antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Кто такой Хнум

Хнум - основное древнеегипетское божество: демиург, слепивший человека на гончарном круге, бог плодородия, управляющий разливами Нила, "Божественный Гончар", "Владыка Неба". Почитался по всему Египту и Нубии. Центры культа - Элефантина (самый юг, близ Асуана) и Леонтополь (самый север, в дельте Нила). Изображался человеком с головой барана со спирально закрученными рогами.
https://en.wikipedia.org/wiki/Khnum

Можно утверждать, что Хнум - самый известный среди древнеегипетских сакронимов, потому что ему посвящено самое крупное и интригующее сооружение Древнего Мира, посвящённое фараону с полным именем Khnum-Khufwy. То есть, нам надлежало бы прославлять не "Пирамиду Хеопса", а "Пирамиду Хнум-Хуфу".
https://en.wikipedia.org/wiki/Khufu



У него мог быть реальный прообраз - человек выдающихся способностей и внешности. Массивный мужчина, с крупной головой, широкой и горбатой переносицей. Цвет волос, как у горных баранов - рыжевато-чёрный с проседью. На лбу лысина, по бокам - косы, обмазанные глиной и закрученные улиткой. Такой фасон был распространён в прошлом.


Хнум-человек был гениальным природоведом. Увлекался лепкой. Археология показала, что в каменном веке было много прекрасных художников и резчиков. Следовательно, кто-то и лепил не хуже Родена. Работая с глиной, Хнум изобрёл обжиг и гончарный круг. Для тех времён это крайне сложно. Он имел мощные и чуткие руки, знал толк в бальзамах, поэтому был также выдающимся массажистом, лекарем, костоправом. Среди массивных и смуглых людей рождались носители ультрасапиентных качеств - светлые, грацильные, шумные, поэтому менее жизнеспособные. Хнум брал их в своё глинодельное племя.

Он применял особый уход и обучение, включая целевые тренировки и лечебный массаж, поэтому выращивал выдающихся людей. Всем известно развивающее действие спорта. А массаж в большом спорте обязателен. У приматов есть инстинкт груминга. Без этого детёныши погибают. Но массаж сложнее груминга, его надо изобретать.

Особый эффект давали скручивания и вращательные упражнения. Поэтому в памяти сохранился мотив, что Хнум вылепил людей на гончарном круге. Он вылепил не весь род людской, а только "настоящих людей" - так часто называют аборигены своё племя. Трансовое верчение сохранилось в практике дервишей, и ныне превратилось в коммерческий танец.



Работая с глиной и камнем, "Люди Хнума" создавали поселения, выделяющиеся среди прочих становищ. Приходящие видели нечто небывалое: парк скульптур, орнаменты, инсталляции, стены, печи, склады, загоны и клетки. "Люди Хнума" были аттрактивны и фертильны, а и их поселение привлекало окружающих, что существенно влияло на генофонд. Это стало фактором развития ультрасапиентности и неолитического культурогенеза.

По преданию, священное животное Хнума - баран. Следовательно, Люди Хнума работали с копытными рода Ovis. Охота (без ружья) и разведение горных баранов - опасное и трудоёмкое занятие. Оно давало много ценных материалов: рог, жир, мясо, шерсть, шкуры. И способствовало физическому развитию. Дети приручали молодых барашков, катались на них. Центрифуга гончара позволяла тренировать устойчивость. Пережиток той практики - детское родео.

Хнум вплетал в свои косы овечью шерсть, делая их массивными и рогоподобными. Египетский Аммонов рог - это воспоминание о такой "причёске бога". Также Хнум изучил цементирующие свойства, строительство плотин, использование ила для выращивания растений. Древним селекционерам нужны были особые растения, чтобы кормить зверей запертых и привязанных. Поэтому Хнум считается и богом плодородия.

Хнум-человек был долгожителем, но не бессмертным. Однако после него осталась школа первобытных технологий, где последователи вдохновлялись его духом. Люди Хнума высоко ценились. Им позволяли возводить сооружения - которые ныне называют храмы. Им позволяли не охотиться, и приносили пищу - ныне это называют "жертвоприношение богам". Последователи Хнума веками сохраняли и приумножали его наследие - ныне их называют жрецами и считают бездельниками.

Есть и альтернативная точка зрения. Хнум - это бог с головой барана, выдуманный египтянами. Египтяне были гениальными строителями, но круглыми дураками, поэтому делали безумно трудоёмкие сооружения ради своих фантазий. Здесь неясна дефиниция термина "бог", не объясняются личностные интенции и причины устойчивости культа. Тем не менее, версия считается научной. Мне кажется, она столь же абсурдна, как считать, что политикой Живого Журнала управляет Козёл Фрэнк.

Далее выяснилось, что я стал жертвой собственной доверчивости. Какой-то баран написал, что "Хнум изображался человеком с головой барана со спирально закрученными рогами". И я в это поверил. Но затем присмотрелся к рисованным изображениям, и обнаружил, что это голова вовсе не барана. Это не муфлон, архар, уриал, бигхорн или чубук. Более того, в Египте никаких баранов и не было. Все представители рода Ovis обитали в горах Евразии и Америки, очень далеко от Африки. Наш снежный баран (Ovis nivicola) умудряется выживать на севере Камчатки и Чукотки, прекрасно добывая пищу из-под снега. Но они не такие бараны, чтобы лезть в пустыни Египта, где нет ни травинки. Там совершенно неподходящая экосистема для овцеводства.

"Египетская сила! - воскликнул я. - Да это же антилопа!" Ибо такая голова типична для винторогой антилопы. Так выглядит, например, канна или гарна. У головы барана другой гештальт: форма рогов, положение ноздрей, общая лепка.



Я уже сталкивался с биологическим недомыслием традиционной египтологии. И связываю это с тем, что её разрабатывали кабинетные учёные, в основном, французские и британские гуманитарии XIX века, которые не разбирались в природоведении. И обладали мышлением колониалистов.

В ареалах проживания египтян были полупустыни и саванны, где раздолье антилопам. Самые внушительные в этом регионе - аддакс и большой куду (Tragelaphus strepsiceros). И у сохранившихся изображений Хнума голова - именно как у большого куду! Совпадает лепка, расположение пятен, форма рогов и общий гештальт тела и головы. У барана тело бочковидное, а куду кажется плечистым. Не совпадает лишь то, что один рог направлен вперёд. Но таков египетский изобразительный стиль - «Walk Like an Egyptian».



Слово куду - африканское. Его возводят к койсанскому языку, но полагаю, это такой же фейк колониальной этнографии, как и "голова барана". А название kudu восходит к тому же корню, что и сакроним khnumw.

На некоторых барельефах у Хнума действительно наблюдаются черты барана. Но, во-первых, они как будто наложены сверху на голову антилопы. Во-вторых, как уже говорилось, для Египта баран - вид экзотический и малополезный.



Отсюда вывод. Всё, что я придумал про Хнума-человека, одновременно - и было, и не было. Нет сомнений, что в обширной популяции Восточной Африки рождались гении, которые славились работой с глиной и основывали технологические школы. Кто-то ведь изобретал кирпич-сырец, глиняные дрэды, диски-украшения, скульптуру, гончарные технологии. Сама по себе "людская масса" изобретать не умеет, нужны смелые и мощные трансгрессоры. А в глубокой древности трансгрессоры не уничтожались государственными спецагентами, но получали адаптивное и селективное преимущество, становились лидерами и патриархами, формировали племя.

Тем не менее, атрибутика "ортодоксального" мифа про Хнума (который тоже не мешало бы проверить на фейки) является фантазией, точнее, продуктом тотемического мышления и африканской мифопоэтики. Поэтому атрибут рогатой головы (которую бараны называют "бараньей"), очевидно, восходит не ко внешности прототипа-человека, и не к его овцеводческой практике, а к тотему. То есть, Хнум-человек считался представителем рода куду.
Tags: Египет, архетипы, биология, герменевтика, история
Subscribe

Posts from This Journal “архетипы” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment