antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Кто такой "Капитан Воронин"

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПЕСНИ

Песня "Капитан Воронин" группы "Аквариум" кажется мутной и водянистой, как заросший аквариум. Особый приём стеганографии - длинные отступления, вычурный фон, обилие случайных персонажей. Он отвлекает, не даёт заметить главную мысль, которая записана безо всякого шифра. Здесь этот приём можно назвать рококо-рок (за кукареканьем коего не различить основную идею). А идея эта вполне натуральная, природная, птичья:
*
Каждый человек он как дерево,
он отсюда и больше нигде.
**
И если дерево растет, то оно растет вверх,
и никто не волен это менять.
***
А сердцу нужны и небо и корни,
оно не может жить в пустоте.


Остальное содержание кажется нагромождением образов из фильмов и книг, нанизанным на архетип пути. Всем понятно, что мизансцена песни должна походить на вестерн. Однако я подозреваю, что автора вдохновили не только фильмы с Клинтом Иствудом, но и книги по индуизму, образ Варуны, эссе Трубецкого и некоторые другие вещи.



АНТРОПОЛОГ КНЯЗЬ ТРУБЕЦКОЙ

Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938) - выдающийся русский лингвист, философ, публицист, этнограф и историк. Дворянин, князь из большого рода Трубецких, сын ректора Московского университета. В 1920 году эмигрировал сначала в Болгарию, затем в Австрию. Преподавал в Венском университете. Активно участвовал в работе центра структурной лингвистики "Пражский лингвистический кружок" (Pražský lingvistický kroužek). Один из основателей евразийства. Основной труд - "Основы фонологии" (опубликован в Праге, 1939). Убит в Вене после аншлюса.

В моём понимании Трубецкой - антрополог, ибо изучал феномен человека, а не научный парадигматический проект. Будучи ещё молодым эмигрантом, Трубецкой опубликовал работу (по формату - эссе) под таким названием:
Трубецкой Н.С. Религии Индии и христианство / На путях. Утверждение евразийцев. — Прага, 1922.

Эссе начинается такими словами:
Когда говоришь об исходе к Востоку, о поворотах к Востоку, легко быть неверно понятым. Может создаться впечатление призыва к усвоению одной из "восточных" культур, или по крайней мере части одной из этих культур. А так как самое бросающееся в глаза отличие всякой "восточной" культуры от "западной" лежит в сфере религиозной, то часто призыв к повороту на Восток понимается в смысле влечения к одной из "восточных" религий.

В своём эссе автор широко и смело рассуждает об эволюции индуизма и буддизма (не являясь, впрочем, индийским индусом, индусским брахманом, равно как и европейским индологом-колонистом):

В буддизме находит себе завершение цепь логических последствий происшедшей в конце ведийского периода победы Индры над Варуной. Отвергнув всеблагого бога, творца-вседержителя, человек неизбежно должен прийти к мысли о самоубийстве. А так как вера в переселение душ делает простое самоубийство нецелесообразным, то для индуса оставался лишь путь духовного самоубийства, – прямое последствие отвержения Бога творца-вседержителя, отвержения, совершившегося в конце ведийского периода. Между этими двумя моментами, причиной и следствием, лежат попытки избежать неизбежности следствия (то есть самоубийства).

Признаться, я здесь ничего не понял. Похоже, князь темнит! А в заключительной главе звучит такая сентенция:

Попытка соединить Бога с дьяволом для христианина всегда останется кощунством. И конечно, не к этому призываемы мы, проповедуя "поворот к Востоку". Нет, никакой новой веры России искать нечего.

В контексте эпохи можно предположить, что Гребенщиков написал эту песню к столетнему юбилею Трубецкого, а затем выпустил на диске "Чёрная роза..." в 1990 году. Однако возникает анахронизм. Говорят, что песня была опубликована ещё в 1987 году в альбоме "Наша жизнь с точки зрения деревьев".
http://www.kursivom.ru/аквариум-капитан-воронин-бг/

Поэтому надо отбросить версию, что Гребенщиков откликнулся на статьи про Трубецкого к его столетнему юбилею в 1990 году, и поверить, что он прочёл само эссе "Религии Индии и христианство" ещё к 1987 году. Ничего сложного. Это короткий и русскоязычный текст, достаточно пяти минут. А Б.Б. Гребенщиков в 1980-е - высокообразованный деятель молодёжной культуры, проживал в просвещённом Ленинграде, интересовался этнологией. В стране же шла Перестройка, разгоралась мода на мистику, а знатоки жизни в основном занимались кофейным и карточным гаданием: что было, что будет и чем сердце успокоится. И, как обычно, не сумели угадать многие простые закономерности...

ПЕРСОНАЖИ

Истину инспирации узнать принципиально невозможно. Даже если обратиться к самому автору. Когда человек сочиняет, он и сам не ведает, откуда возникают образы. Зачастую проходят десятилетия, прежде чем автор поймёт смыслы и вдохновляющие прообразы собственных опусов. Вдобавок Борис Борисович Гребенщиков - профессиональный сочинитель, духовидец, и всегда любил туманные мистификации. Поэтому герменевтическая реконструкция может быть точнее, чем авторское интервью.

Используя "восточную" герменевтическую линию, можно истолковать персонажей песни не как пародийный коллаж, а следующим образом:
"Матрос Егор Трубников" - эмигрант Трубецкой + волевой председатель колхоза из фильма "Председатель".
"Капитан Воронин" - Варуна верхом на чудовищном крокодиле Макара.
"Клинт Иствуд" - Clean(t) East Wood ~ чистое дерево Востока.
"Дед Василий" в ореоле двойного сумасшествия - это Василий Блаженный.
"Индеец Острие Бревна" - вроде бы смешная, фаллическая пародия. Не знаю, кто это. Если отталкиваться от Варуны, то это Индра. Здесь заложен ключ "индийского" шифра. Другой вариант, что бревно - это вахана Варуны. Но вряд ли БГ забрался в такую глубь реки. Ещё один вариант - это Mr. Bromden, Chief Broom, индеец Вождь Швабра. В киноклубах фильм показывали ещё в 1980-х.


ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ

Разумеется, может быть сколько угодно иных истолкований.
Например, коллега paulkorry высказал продуктивную идею, что автор вдохновился книгой "Град обреченный" А. и Б. Стругацких. Официальная дата завершения рукописи — 27 мая 1972 года. (Значит, делался самиздат.) Публикация текста была осуществлена только в Перестройку. Впервые главы из романа публикует журнал «Радуга» — с января по апрель 1987 г. (Значит, к моменту написания песни, БГ уже мог ознакомиться с фрагментами.) Затем роман публикуется в журнале «Нева» — в сентябре-октябре 1988 г. и в феврале-марте 1989 года. В 1989 году роман выходит отдельным изданием.

Действительно, в книге (как и в песне) фигурирует Город, председатель колхоза (по фамилии Давыдов), а протагонист Андрей Воронин возглавляет экспедицию на север, то есть он капитан. Следовательно, инспирация имела место, хотя бы частичная. Однако судить о совпадениях не могу, так как читал книгу 30 лет назад, и уже и не перечту. Атмосфера и философия как-то не особо коррелирует.

Легко истолковать протагониста напрямую. Владимир Иванович Воронин (1890-1952) - знаменитый в те времена капитан парохода "Челюскин", ледоколов "Ермак", "Леваневский", "Иосиф Сталин", китобойной флотилии "Слава". Умер на капитанском посту. Похоронен на Шуваловском кладбище. Очевидно, БГ уважал Воронина, поскольку отец руководил опытным заводом пароходства. У БГ есть песня "Боже, храни полярников". Однако с нарративом песни "Капитан Воронин" связь не просматривается. Обстановка там совершенно обратная.

КОДА

Вахана Варуны... Моей ваханой был гнатибелодон. И я ещё застал те времена, когда мальчишки плавали на слонах и брёвнах. Это обычный инстинкт адаптивных игр аквапитека. Ныне он запускается на надувных устройствах. Но кто этот "один мальчик" в финале, непонятно. Обычно нарратив замыкает персонаж сверхзначимый, поэтому истолковать его непросто.

Как сказал один мальчик, случайно бывший при этом,
отныне все мы будем не те.


Что это за ересь? Надо подумать. У песни дискурс экзистенциальный, танатологический, мегаэкологический. В этом аспекте есть всего два события, которые изменили мироздание автора: это рождение Христа, ознаменовавшее начало "новой эры" летоисчисления, и рождение самого барда, младенца мужского пола, которого записали в ЗАГСе "Борисом", и тогда началась его собственная онтология, теперь уже нескончаемая.

СМЫСЛ АБСУРДИЗМОВ

Далее можно истолковать и абсурдизмы нарратива. Например:

Он знал что все видят отраженье в стекле
все слышат неестественный стук.


Это иллюзорность восприятия и звук собственного сердца, который не замечается, и при озвучке извне кажется неестественным. Индусы придавали этому большое значение.

Приехавший соскочил с коня,
пошатнулся и упал назад.
Его подвели к капитану
и всем стало видно что Воронин был рад


А это что за ерунда? В избранной нами "восточной" герменевтике это Варуна-всадник, который побеждён Индрой, низвержен и отброшен назад. Однако тем самым он набрался ума, и может обернуться, переосмыслить, поучить мудрости самого себя, ответить на былые вопросы. Так и созревает личность.

ВАРУНА ВАРАН

Кстати, кто такой сам Варуна, каковы палеонтологические корни архетипа? Надо взглянуть на атрибутику. "In the Hindu Puranas, Varuna is the god of oceans, his vehicle is a Makara (crocodile) and his weapon is a Pasha (noose, rope loop)."
https://en.wikipedia.org/wiki/Varuna
Понятно. Это обобщённый образ водной гигантской рептилии: крокодил, варан, теропод. Вараны хорошо плавают и могут нападать из воды. Петля - хвост. Все они способны убить одним ударом хвоста. Мифопоэтические отображения варана я анализировал, но кажется не опубликовал. Опубликовал только про его вахану, чудовище Макару.
Прообразы мифических чудовищ Ammit & Makara


ИЗ ЖИЗНИ ГРУППЫ

Рассмотрим также контекст жизненных обстоятельств автора. В его окружении на Варуну больше всего похож Всеволод Яковлевич Гаккель. Это был довольно крутой товарищ: из семьи океанографа-разведчика, отслужил в армии, работал грузчиком, имел разносторонний опыт и образование. В 1987 году у него обострился конфликт с музыкантами "Аквариума". Гаккель несколько раз покидал группу, но его удавалось вернуть. Конфликт серьёзно осложнил работу над альбомом "Равноденствие". Его записывали в студии фирмы "Мелодия", и получили, вероятно, самый художественный альбом "Аквариума". Однако во время записи песни "Партизаны полной Луны" Гаккель в очередной раз повздорил с Романовым, собрал виолончель и ушёл. Гребенщиков очень переживал, поскольку это был удар по группе, студийному проекту и сценическому имиджу группы (ибо Гаккель выглядел на редкость стильно).



Отсюда напрашивается такой вывод. Гребенщиков в 1987 году написал песню-рефлексию "Капитан Воронин", одна из граней которой посвящена Гаккелю. "Отныне все мы будем не те", - это переживание раскола коллектива, причём в тот момент, когда впереди замаячили коммерческие перспективы.

ПРОВЕРКА ЯСНОГО ВИДЕНИЯ

Анализ хронотопа не противоречит версии о связи "Гаккель - Варуна - Воронин".
Эксперты пишут, что Гребенщиков написал песню "Капитан Воронин" и другие композиции альбома "Наша Жизнь с Точки Зрения Деревьев" летом 1987 года, после записи "Равноденствия", будучи на Валдае, переживая конфликт в группе и скандал в студии "Мелодия".

Он тогда удалился на свой северный полюс, и мог ощутить, что происходит на другом северном полюсе, где какой-то подросток, худосочный и равноудалённый от всей цивилизации, карабкался на склон Авачинского вулкана, неся на плечах усталую старую собаку.

В ещё не открытой земле,
На которой пока лежит снег
Мимо горных ручьев, мимо стоячих камней
Мимо чёрных деревьев...


Да, верно. Это ольховый стланик. Он чёрный. Сейчас проверим и дальше внутреннее зрение пророка. Достанем свои "ШБ МНК ЫМБШ". Вертолёт в Долину Гейзеров он разглядел. Лебедей в пойме Паратунки - он разглядел. Серые вулканические бомбы на изумрудной траве он тоже разглядел. Видел снежных баранов на склоне Аага и Арика. Видел Командорские острова, красные от жимолости руки и лютых комаров. Странно, что он даже разглядел шмелей, которые на Камчатке вылетают в мае, когда ещё лежит снег, и всякую весну забираются в форточку. И он сделал эту песню столь же мне нелюбимой, как и моё далианское пробуждение от гудения шмеля под шкафом. Убить жалящую мохнатость было жаль; приходилось ловить шмеля тканью и по-набоковски выпускать его на волю.

Значит, и в самом деле "все видят отраженье в стекле". Но только там, внутри песни, внутри нашего мира. В том самом нашем-вашем солипсическом микрокосмосе.
Tags: герменевтика, музыкальная антропология, русский рок
Subscribe

  • Про что «Понедельник начинается в субботу»

    0. Текст не для всех. Повесть «Понедельник начинается в субботу» Аркадия и Бориса Стругацких - книга культовая, поэтому её внешние оболочки изучены…

  • Почему кинопремию назвали "Оскар"?

    ЛЕГЕНДА Самая известная кинопремия называется «Оскар». Откуда взялось это название? И почему оно закрепилось за таким грандиозным проектом?…

  • Mama Luba & jumped the gun

    Культурологическая интертекстуальность - это интересно, хотя и небезопасно. Впервые вижу, чтобы русские кого-то вдохновили на Западе. Уже не впервые…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments