antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

О чём песня "Тутанхамон"

Текст написан 2020-12-09; существенно переработан 22.01.2022.

Группа: "Наутилус Помпилиус"
Композиция: "Тутанхамон"
Слова: Илья Кормильцев
Музыка: Вячеслав Бутусов
Сочинялась в 1992-1993 гг. Радиосингл выпущен в 1994 г.

Критический обзор на Song-Story отмечает "явные неточности" в описании исторического Тутанхамона и приводит к непродуктивному выводу: "По всей видимости, мы имеем дело с абстрактными философскими рассуждениями Кормильцева, в которых пришлось к месту отвлеченное упоминание известного фараона."

ПЕРВЫЙ ПЛАН
Нельзя согласиться с тем, чтобы песня с уникальным звукорядом, созданная выдающимися мастерами, строилась на абсурдном и абстрактном тексте. Лирика там глубокая и диалектичная. Надо постараться правильно её истолковать - в дискурсе египетской мифологии и истории. В результате анализа получились такие ответы.

1) Кто такой фараон, который был очень умён?

Фараон - это египетский правитель, а точнее, бог, так как он де-юре приравнивался к божеству.
В числе египетских богов выделялся Тот - бог мудрости. Про него можно сказать: "Тот был очень умён", - и для русского уха возникает синонимия "тот - он".
https://en.wikipedia.org/wiki/Thoth
Атрибуты Тота - анх и посох. Рядом с ним изображали богиню правды Маат и незримого Амона, бога тёмной стороны мироздания.
Тотх + Анх + Маат + Амон ~ Тутанхамон.

2) Как звали женщину, которая всегда выходила в окно?

Её звали Маат.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Маат
Маат - древнеегипетская богиня истины, справедливости, закона и миропорядка. Приравнивалась к эллинской Софии.
Атрибут Маат - священное насекомое пчела. Именно про пчелу можно сказать, что она "выходила в окно", ведь пчёлы вылетают сквозь леток. "В доме было десять тысяч дверей" - это соты. В каждой ячейке есть стены и "двери" для кормления личинок. Пчела там окукливается и выходит через просвет. Рабочие пчёлы - это самки, поэтому пчелу можно назвать "женщиной". Они живут мало. Погибших особей обычно можно найти перед ульем ("она разбивалась насмерть"). Но пчелиной семье это всё равно: она живёт как единый организм. Жизнь рабочих пчёл коротка и трудна, но всё-таки более завидная, чем жизнь пчелиных волков (отвратительных ос Philanthus) и пчелиных воров - различных любителей мёда.

ТЕКСТ
Если ты пьёшь с ворами, опасайся за свой кошелёк. (х2)
Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног. (х2)
Если ты выдернешь волосы, ты их не вставишь назад. (х2)
И твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад.

Правда всегда одна,
Это сказал фараон.
Он был очень умён,
И за это его называли -
Тутанхамон.

Я знал одну женщину, она всегда выходила в окно.
В доме было десять тысяч дверей, но она выходила в окно.
Она разбивалась насмерть, но ей было все равно.
Если бы ты знал эту женщину, ты бы не стал пить с ворами. (х2)
Ты бы не стал ходить по грязи и разбрасываться волосами.


ВТОРОЙ ПЛАН
Поищем теперь в тексте философию, актуальную для человека-творца.

"Она разбивалась насмерть, но ей было всё равно." - Это София-Маат, воплощающая мудрость просвещения. Истина просвещения не должна продаваться, она просто светит. Ей всё равно, сколько это стоит. Свет Истины проходит через окно сознания.

"Если бы ты знал эту женщину, ты бы не стал пить с ворами ... ходить по грязи и разбрасываться волосами". - Это судьба просвещённого человека. Он если и разбрасывает в грязь, то не волосы, а жемчуг. Гению не надо пить и воровать, своими ценностями он богаче всех. Гений тоже не ищет дверей, не пытается открыть, а проникает в смыслы сразу. Гений тоже разбрасывает жемчуг истины. И светит сквозь окна просвещения.

Итак, получается, что песня посвящена медоносной пчеле, обожествляемой в Древнем Египте за то, что трудится, строит и дарует полезные продукты, в том числе напиток мудрости. Тот + Анх + Амон = Мудрость + Око + Свет. А молодой фараон по имени Тутанхамон Хекаиунушема (точнее, twt-anx-imn HqA-iwnw-šmA) здесь особо не при чём. Хотя он тоже имел какие-то симпатичные черты, иначе его не замуровали бы в такой золотой сокровенности.

ЗВУКОРЯД
Между прочим, закодированный пчелиный смысл ярко выражен в инструментальной композиции. Если в композиции радиосингла ускорить самые первые звуки (варган), получится жужжание пчелы на цветке. Затем идёт гудящий аккорд (струнные смычковые) - так звучит быстрый пролёт пчелы. Доминирующие щипковые звуки (клавесин) похожи на дождь, барабанящий по ульям. А на концерте этот код звучит ещё откровеннее. Так, в ДК Горбунова в 1996 г. песня "Тутанхамон" начиналась оглушительным перепончатокрылым гудением - на духовых язычковых инструментах (кажется, гобой и саксофон).
https://www.youtube.com/watch?v=Nd8kVQjuwwc
А на концерте "Нашествие 2004" по всему фону звучит мощное оглушительное гудение.
https://www.youtube.com/watch?v=I0L0ALH6jvc

Зачем вообще понадобилась Кормильцеву и Бутусову такая тема? Зачем воспевать пчелу? Очевидно, по ассоциации с концертами. Когда находишься на сцене, гудящая толпа в полутёмном зале похожа на пчёл, теснящихся в улье. Примерно такая картина открывается, если удастся заглянуть в леток. А когда музыка смолкнет и включится свет, то зал с сиденьями и идущие по рядам зрители похожи на медовые соты, которые пасечник достаёт из улья. Между прочим, пасечник подкуривает пчёл - и на концерте тоже пускают дым, да и музыканты не прочь подымить. А есть ли там какой-нибудь мёд? Конечно! Это кассовые сборы. Набили карманы - и поехали пировать.

Tags: герменевтика, исследование гениальности, музыкальная антропология, русский рок
Subscribe

Posts from This Journal “музыкальная антропология” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments