Поэтому постичь "наш гештальт" можно лишь методами реконструкции, причём разнообразными, от астрофизической, палеонтологической и экологической - до лингвистической, судебно-следственной и военно-разведывательной. Затруднительно бывает даже выделить чистые образцы "нашего гештальта", осуществить пурификацию этих путрефактов, отделить их от мистификаций, суггестий и аттитюдов. Потому что преобладают документы официозные, парадные и постановочные.
Взять, к примеру, данный образчик - Подметальная машина ПЛ-3, 1952 год. На поверку это красивое фото является постановочным, по договорённости с жилкомхозом. А этот якобы серийный кунштюк, очевидно, является полукустарной разработкой, собранной в нескольких экземплярах по конверсии, и подметавшей в летнее время несколько главных проспектов, генеральских улиц. На подобных объектах было довольно чисто, но нет нужды отрицать феноменальную грязь в большинстве мест, где ступала нога культивара Homo soveticus.
Несмотря на фейковость образчика, перед нами великолепный кейс по этнопсихологии того квази-этноса, который распространился на Севере Евразии, подчиняя свой бонитет бореальной фенологии. Это идеальный "Наш Гештальт" - где найдёшь ещё такой. В этом механическом дворнике всё предельно гармонично и стильно: посредственная функциональность, маломощная конструкция, низкая эргономичность, предательская надёжность, отталкивающий дизайн, заранее грязный цвет, нарочитая символичность (Самоходный Мусоро-Совок) и даже самоназвание "Подметальная машина Пл-3" (с нерелевантной аббревиатурой).
Название в пролетарской культурологии чрезвычайно важно. Коммунисты-пролетарии превращали буквализм в настоящий культ, были экзегетами аббревиатур и междустрочий. В Пл-3 так и видится нечто пыльное, плёвое, плюгавое, на троечку. Некая пила с педалью. И даже нечто палёное. Несмотря на вопиющую аутентичность, этот мусоро-совок для генеральных чисток вполне может оказаться карго-моделью какого-нибудь убогого фабричного уборщика, скопированной из американского индустриального каталога начала ХХ века.
Этот карго-культ тоже был главной компонентой и экзистенциальным механизмом: техпроект утверждался, только если жёны и секретутки могли полюбоваться на картинки прототипа в буржуйском журнале. Всё это создавало прочный (и порочный) круг тесно скоррелированных факторов, и вылепливало уродливую, но чрезвычайно устойчивую культурологическую сверхсистему, близкую к "чёрному ящику" - как в переносном смысле, так и в самом прямом. Ибо разработками занимались шарашки, ящики и секретные главки, и клали их отлёживаться в долгие ящики управлений, пока клубок друзей не соизволит поскрести картинку крашеными ноготками.
И ежели кому-то вдруг показалось, что эта система давно сыграла в ящик - такие иллюзии можно выбросить в мусорку. Ибо устойчивость - это по определению устойчивое качество.
* Теперь надо проверить саркастичное априори пролетарского аналитика.
Автор фото - не любитель, а служебный фотокорреспондент. Михаил Озёрский (1898-1968), член РОПФ, военкор, штатный сотрудник Совинформбюро, Фотохроники ТАСС, СИБ и АПН, то есть представитель четвёртой власти.
Источник фото: А 0-19606. Главное архивное управление города Москвы, ГБУ «ЦГА Москвы».
Подметальную машину Пл-3 изготовлял на базе трактора У-1 "Экспериментально-механический завод Управления благоустройства Мосгорисполкома." То есть локальная артель по обеспечению быта.
Quod erat demonstrandum.
http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/1198/
https://pastvu.com/p/932980?hl=comment-1893971
Вообще тема "Советская фотография" чрезвычайно интересна, потому что континуально перетекает в фотошпионаж, со всеми его функциями и проблемами.
https://rosphoto.com/portfolio/yuriy_somov-4438
Journal information