antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Автомобиль Маяковского

Лили Уриевна Каган-Брик была "музой в законе", то есть куратором Маяковского. Такие назначенцы - не солдафоны, а зачастую люди весьма пассионарные и обаятельные.

С одной стороны Брики крышевали Маяковского, с другой стороны - использовали. Ему пробивали разрешение ездить за границу и делать что угодно, то есть выступать и шуровать. Одновременно ему давали множество "партейных заданий": кого-то разбранить, про что-то написать, что-то купить, что-то выведать.

В советские времена всякий, кто куда-то ехал, получал задание: что-то кому-то отвезти, достать и привезти, выведать и сообщить. Эту обременительную феодальную традицию остроумно воспел Владимир Высоцкий - "Поездка в город". За границу же ехать было ещё тягостнее: список поручений разрастался в целое толстое уголовное дело.

Считалось, что Маяковский разбирается в технике, потому что служил в автомобильной роте. В порядке мобилизации на Германскую войну он действительно попал в Учебную автомобильную роту, где и прослужил до самой Октябрьской революции ратником второго разряда. Но иметь дело с автомобилем ратнику не пришлось – он даже не научился водить. Маяковский делал чертежи авто, рисовал портреты своих начальников, а также нечто особенное и антропоморфное для этих начальников. Последние задания приводили его в пунцовый гнев и заряжали революционным духом. Тем не менее он научился рисовать и ратовать, то есть выступать.

Автомобиль ему купила Татьяна Яковлева (1906-1991), очень необычная женщина. Она эмигрировала в Париж в 1925 году, будучи тяжело больна туберкулёзом. Голодное детство, мытарства революции и гражданской войны повлияли на её здоровье и образование негативно. Эмигрировала она, очевидно, как агент. Но впоследствии ускользнула, выздоровела, вышла замуж дважды, и прожила очень долгую жизнь. У Маяковского не хватало денег на автомобиль. У него их вообще почти не было. Всю кассу он тратил на постой и внешний лоск. Брик поспособствовала, чтобы Владимир познакомился с Татьяной. А Татьяна поспособствовала, чтобы "для Бриков" была куплена машина - достаточно дешёвая и непрезентабельная. Это был серый, по нашим мерками, "запорожец". Renault NN значительно уступал шикарным авто тех лет - по всем параметрам. Однако значительно превосходил советские телеги с лошадью или трамваи царских времён, на которых перемещались гражданские массы.

На самом деле Маяковский был не в восторге от всего этого. Покупка была хлопотной, создавала опасные слухи, вызывала зависть у коллег и стукачей. Машину он называл "Хрено", а водительницу - "Бричкой". Сам он не мог насладиться ездой, так как не водил. Приходилось упрашивать сержанта с Лубянки, чтобы отвёз куда надо. С этого момента его стали задвигать, угрожать, а потом свершилась ликвидация. Владимиру удалось бежать из лубянской комнаты, где уже присоседился киллер. Он пытался искать спасения у Вероники Полонской, но она спаслась сама.

Какое нехорошее слово. Хуже ругательства. Раньше я не придавал этому должного значения.
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments