antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Про кого "В траве сидел кузнечик"

Режиссёр Владимир Голиков рассказывал о создании мультфильма:

- Когда я делал "Незнайку-поэта", у них уже был приглашен на эту серию композитор Владимир Шаинский, поехали мы к нему. Договорились о встрече. Он сказал: "А чего вы хотите?" Мы сказали: "Музыки хотим". А Шаинский сказал: "Вы хочете песен – их есть у меня". Словами Джамбула. У Шаинского квартирка маленькая была, двухкомнатная. И стояло пианино. Задача была такая: нужно было написать центральную песню для серий. И было решено на стихи Носова писать песню "В траве сидел кузнечик". А потом стал вопрос другой. Проходная музыка нужна была под тему поэта. Поэта какого сделать в "Незнайке"? Прямого советского, который, как говорил Хрущев, "пишет стихи и зовет на стройки коммунизма"? Но решили мы сделать несколько старорежимного поэта, декадента, в веночке таком... И под него какую тему подложить? Я говорю: "Володь, давай подложим какое-нибудь пошлейшее танго. Наверное, это ляжет". И он наиграл сходу эту тему. Мы записали это в Москве с оркестром. Танго попало в точку. Начальство "Экрана" возмутилось: "А что это за музыка? Но там была такая мадам – Стелла Жданова, у которой муж был референтом у Брежнева. И она что ни вякнет – все закон. И она сказала: "А мне нравится". И пошла вся музыка без поправок".
https://news.tut.by/society/373323.html



Вроде бы правда от первого лица, интервью создателя. А на самом деле - мистификация. Никакого там нет "пошлейшего танго". Это кавалерийский марш, только стилизованный для комичного мультфильма. Если его оркестровать, можно делать парад-дефиле.

Песенка стала сверх-популярной, потому что её текст был актуален для граждан, переживших раскулачивания, "закон о колосках" и прочие репрессии всех сортов. В лихие времена подростков согревали военные марши. А какой был самый популярный? "Марш красных кавалеристов" - с бодрой музыкой Покрассов.

Комический эффект обычно достигается инверсией. Если сделать инверсию "Марша Будённого", заменить "красный" на "зелёный", "былинников" на "он был", воинственно скачущих кавалеристов - на мирного прыгучего кузнечика, то и получится эта песенка. Кавалерии, кстати, требовались кузнецы, а кавалеристы имели характерный лягушачий варус. Этот род войск был когда-то самым амбициозным, но технический прогресс и управленческая доктрина его ликвидировали. Приземистые жокеи с кривыми ногами и огромными руками, умеющие разрубить человека пополам, были весьма и весьма обижены, когда вдруг оказались не у дел.

Шаинский был синэстетик, поэтому прославился в четырёх ипостасях: великий + детский + композитор + песенник. Это очень сложное, уникальное сочетание. (Тиктокер может прославиться, но не быть ни великим, ни композитором, мы это понимаем.) Шаинский - гений импровизации, великолепно знал культурное и историческое наследие. Вот и наиграл мелодию, которая бы вызывала максимальное узнавание, но не являлась плагиатом. Носов вряд ли подразумевал военный смысл, по крайней мере, осознанно. Но Шаинский, с его быстрым умом, увидел, что "Кузнечик" - кавалерия, "Козявка" - мирные колхозники, "Мухи" - авиация, а "Лягушка" - танковые войска. Танки действительно пожирали безумное количество топлива и стали. И людей.

Ещё одна инверсия:
Носон-Нохим Абрамович Френкель, псевдоним - Анатолий Д'Актиль: автор слов "Марша красных кавалеристов".
Носов Николай Николаевич - автор слов "Песни зелёного кузнечика".
Владимир Яковлевич Шаинский в таких деталях разбирался.



А неназванный начальник "Экрана" тоже имел слух и соображение (как опытный агитпроповец), поэтому уловил подвох и деланно возмутился. Однако сработал буферный механизм человечности. Такие посторонние тётки, как эта Стелла (вообще-то при рождении - Сталина), спасли для нации множество ценных проектов. Если бы не они, советское наследие представляли бы песни в формате "Разведка наша - весь народ".

У Марша Будённого интересная концовка. В какой-то мере пророчество (вероятно, самосбывающееся). Надо бы присмотреться.

Высо́ко в небе ясном вьётся алый стяг,
Мы мчимся на конях, туда, где виден враг.
И в битве упоительной
Лавиною стремительной —
Даёшь Варшаву, дай Берлин —
И врезались мы в Крым!


Всё как по писаному.



Ещё про героев Николая Носова:
О чём сочинял и что любил поэт Цветик?
Кто такой Незнайка?



PS. Подбирая эти иллюстрации, я убедился: уровень "просвещения" в Сети так низок, что никакая цензура или подотчётность ему нисколько не повредит.
Tags: герменевтика, музыкальная антропология
Subscribe

  • Про что «Понедельник начинается в субботу»

    0. Текст не для всех. Повесть «Понедельник начинается в субботу» Аркадия и Бориса Стругацких - книга культовая, поэтому её внешние оболочки изучены…

  • Почему кинопремию назвали "Оскар"?

    ЛЕГЕНДА Самая известная кинопремия называется «Оскар». Откуда взялось это название? И почему оно закрепилось за таким грандиозным проектом?…

  • Mama Luba & jumped the gun

    Культурологическая интертекстуальность - это интересно, хотя и небезопасно. Впервые вижу, чтобы русские кого-то вдохновили на Западе. Уже не впервые…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments