта сказка — оберег, предостережение. Дети часто носили еду отцу, работающему в поле. Важно было предостеречь, чтобы не сворачивали с дороги в ягодный лес. Дескать, медведь заберёт. Но они всё равно срезали через лес. Если кто-то потерялся, говорили, что теперь Маша у Медведя живёт.

Футурология. Маша в коробе с пирожками — это предвидение будущего, когда у всех будут мобильники, коробчатые автомобили, когда всюду будет фастфуд и слежка, а Медведи и Маши будут зарабатывать доставкой пиццы

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

Социальная перспектива. Раньше было много сыновей, а земельный надел — один на всех. После смерти отца - как делить? Стреляли из лука. По гипотенузе отмеряли участок. Длинный участок получал тот, кому и по силам его обрабатывать. А младший сын слабосильный, стрела летит близко. Но участок мог оказаться болотистым, плохим. Тогда говорили, что «стрелу забрала царевна-лягушка». Большой урожай там не получишь. Придётся копать пруды, разводить уток и лебедей, добывать горючий торф. Всё это в сказке отражено.

Гностическая перспектива. Василиса Премудрая — это Базилевса София, царица мудрости. Мудрая работа с информацией позволяет из объедков восстановить лебедя, из последков создать целое озеро смысла, а из лягушонка вырастить умного человека. Это аллегория.

Экологическая перспектива. Иван сжёг лягушачью шкуру, и белая лебедь улетела. Это про выжигание пустошей, лесов, осушение болот, что приводило к пожарам и оскудению всех ресурсов, включая исчезновение птиц, рыб, амфибий.

Перинатальная перспектива. «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом». Это утроба, женское лоно. Избушка повернулась, Царевич взошёл в неё и видит: «на печи, на девятом кирпичи, лежит баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит». Если на девятом кирпиче, значит, это девять месяцев беременности. И в избушке лежит - эмбрион, плод. Он, кстати, костяного цвета. Свежая кость при потрошении дичи красноватая или синеватая, окровавленная, с надкостницей и хрящом. Покровы эмбриона, плода и новорождённого имеют сходную фактуру.

Генеалогическая перспектива. «Нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Кощей, кастрык - это не скелет, а остов человека, то есть его Род, биологическая основа породы. Древние не знали про ДНК, но знали, что такое Genus — Род, Колено. Генетики заимствовали этот термин у знахарей, и сделали биохимическим. Но и знахари знали, что человека воссоздаёт Род - сверхсистема запрограммированного и средового развития, включающая в себя породу, воспитание, карму, дух предков.

Ясновидец прозрел эмбриогенез в виде метафор: кончик иглы (ДНК), игла в яйце (ядро), яйцо в утке (сперматозоид), утка в зайце (зигота), заяц в сундуке (дробление бластоцисты), сундук на дереве (пуповина и плацента). Стремление убить Кощея – это мечта уничтожить опасного человека ещё в колыбели, ещё в утробе, предотвратить зачатие, вернуться в прошлое и истребить семя, род врага. Уничтожение рода (genus caedo) практиковалось довольно часто.

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ

Логическая перспектива. Это известная дилемма: выбирать заднюю часть тела или переднюю, низ иль верх, секс или трёп. Она не решается через или/или, а только через и/и. Идеальный вариант - медведь забирает себе всё: всю репу, всю рожь, и даже самого мужика. Так и поступает сильное государство. Альтернативный вариант ещё сильнее: мужик забирает себе и всю репу, и всю рожь, и медведя, а затем всё это продаёт, и вдобавок торгует историями про вершки и корешки. Тороватый мужик.

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ

Шпионская перспектива. В сказке Емеля нырял, ездил на спецтехнике, колотил офицера его же дубинкой, пересекал границу в бочке, строил дворец. Его подвели под арест, чтобы закрыть в бочке. Но он перешёл границу, шантажировал царя и взял царство. Его считали дураком Емелей, а он стал самым успешным царём за всю историю. Исконные значения имени Емеля (лат. Aemiliánus) — льстивый, соперник (победитель соревнований), конкурент (rival), выдающийся оратор. Ergo: cочинитель - ясновидец, пророк. Поэтому сюжет стал так популярен.

-----------------------------------------------------------

Теперь можно решить и куда более сложные коды.

СИБИРСКАЯ СКАЗКА

Дельфийская сибилла - Лето, она творила для Аполлона. Сибирская сибилла - Зима, она творила для зимних небожителей, кто вырос в снегах. Всё это сочинялось для них. В те годы. Поэтому она казалась такой странной.

И полетели ножи и стаи упрёков.
И заблудились во лжи и в собственных чувствах.
Он тебя таки убьёт, но в самом финале,
А пока – дыши весной, злой, и с кем захочешь...


Инкарнация и провидение — стократ сложнее, чем принято думать. Я вспомнил, где видел эту картину. Кот был человек размером с пуму. Сверхъестественной красоты. Говорил мало, в основном мяукал. И там действительно мыли посуду. Только не на кухне, а в море. Картина была до смешного чудесная. Никто в мире больше такого не увидит. А если и увидит, то не поймёт, что это - мгновенный снимок настоящей Прародины. Именно в таких ландшафтах был вылеплен Первочеловек. И он выглядел именно так.

ЭДЕМСКАЯ СКАЗКА

Эту сказку поймёшь только ты. Ибо гений, хотя и не умён. Следующий гностический шаг, суть которого остаётся за кадром, помогает нам узреть топос, где произошло Сотворение, Грехопадение и Изгнание. Три совершенно разных события, невероятно сложных постановочно и очень простых по сценарию. Эти лексемы понимаются современными людьми весьма превратно, поэтому нарратив превращается в абсурдный миф. В реальности же та ифритская история выглядела более чем натурально, даже слишком натурально. Сад Хеттем - это плато Урфа, на берегу Евфрата. (Позднее там был самый дальний уголок Pax Romana - чьё присутствие в вещем сне помогло разгадать эту безграничную тайну.)

Теперь понятна и мизансцена, и кастинг, и какой звездой был исполнитель главной роли - Хаддам из Хеттема. Выгоревшие волосы, а не крашеные. И понятно, почему на обрыве имелись именно Врата. У нас там - верёвка с узлами, а в мезолите архитектура была посерьёзнее. И понятно, куда изгнанники отправились на плоту. Течение мощной реки, рафтинг отчаянных, плавные плёсы. Они сделали несколько остановок, которые в дальнейшем стали святыми городами.

И понятно, кто к ним позднее приплыл, приметив будущий Tell Zeidan, где высилась его собственная скульптура. Двадцать лет разлуки! И понятно, в честь кого Эль тогда изваял первейшую скульптуру Homo sapiens recens, так называемый "Urfa Man". И наконец, понятно, где был селекционный центр "белого человека", город инбридинга, институт жизни и смерти, до сих пор морочащий человечество образом "арийский блондин". Как вас заворожил этот мезолитический художник! Гёбекли-Тепе, пресловутый "Пуп Земли". Xirabreşk. Никто не помнит его истинное название, только коллективное бессознательное - что и уловили божества интернета. В этом скриншоте, как в картах гадалки, вдруг проступили Эдем, Берешит, Адам Ришон и Изгнание.



Сейчас всё это, конечно, смотрится нелепо. 12 тысяч лет плохо влияет на внешность. Но в то время место было красивейшее. И скульптура была лучше всех. Облачённая и выкрашенная, она казалась поразительно похожей на прообраз. А разоблачённая? Между прочим, её тогда мало кто видел. Теперь понятно, почему. И зачем она была нужна. С помощью этой антенны был запущен проект Голоцен. Иначе бы продолжался Кайнозой и Палеолит.

Адам - тоже сложное понятие. Их было много поколений и линий. Было племя Кадмон - это предшественники, целый изолят брахикефалов. Было племя Элион - это приручённые линии, лобастые, тонкие, гордые. Было племя Ха-Ришон - это самые породистые и ручные (только там звук не Р, а В). Он же был лучший, самый львиный и чуткий. И тоже Сын Грома - его гнев гремел на всю вселенную. Когда он сердился, молнии сверкали, волны вскипали. Потомки людей Эля его так и назвали: ἄν-θρω - как два звука огромного кота.

В тексте Берешит всё так выхолощено, что немногие поняли, какие чувства испытывал Эль. И что он ощущал все годы расставания, пока не снарядил собственный плот. А ведь это величайшая драма за всю историю человечества. Скорбь их обоих, вина старшего и обида младшего, взаимный стыд - породили такое возмущение, что оно до сих пор ощущаются чуткими сердцами. Оттого и открывается сей повестью Книга Книг.

Под конец ты устал и пропустил адресованные тебе знаки. Ладно, так и быть. Нельзя позволять, чтобы сказочники действительно вели сказочную жизнь.
Tags: архетипы, герменевтика
Subscribe

  • "Смерть Ивана Ильича" - как зеркало

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910) "Смерть Ивана Ильича" (написано и опубликовано: 1882-1886) * «Этот рассказ — самое яркое, самое совершенное и…

  • Бравый Швейк и Брауншвейг

    КРИВАЯ ДОРОЖКА С раннего детства Ярослав Гашек поражал окружающих памятью, интеллектом вундеркинда, страстью к хохме. Но почти полжизни он бегал от…

  • Горький в Горьком

    Горький вроде бы писатель пролетарский, а на самом деле - мистик и гностик. У него и жизнь была тоже полна мистики. Однажды Алексей Максимович Пешков…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments